Ст. 47 УК РФ включает две разновидности лишения прав:
1) лишение права занимать определенные должности;
2) лишение права заниматься определенной деятельностью.
Суть данного вида наказания состоит в том, что в адрес осужденного выносится категоричный запрет на возможность занимать определенные должности в государственных органах или органах местного самоуправления либо заниматься определенного рода деятельностью и данный запрет оформляется судом в форме обвинительного приговора.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный.
Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:
а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;
б) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
в) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
При лишении права занимать определенные должности суд запрещает осужденному быть должностным лицом, то есть постоянно или временно (в том числе и по специальному распоряжению, полномочию) осуществлять функции представителей власти или занимать должности, которые связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных органах или органах местного самоуправления и при осуждении виновного суд указывает, какие именно должности он не может занимать.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности применимо лишь тогда, когда осужденный или занимал эту должность, или имеет право на ее занятие в будущем, при этом неважно, занимал ли он эту должность до осуждения постоянно или временно, по специальному распоряжению[1].
При лишении права заниматься определенной деятельностью в обвинительном приговоре указывается род либо вид профессиональной, хозяйственной или социальной деятельности, заниматься которой осужденному запрещено. В случае, если запрет на право занимать определенные должности распространяется на сферу государственной (в широком смысле) службы (служба в государственных органах и органах местного самоуправления), то лишение права заниматься определенной деятельностью имеет обще-социальный адресат.
Законодатель при формулировании данного вида наказания использует термин «определенные», а под определенными должностями следует понимать те должности, которые обозначены в соответствующих нормативных актах либо обладают соответствующими идентификационными характеристиками, позволяющими установить сущность судебного запрета.
Те же требования об определенности относятся и к запрету заниматься определенной деятельностью. Род деятельности, ее вид должны быть четко обозначены в приговоре суда - врачебная или медицинская деятельность, лишение права управления механическими или иными транспортными средствами, запрет на занятие предпринимательской или только торговой деятельностью и другие.
Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве основного вида наказания, а равно если оно назначено в качестве дополнительного к таким наказаниям, как обязательные или исправительные работы, его срок исчисляется с момента вступления обвинительного приговора в законную силу. Такое же правило действует и при условном осуждении независимо оттого, какой вид наказания назначен условно, то есть в этом случае основной вид наказания реально не исполняется, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью реализуется с момента вступления приговора в законную силу (например, лицо было условно осуждено к лишению свободы сроком на четыре года с испытательным сроком в три года, а в качестве дополнительного вида наказания - к лишению права управлять транспортным средством на срок два года. Спустя два года условное осуждение по какой бы то ни было причине было отменено. Дополнительное наказание в этом случае считается отбытым. Однако в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью).
В случае, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания назначено к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то срок этого дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания, однако при этом следует учитывать, что запрет действует на протяжении всего периода отбывания основного наказания, то есть при осуждении лица к трем годам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок два года осужденный не имеет права управлять транспортным средством во время отбывания наказания в виде лишения свободы, а затем, после отбытия основного срока наказания, он лишен этого права в течение двух лет после освобождения (фактически осужденный в этом случае не может использовать право на управление в течение пяти лет). При условно-досрочном освобождении срок наказания в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента фактического освобождения[2].
Исполнение данного вида наказания, контроль за его исполнением возлагаются на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного.
Понятие исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью включает:
учет осужденных;
контроль за соблюдением осужденными предусмотренного при
говором суда запрета занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью;
проверку исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
организацию проведения с осужденными воспитательной работы;
проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим
законодательством.
После поступления в уголовно-исполнительную инспекцию из суда, другой инспекции, подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, воинских подразделений, в том числе и военно-учебных заведений копии приговора она в этот же день регистрируется в журнале учета осужденных. Одновременно с регистрацией также заводится личное дело на осужденного, а также сторожевая и контрольно-сроковая карточки.
Затем в течение трех дней инспектором:
устанавливается место работы осужденного и направляется копия приговора суда и извещение администрации организации;
в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности или осуществляющий лицензирование определенных видов деятельности, направляется копия приговора суда или заверенная выписка из него и извещение;
осуществляется вызов осужденного в инспекцию, где с ним проводится беседа о порядке и условиях отбывания наказания, после чего отбирается подписка;
в паспортно-визовую службу передается сторожевая карточка;
вдень постановки осужденного на учет в суд, вынесший приговор, направляется извещение о принятии приговора к исполнению.
О постановке осужденного на учет инспекция докладывает начальнику горрайоргана внутренних дел для проведения профилактических мероприятий, а также контроля за поведением осужденного по месту жительства[3].
В случае, если на учет ставится лицо, осужденное за совершение преступления в сфере экономической деятельности, уголовно-исполнительная инспекция направляет сообщение в территориальное подразделение по экономическим преступлениям.
В соответствии со ст. 37 УИК РФ осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны:
исполнять требования приговора,
представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания,
сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
При установлении факта нарушения осужденным требований приговора суда уголовно-исполнительная инспекция проводит с ним индивидуальную беседу, отбирает объяснение и разъясняет, что время, в течение которого он занимает запрещенную должность или занимается запрещенной деятельностью, в соответствии с ч. 1 ст. 36 УИК РФ в срок наказания не засчитывается, а справка о проведенной беседе и объяснение осужденного приобщаются к личному делу.
После уточнения времени, в течение которого осужденным не исполнялись требования приговора суда, составляется справка с указанием продленного срока наказания, к ней приобщаются соответствующие документы, подтверждающие установленный факт.
О продлении срока наказания информируются все заинтересованные службы горрайорганов внутренних дел, органы и организации, а также делается отметка в журнале учета, а также в сторожевой и контрольно-сроковой карточках.
Законодатель не установил ответственности, не указал на возможность замены данного вида наказания на иной, более строгий, в случае, когда осужденный злостно уклоняется от отбывания данного вида наказания, однако четко сформулировал обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 УИК РФ требования приговора о лишении права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный:
не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от
должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься
определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;
представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего
наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или
какой деятельностью лишен права заниматься.
Предписания приговора о лишении осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью носят обязательный характер для администрации по месту работы или службы осужденного, причем не имеет значения, является эта организация его основным местом работы или он работает в ней по совместительству, как не имеет значения и организационно-правовая форма последней.
Если на момент поступления в организацию копии приговора и извещения из уголовно-исполнительной инспекции осужденный занимает должность, которую он в соответствии с предписаниями приговора занимать не может, администрация издает приказ об увольнении осужденного без выплаты выходного пособия и извещения службы занятости, а также без согласия профсоюзного комитета, основываясь при этом на п. 4 «осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу» ст. 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Трудового кодекса РФ, однако если имеется согласие осужденного на перевод на другую работу или должность, не противоречащие предписаниям приговора, то администрация издает приказ о соответствующем переводе и делает о нем запись в трудовой книжке данного лица.
При увольнении из организации лица, не отбывшего рассматриваемое наказание, администрация, как было отмечено ранее, обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью заниматься, однако следует учитывать ситуацию, когда предписания приговора связаны с деятельностью в сфере досуга (например, когда осужденный имел право на управление транспортным средством, но без права работы по найму. В данном случае при его увольнении соответствующей записи в трудовой книжке не делается)[4].
Статья 38 УИК РФ предусматривает ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с данной статьей представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, которые нарушают требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если представители администрации предприятия либо органа, аннулирующего право заниматься запрещенной деятельностью, не исполняют приговор суда, то инспекция обязана вынести в их адрес представление, предупредив администрацию предприятия об административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» Кодекса РФ об административных правонарушениях . Но если и после представления инспекции приговор суда не будет исполнен, то начальник инспекции имеет право установленным порядком составить протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ. Также, уголовно-исполнительная инспекция вносит соответствующее представление в прокуратуру о принятии решения по привлечению лиц, виновных в неисполнении приговора суда, к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.
При призыве либо поступлении осужденного на военную или альтернативную гражданскую службу инспекция направляет в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. В сопроводительном письме указывается отбытый осужденным срок наказания, а также то, что, если по окончании службы осужденного срок наказания не истек, командование воинской части обязано направить сообщение об окончании срока службы и копию приговора суда в инспекцию по месту его убытия.
При регистрации по месту жительства паспортно-визовой службой лиц, которые прибыли из исправительных учреждений, центров, дисциплинарных воинских частей, арестных домов, в справке об освобождении которых имеется указание на дополнительную меру наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, последняя осуществляет информирование уголовно-исполнительной инспекции, постановку на учет и проставление условной отметки «З.З.Д.» в адресных листах прибытия, аналогичные отметки делаются при получении из инспекции сторожевых карточек на осужденных.
При снятии лица, которое осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с регистрационного учета паспортно-визовая служба осуществляет это, предварительно проинформировав инспекцию. В сторожевой карточке после снятия осужденного с регистрационного учета делается соответствующая отметка, а затем инспектор уголовно-исполнительной инспекции направляет сообщение в орган внутренних дел по новому месту жительства осужденного, и при получении подтверждения его прибытия последний снимается с учета, при этом копия приговора, а также другие имеющиеся документы пересылаются в соответствующую уголовно-исполнительную инспекцию[5].
На основании ст. 35 УИК РФ требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Данные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (например, в случае наличия в приговоре указания о лишении осужденного права управления транспортным средством соответствующие органы (в данном случае Государственная инспекция безопасности дорожного движения - ГИБДД) обязаны в течение трех дней после получения копии приговора суда изъять удостоверение на право управления транспортным средством, аннулировав разрешение на занятие указанным видом деятельности, после чего направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию).
Сотрудники ГИБДД и службы борьбы с экономическими преступлениями, которые выявили факты неисполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осужденным или должностным лицом, незамедлительно информируют об этом инспекцию, осуществляющую контроль за исполнением приговора.
Отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
Снятие осужденных с учета по отбытии наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью производится по рапорту сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, который утвержден начальником инспекции.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ при условно-досрочном освобождении лицо, которое отбывает содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, которому в качестве дополнительного было назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
В отношении лиц, осужденных к рассматриваемому виду уголовного наказания, судимость погашается по истечении одного года после отбытия наказания.
[1] Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 60.
[2] Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран : Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право ; Науч. рук. В. П. Малков. — Саратов, 2002. С. 10.
[3]Гальперин К.М. Взаимодействие государственных органов и общественности по борьбе с преступностью. М.: Юрид. лит., 1972. С. 122.
[4] Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран : Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право ; Науч. рук. В. П. Малков. — Саратов, 2002. С. 15.
[5] Калинина С.Ю. Уголовно-исполнительное право. Учебник: В 2 т. Т. 2; Особенная часть, - Рязань, Логос; Академия права и Управление Федеральной Службы исполнения наказаний, 2009. С. 121.
|