Понедельник, 25.11.2024, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Роль уголовно-исполнительных инспекций в контроле за поведением лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности

В соответствии со ст. 33 УИК РФ данное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительные инспекции в процессе исполнения данного наказания[1]:

ведут учет осужденных. В данном случае, инспекция, получив копию приговора, заводит на лицо контрольное дело и берет осужденного на учет, о чем уведомляется суд, постановивший приговор;

осуществляет контроль за соблюдением осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

проверяют исполнение требований администрацией организаций, где работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной приговором суда. Инспектор информирует администрацию организации, где работает осужденный, о том, какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью он не имеет права заниматься, о возможности работы осужденного в данной организации на должностях, не связанных с нарушением запрета, установленного приговором. Контроль за соблюдением осужденным ограничений, вытекающих из приговора осуществляет инспектор не реже одного раза в 6 месяцев. Также если будет выявлен случай, что осужденный нарушает запрет, инспектор предлагает администрации организации, где работает осужденный, перевести его на другую должность, занятие которой не запрещено. В том случае если же вакантной должности нет или если осужденный не выражает на это согласия – нужно уволить его. Если осужденный лишен права заниматься деятельностью, которая предоставляется данному лицу специальным государственным органом или иной уполномоченной организацией, инспектор уведомляет их о вынесенном приговоре для аннулирования разрешения на занятие соответствующей деятельностью осужденного и направляет туда копию приговора суда.

организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Администрация учреждения, в котором отбывает основный вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работе, выполнение которой ему запрещено. За 20 дней до окончания срока, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким – в день освобождения, исправительное учреждение направляет в инспекцию по месту жительства осужденного копию приговора суда или выписку из приговора суда. Также прилагается справка на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных или иных близких связей. Организация взаимодействия в данном случае немаловажна, в части невыполнения двойной работы уголовно-исполнительной инспекцией.

Детально исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регламентируется приказом Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»[2]. Этой Инструкцией и руководствуются в своей практической деятельности сотрудники уголовно-исполнительных инспекций.

Согласно п. 31 Инструкции в целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение 10 рабочих дней с момента постановки на учет:

устанавливает место работы осужденного, а в отношении неработающего осужденного инспекция отслеживает его возможное трудоустройство;

направляет в адрес организации копию приговора суда и извещение;

направляет копию приговора суда или заверенную выписку из него и извещение в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности.

В случаях призыва либо поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных приговор суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

Приговор к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и военнослужащему лицу, если это ни в коем случае не препятствует дальнейшей службе в Вооруженных силах РФ. В этом случае командование воинской части по месту похождения службы обязано осуществлять контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора будет. Поэтому военный суд, который вынес приговор, направляет копию приговора для исполнения данного наказания в условиях службы командованию воинской части по месту военной службы[3].

Предписания приговора о лишении осужденного данного права носят обязательный характер для администрации по месту работы или службы осужденного. Также не имеет значения, является эта организация его основным местом работы или осужденный работает в ней по совместительству, как и не имеет значения организационно-правовая форма этой организации.

В правомочия УИИ также входит и то, чтобы не только осужденный выполнял законные требования, но также и организация, в которой он работает. Обязанности администрации организации, в которой работает осужденный, закреплены в ст. 34 УИК РФ. В соответствии с данной нормой администрация, где работает осужденный, обязана:

не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать или запретить заниматься определенной деятельностью;

направить в УИИ сообщение об исполнении требований приговора. В случае, если в момент поступления приговора в организацию занимаемая осужденным должность подпадает под запрет, указанную в приговоре, администрация не позднее 3 дней с момента получения копии приговора и извещения прекращает трудовой договор. При этом в трудовой книжке и приказе делается соответствующая запись.

В случае увольнения выходное пособие не выплачивается и согласия профсоюзного комитета не нужно. Если организация имеет возможность перевести осужденного на другую должность, осуществление которой не противоречит приговору суда, администрация с согласия осужденного вправе осуществить данный перевод, не увольняя его. Делается соответствующая запись в трудовую книжку о переводе на другую работу.

Если занимаемая должность не подпадает под установленный запрет, осужденный не может быть с нее уволен. Вместе с тем не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершением преступления, если по данному факту имеются законные основания (например, несоответствие работника выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или занимаемой должности, подтвержденной результатами аттестации).

представлять по требованию УИИ документы, связанные с исполнением наказания. Администрация организации обязана сообщить УИИ о выполнении предписаний приговора. Необходимо сообщить какую должность занимает осужденный, если он остается на работе.

в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Не запрещается перевод и на более высокие должности.

в случае выполнения из организации, осужденному не отбывшему наказание, вносится запись в трудовую книжку о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься. Администрация после внесения записи сообщает о увольнении осужденного в УИИ.

При увольнении лица с прежнего места работы инспекция в тридцатидневный срок с момента получения сообщения об увольнении осужденного осуществляет следующие действия:

устанавливает новое место работы, должность осужденного или род его деятельности;

направляет по новому месту работы копию приговора суда и извещение;

проверяет наличие в его трудовой книжке записи, соответствующей приговора суда (о наличии записи в трудовой книжке делает отметку в журнале учета осужденных). В случае если организация не внесла запись в трудовую книжку, инспекция направляет информацию в органы прокуратуры.

Запись в трудовой книжке имеет юридическую силу в течение срока отбывания наказания.

В соответствии с требованиями ст. 35 УИК РФ требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Занятие некоторыми видами деятельности находится под контролем специально уполномоченных государственных органов. К ним, в частности, относятся органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и другие. За некоторыми видами деятельности контроль осуществляется общественными объединениями. Например, обществом охотников, выдающим охотничьи билеты и лицензии на отстрел птицы или зверя. Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ должны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному лицу, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в УИИ. Также, если в приговоре указано о лишении осужденного права управления транспортным средством соответствующие органы обязаны в течение 3 дней после получения копии приговора суда изъять удостоверение на право управления транспортным средством, аннулировав разрешение на занятие данным видом деятельности, после чего направить сообщение об этом в УИИ. Однако на практике данное взаимодействие плохо осуществимо, так как нет соответствующих документов, регулирующих данный момент.

Сотрудники ГИБДД и службы борьбы с экономическими преступлениями, выявившие факты неисполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осужденным или должностным лицам должно незамедлительно информировать об этом инспекцию, осуществляющую контроль за исполнением приговора.

В случае отмены условного осуждения в связи с совершением нового преступления или отменой по другим законным основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания. Если новое преступление совершено лицом, которое было условно-досрочно освобождено от основного наказания, но не отбыло дополнительное, его срок продолжает течь, кроме тех случаев, когда лицо осуждено за новое преступление к ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы. Течение срока отбывания наказания прерывается на время отбывания этого нового наказания. В соответствии со ст. 70 УК РФ при назначении наказания по совокупности приговоров суд должен зачесть время отбывания дополнительного наказания. Условное назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности не предусмотрено.

В соответствии с требованиями ст. 37 УИК РФ осужденные к данному виду наказания обязаны:

исполнять требования приговора;

представлять по требованию УИИ документы, связанные с отбыванием наказания;

сообщать о месте работы, его изменении или об увольнении, а также об изменении места жительства.

Представители власти, служащие органов местного самоуправления, государственные служащие, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Несоблюдение предписаний, содержащихся в решении суда, может выражаться в следующих формах:

оставление осужденного на должности, занимать которую ему запрещено;

формального перевода осужденного на другую работу с исполнением обязанностей по должности, которую ему занимать запрещено;

прием на работу на запрещенную по приговору суда должность;

отказ от выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности.

Злостным неисполнением считается не отстранение осужденного от должности, которую он не имел права занимать, после предупреждения сотрудника УИИ.

При прохождении практики в ФКУ УИИ филиал по Первомайскому району г. Новосибирска мною было выделено следующее:

всего находится в ведении инспекции 15 личных дел по данному наказанию, из которых лишь одно в качестве основного вида наказания;

в качестве дополнительных применяется лишение права управления транспортными средствами;

никаких нарушений данные осужденные в период отбывания наказания не допускали.

В отношении самих осужденных, нарушающих требования приговора, возможны следующие правовые последствия:

расторжение трудового договора администрацией предприятия, учреждения или организации с лицом, лишенным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в порядке, предусмотренном в законодательстве о труде (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);

не включение времени занятия запрещенной должности и запрещенной деятельностью в срок наказания;

административная ответственность (например, за управление транспортным средством после лишения лица права управления по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Таким образом, в рамках исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью правомочия УИИ распространяются не только на осужденного, но и на ту организацию, в которой он работает. Данный факт управомачивает инспекцию контролировать организацию, а в случае нарушения инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ст. 315 УК РФ.

 

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: от 08.01.1997 года № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – 13 января. - № 2.

[2] Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста России от 20.05.2009 года № 142 // российская газета. – 2009. – 14 августа. - № 151.

[3] Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. П.Е. Конегера. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 47.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%