Бесконфликтная ситуация при допросе характеризуется согласованным взаимодействием следователя и допрашиваемого, между которыми существует психологический контакт. Задачи следователя в указанной ситуации состоят в том, чтобы, во-первых, поддержать бесконфликтный характер общения, во-вторых, получить от допрашиваемого как можно более полное описание события, в - третьих, оказать ему помощь в припоминании забытых фактов.
В начале допроса следователь устанавливает с допрашиваемым психологический контакт. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению с допрашиваемым лицом. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля и потерпевшего, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве.
Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему, известно, по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК РФ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.
При установлении психологического контакта с потерпевшим. Здесь следует учесть глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его состояние. В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следственного действия - получение полной, детальной и объективной информации - на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.
Установление психологического контакта позволяет перейти к рабочему этапу допроса, который открывает свободный рассказ допрашиваемого лица. Значение свободного рассказа состоит в том, что он позволяет оценить общий уровень осведомленности лица, диагностирует его установку, помогает вспомнить забытые детали события, факты. В процессе свободного рассказа следователю рекомендуется: предложить допрашиваемому определенную последовательность рассказа (хронологическую, по эпизодам, по отдельным периодам, по отдельным местам происшествий, по лицам, причастным к расследуемому событию), не прерывать допрашиваемого репликами, не останавливать и не прерывать рассказ с целью более подробного изложения допрашиваемым тех или иных обстоятельств, не протоколировать показания во время свободного рассказа, поддерживать речевую активность допрашиваемого лица, внимательно наблюдать за поведением допрашиваемого с целью пресечения попыток дачи ложных показаний.
При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.
Данные приемы применяются при условии, что интересующие следователя факты действительно воспринимались допрашиваемым, но были им временно забыты, либо допрашиваемый воспроизводит эти факты неполно и неточно, пропуски, пробелы, несоответствия в показаниях допрашиваемого носят непреднамеренный характер, и следователь выяснил причины, по которым такие искажения произошли.
Для установления причины непреднамеренного искажения информации у допрашиваемого выясняют: условия наблюдения допрашиваемым обстоятельств, о которых он дает свои показания; состояние допрашиваемого в момент воспринимавшегося события и как это, по его мнению, это сказалось или могло сказаться на адекватности восприятия им обстоятельств, составляющих предмет допроса; не страдает ли допрашиваемый каким-либо болезнями и не имеет ли субъективных особенностей, который могли сказаться на точности и объективности восприятия обстоятельств происшедшего события; не влияет ли время, прошедшее с момента события, о котором допрашиваемый дет показания, на точность передаваемой им информации; роль допрашиваемого в расследуемом событии, отношение к его участникам.
Существует целый ряд приемов, используемых для оказания помощи в припоминании забытого:
использование ассоциативных связей;
допрос в разных планах;
«смена перспективы»;
использование изобразительных возможностей допрашиваемого;
предъявление для повторного восприятия тех или иных предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами;
ознакомление допрашиваемого в необходимых пределах с показаниями других лиц;
допрос на месте события;
повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств;
очная ставка;
Использование ассоциативных связей. Восприятие всегда сопровождается образованием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов возбуждения, причем возбуждение при повторном восприятии (например, при предъявлении предмета) или словесном напоминании от одного очага передается другому. Поэтому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смыслу, смежности, сходству или контрасту, а воспроизведение одного из них затруднено вследствие забывания, оно может быть облегчено напоминанием о факте, связанном с забытым. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытого.
Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.
Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т.п.).
Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.
Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.
Для использования ассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.
Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т.п. Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий - низкий, черный - белый, толстый - тонкий и т.п.).
Допрос в разных планах. Допрашиваемый повторяет рассказ, изменяя последовательность описания события (с середины, конца, наиболее запомнившегося факта). Благодаря этому между отдельными элементами события выявляются новые связи. Осмысливая эти связи, допрашиваемый выходит за рамки первоначального описания события, вспоминает и сообщает следователю новые факты «Смена перспективы». Допрашиваемому предлагают мысленно поставить себя на место других участников события и рассказать, что эти лица могли, по мнению допрашиваемого, воспринимать, чувствовать, а так же какие действия при этом совершали. отвечая на вопрос, допрашиваемый может высказать обоснованные предположения о мотивах действий тех или иных лиц, уточнить последовательность, в которой они совершали свои поступки. при этом он становиться более внимательным к второстепенным деталям события, а так же тем обстоятельствам, которые не были для него индивидуально значимыми.
Предъявление предметов, активизирующих у допрашиваемого ассоциативные связи. Процесс вспоминания опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные ощущения, оживляющие память допрашиваемого лица. Воспринимая повторно предмет, который он видел в момент расследуемого события, допрашиваемый вспоминает детали, связанные с этим предметом, в том числе расследуемым событием. Для припоминания забытого могут быть предъявлены: орудие преступления; одежда, обувь, личные вещи причастных к событию лиц; фотографии места происшествия; видеозаписи следственных действий; чертежи, аналоги, макеты предметов, с которыми связано расследуемое событие.
Условия применения тактического приема:
следователь выслушал свободный рассказ допрашиваемого;
путем постановки вопросов содействовал боле подробному описанию события;
несмотря на предпринятые усилия, допрашиваемый не смог вспомнить определенные детали события, факты.
Близким к рассмотренному выше является тактический прием оглашения показаний других лиц. Он применяется только в том случае, если припоминание забытых фактов не было обеспечено с помощью других тактических средств. Показания оглашаются только в той части, которая касается временно забытых фактов и лишь в том случае, если допрашиваемый может эти факты вспомнить. После оглашения показаний вопросы к допрашиваемому должны носить открытый характер, а не сводиться к выяснению у него, подтверждает ли он эти показания.
Использование изобразительных возможностей допрашиваемого. Во время допроса нередко возникает ситуация, при которой допрашиваемый затрудняется описать словами какую-либо ситуацию или объект. В этом случае допрашиваемому целесообразно предложить изобразить данный объект на бумаге, графически. По предложению следователя допрашиваемый может: нарисовать схему места происшествия и указать на ней расположения предметов обстановки; указать на схеме местонахождение каждого участника события; схематически изобразить похищенные вещи, орудия и технические приспособления, использованные преступником и т.п.
Выполняя рисунок, допрашиваемый не только материализует мысленный образ, но и припоминает забытые факты. При необходимости изготовления рисунка со слов допрашиваемого лица может быть привлечен художник-специалист. Изготовленные таким образом схемы, чертежи, рисунки являются приложениями к протоколу допроса и оцениваются наряду с другими доказательствами по уголовному делу.
Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.
Следователь должен помнить, что процесс забывания может быть обратимым. При благоприятных условиях забытые события и факты могут быть восстановлены в памяти потерпевшего и свидетеля. как уже было сказано, это вяление в психологии называется реминисценцией. Используя данную психологическую закономерность, можно получить новые данные при повторном допросе свидетеля или потерпевшего. Первый допрос нередко дает толчок к припоминанию забытых обстоятельств, мобилизует возможности памяти и создает благоприятные предпосылки для восполнения пробелов в показаниях в дальнейшем.
Проведение повторного допроса целесообразно, если во время первого допроса:
допрашиваемый сильно волновался, что отрицательно сказалось на полноте и достоверности его показаний;
допрашиваемый ссылается на то, что забыл определенные обстоятельства дела, но надеется их вспомнить в дальнейшем;
следователь упустил, не воспринял или не занес в протокол часть поступившей от допрашиваемого информации;
допрашиваемый просит допросить его повторно, мотивируя это тем, что вспомнил новые обстоятельства дела.
Повторный допрос проводится при условии, что пропуски и пробелы в показания допрашиваемого вызваны забыванием, а не дефектами восприятия. Если какие-либо факты не воспринимались допрашиваемым, не имеет смысла выяснять их на повторном допросе.
Тактика проведения повторного допроса. Повторный допрос проводится по тем вопросам, которые допрашиваемый забыл и затрудняется вспомнить. При необходимости повторный допрос может быть произведен по всем обстоятельствам расследуемого события. такая ситуация нередко возникает при допросе потерпевших, первоначальные показания которых из - за сильных эмоциональных переживаний могут быть односторонними и неполными. в этом случае по окончании первого допроса целесообразно оговорить с потерпевшим время, когда будет произведен его повторный допрос.
Следует учитывать, что зачастую при повторном допросе свидетель или потерпевший помнит и иногда буквально воспроизводит свои первоначальные показания, а не первичную информацию, основанную на реально произошедших событиях. То есть налицо подмена самого события преступления первоначальными показаниями о нем. Ценность такого повторного допроса сомнительна. Поэтому при производстве повторного допроса допрашиваемого целесообразно попросить мысленно отвлечься от своих показаний на первом допросе и повторные показания давать только на основе того, что ему довелось воспринимать с помощью органов чувств. При этом допрос не следует начинать с вопроса о том, подтверждает ли допрашиваемый ранее данные показания.
При повторном допросе отрицательную роль может сыграть также неправильное понимание допрашиваемым лицом сущности предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Иногда даже добросовестные свидетели в силу этого обстоятельства избегают вносить изменения и дополнения в свои прежние показания, хотя необходимость в этом очевидна. Поэтому, при повторном допросе целесообразно разъяснить свидетелю или потерпевшему, что само по себе устранение неточностей и ошибок в показаниях, зафиксированных при предыдущих допросах, не свидетельствует об их ложности. Настаивание же на прежних показаниях при очевидной ошибочности отдельных их положений может свидетельствовать о перерастании добросовестного заблуждения при первоначальных показаниях в преднамеренную ложь. Именно по этой причине следователь при повторном допросе должен особо обращать внимание на то, чтобы свидетель или потерпевший сообщал ему фактические данные, имеющие отношение к расследуемому преступлению. Причины расхождений в показаниях должны следователем тщательно выясняться и сопоставляться с условиями восприятия, запоминания и воспроизведения событий допрашиваемым лицом. Только такой подход позволяет правильно оценить достоверность повторных показаний.
Особо хотелось бы обратить внимание на случаи изменения показаний потерпевшими, которые, как показывает практика, особенно подвержены внушению и самовнушению. В силу своего положения, под влиянием различных причин, таких, как внезапность преступного посягательства, сильный испуг, они чаще всего неосознанно воспринимают те или иные обстоятельства преступления и нередко воспроизводят их в искаженном виде.
Следует отметить, что конфликтную ситуацию легче предупредить, чем разрешить. В немалой степени этому способствует установление должного психологического контакта (включает выбор формы приглашения на допрос, беседу на отвлеченную тему, проявления внимательного, уважительного отношении к личности допрашиваемого и т.п.). Имеет значение и форма предупреждения об уголовной ответственности за отказ от дачи и за дачу заведомо ложных показаний. Предупреждение лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что «не видел», «не заметил», «не помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. Допрашиваемому можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.
При допросе недобросовестных свидетелей и потерпевших важно выяснить и нейтрализовать мотивы их негативной установки. Мотивами дачи ложных показаний свидетелем могут быть:
страх перед возможной местью со стороны подозреваемого (обвиняемого);
ложно понимаемое чувство товарищества;
стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;
негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и т.д.
Во многом аналогичны мотивы дачи ложных показаний потерпевшим (наличие особых отношений с обвиняемым или подозреваемым; боязнь мести; оказываемое на потерпевшего физическое или психологическое воздействие со стороны обвиняемого или его окружения; боязнь огласки собственного неблаговидного поведения и т.д.)
Соответственно причинам избираются и тактические приемы допроса, когда:
допрашиваемому разъясняется, что подозреваемый (обвиняемый) менее опасен, если будет изобличен в совершении преступления и привлечен к уголовной ответственности, а так же то, что уголовно-процессуальный закон предусмотрел способы обеспечения безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ);
свидетелю разъясняется, что его показания имеют большое значение для установления истины по делу и разоблачения преступников;
большое значение имеет обращение к положительным качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и переживаниях чувства ответственности, гражданского долга.
Для изобличения недобросовестных свидетелей и потерпевших может применяться детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно заранее договориться, а также выявление проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия, и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, создавая дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям.
Преодолеть негативную установку допрашиваемого позволяет так же предъявление доказательств (следует огласить показания других свидетелей, заключения экспертов, воспроизвести звукозапись, продемонстрировать фотографии или вещественные доказательства и т.д.). При допросе недобросовестных свидетелей и потерпевших могут применяться и другие приемы, используемые для изобличения подозреваемого, обвиняемого во лжи.
Лжесвидетельство - умышленная дезинформация следователя в форме дачи заведомо ложных показаний. Может привести либо к осуждению невиновного, либо, наоборот, к оправданию лица, совершившего преступление. Оно может выражаться как в подтверждении обстоятельств, не имевших места в действительности, так и в умалчивании об известных обстоятельствах дела и, что чаще всего встречается, в искажении фактических обстоятельств.
Приемы, применяемые для предупреждения, установления и разоблачения лжи, по характеру используемых наук и направленности принято делить на три группы приемов воздействия: психологические, логические, тактические.
Такое деление условно, так как чисто тактических приемов не существует.
Психологическое воздействие на личность исключалось в свое время из числа средств, применяемых при допросе. Так, чтобы оградить допрашиваемого от внушения, закон запрещает постановку наводящих вопросов; чтобы оградить от постороннего влияния, закон предписывает проведение допроса порознь, а производство очной ставки разрешает одновременно только между двумя лицами. Но даже самое точное выполнение всех правил не гарантирует допрашиваемого от психологического воздействия на него со стороны следователя. Любая форма общения, тем более устная, предполагает воздействие. Следователь обязан воздействовать на лиц, проходящих по делу: ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избранной им неправильной линии поведения. В этом и заключается дозволенное законом психологическое воздействие на допрашиваемого, подчиненное целям установления истины по делу.
Важно правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом, и действиями, представляющими собой психическое насилие, несовместимое с принципами уголовного процесса. В отличие от насилия, - правомерное психологическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредствованно приводит его к выбору определенной линии поведения.
Воздействие следователя имеет предметную задачу - получение показаний, объективно отражающих действительность. Правомерное психологическое воздействие достигается путем рефлексивного управления, которое стимулирует дачу правдивых показаний. Рефлексивное управление осуществляется за счет передачи допрашиваемому основании для принятия желательного, объективно обоснованного решения.
В целях разоблачения лжи, получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться лишь следующие методы психологического воздействия: изобличения, убеждения, метод эмоционального воздействия, примера.
Сущность метода изобличения - в активном воздействии на допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между этими утверждениями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед допрашиваемым вопросов.
Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Эффективность убеждения зависит от силы аргументации (наличие достоверных фактов, примеров, цифр, данных науки, мнений авторитетов), предварительной заготовки, психических качеств убеждающего и убеждаемого
Метод эмоционального воздействия заключается в создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незнание факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоятельствах. С помощью этого метода выясняется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересующих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса. Эмоциональность - важная качественная сторона речевого воздействия, и его успех во многом определяется тем, насколько умело следователь применил в отношении допрашиваемого приемы эмоционального воздействия. Такими приемами могут быть побуждение допрашиваемого к правдивым показаниям, разъяснение ему преимуществ чистосердечного раскаяния, использование положительных качеств допрашиваемого и фактов из его жизни, имеющих для него важное значение.
Метод примера проявляется или в форме личного примера следователя, или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. Корректное поведение следователя будет оказывать дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого. Если следователь позволил себе повысить голос, допрашиваемый сделает то же самое, если следователь нервничает, эта нервозность передается допрашиваемому. Психологическое воздействие на допрашиваемого начинается до допроса в кабинете. Поэтому внешний вид следователя, обстановка в кабинете должны соответствовать своему целевому назначению.
Дискуссионным в литературе является вопрос о классификации тактических приемов. Так, Л.М. Карнеева подразделяла тактические приемы допроса на две группы в зависимости от того, применяются ли они в конфликтной или бесконфликтной ситуации. Основанием для деления первых на две подгруппы служит причина конфликта: отказ от дачи показаний или дача ложных показаний. В последнем случае она различала приемы эмоционального воздействия и приемы, основанные на использовании доказательств, а эти в свою очередь разделяла на три подгруппы в зависимости от того, достаточно ли доказательств для изобличения допрашиваемого или в системе доказательств имеются пробелы, либо доказательств недостаточно для изобличения.
Н.И. Порубов в качестве оснований для классификации избрал стадии допроса, объем доказательственного материала и характер ситуации допроса.
В рассматриваемой конфликтной ситуации возможны три варианта поведения допрашиваемого:
допрашиваемый колеблется, не избрал определенной линии поведения;
допрашиваемый избрал стойкую установку на дачу ложных показаний;
допрашиваемый отказывается от общения со следователем.
В первой ситуации у человека, решающего, дать ли правдивые показания, борются чувство вины и чувство стыда. Угрызение совести, чувство вины - внутренняя эмоция, переживаемая лично, а чувство стыда подвержено неодобрению, осмеянию со стороны других. Если о совершенном преступлении никто не знает, то у виновника может отсутствовать чувство стыда, но угрызения совести все равно могут возникнуть. Желание облегчить вину побуждает к даче ложных показаний, а желание избежать унизительного чувства стыда препятствует этому.
Допрос для допрашиваемого - это, с одной стороны, ситуация, вызывающая тревогу, беспокойство, растерянность, эмоциональную напряженность, с другой - мобилизационная готовность к борьбе, умственная настороженность. Лишь немногие обвиняемые имеют самообладание не показать, какая идет внутренняя борьба. Допрашиваемый хочет дать волю своему чувству, когда он говорит правду. Задача следователя в данной ситуации - создать атмосферу доверительности, чтобы допрашиваемый дал правильные показания.
Тактически важно на первом допросе предупредить дачу ложных показаний, потому что допрашиваемому позже от них труднее будет отказаться, так как к прежним мотивам лжи прибавляется еще мотив нежелания признаться в лжесвидетельстве. По возможности следует облегчить допрашиваемому путь к признанию.
Во второй ситуации, когда допрашиваемый проявляет стойкую установку на ложь, следователь избирает путь изобличения его доказательствами.В конфликтной ситуации со строгим соперничеством следователя и допрашиваемого возможны следующие тактические приемы:
подробный допрос с последующим выявлением противоречий;
допущение легенды допрашиваемого;
последовательное использование доказательств;
форсированный и замедленный темп допроса;
косвенный допрос;
создание определенного представления у допрашиваемого об осведомленности следователя;
повторный допрос в иной последовательности.
В этой ситуации допроса важно использовать фактор внезапности, который причисляется к тактическим приемам. Сущность его - в неожиданной постановке допрашиваемому вопроса, не связанного с предыдущими, на который допрашиваемый должен дать немедленный ответ. Внезапно поставленный вопрос лишает допрашиваемого возможности продумать ту или иную версию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств.
В третьей ситуации, при отказе допрашиваемого давать показания рекомендуется применять приемы, основанные на разъяснении этому лицу всей неблагоприятности последствий занятой им позиции. Полезно умышленно вызвать возражения со стороны допрашиваемого, что может побудить его занять активную защитную позицию, для чего ему придется дать показания.
Назначение этого приема состоит в том, чтобы вызвать у допрашиваемого стремление вести логические рассуждения. Сначала следователь умышленно заостряет внимание на факте, который допрашиваемому опровергнть нетрудно. Он не может отказать себе в соблазне опровергнуть выводы следователя, уже не хочет оставить без реагирования и другие доводы следователя, тем более что тот и дальше выдает слабые места, не обеспеченные доказательствами. Допрашиваемый опровергает и эти доводы. Так постепенно он втягивается в обсуждение вопросов, предложенных следователем. Но следователь поставил на обсуждение уже более существенные обстоятельства, обеспеченные доказательствами, и логика последнего стала более убедительной. Конфликтующий вынужден, выдвигать иные аргументы или же, не видя выхода, признавать правильность доводов следователя. Таким образом, достигается общение следователя с допрашиваемым, которое в дальнейшем следует развить.
Нередко отказ является результатом неумения следователей устанавливать правильные взаимоотношения с допрашиваемыми. Если же терпеливо разъяснить, им их положение и права, значение их показаний, то значительная часть таких лиц обычно отказывается продолжать свою линию поведения. При этом важно разъяснить допрашиваемому, что отказ от дачи показаний не принесет ему пользы, а только навредит, поскольку остальные соучастники (если преступление совершено группой) за его счет смогут смягчить долю своей вины, переложив ее на него.
|