Понедельник, 25.11.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные исторические этапы становления и развития государственной службы в Российской Федерации

Государственная служба в России имеет глубокие и многовековые корни. Она берет начало с давних времен становления государственности на Руси, когда закладывались основы государственного управления и госслужбы. Поначалу эти вопросы были тесно связаны с великокняжеской военной организацией, поскольку великий князь в деле госуправления опирался на дружину. Дружинная администрация не только обеспечивала вооруженную защиту, но и вопросы управления. Дружинникам князь доверял самые ответственные поручения, они занимали ключевые должности воевод, посадников, тысяцких и др., получали чины. Такой чин, как «боярин», упоминаемый с IX в., присваивался старшему дружиннику.

Князь советовался с ними, заботился об их содержании, «кормлении». Примерно с XII в. отдельным чинам (дружинникам) давались волости в управление и «кормление». Вообще чины государевой службы оплату труда в виде денег получали очень редко. Обычно их ставили на «корм», и местное население обеспечивало их всем необходимым, что нередко приводило к поборам. Порядок «кормления» бытовал вплоть до реформ Ивана Грозного и частично до Петровских реформ[1].

Важное значение в формировании и развитии государственной службы России имела реформаторская деятельность Петра I, его система административных реформ, сыгравшая большую роль в укреплении государства. Именно при Петре I государственная служба оформилась как правовой и социальный институт, действующий на постоянной основе.

Как отмечает В.Д. Граждан: «В процессе этих реформ было осуществлено: 1) разделение государственной службы на три типа (статская, военная и придворная) за счет выделения гражданской (статской) и военной служб в специальные отрасли госуправления, их обособление от придворной деятельности; 2) создание института государственной должности. По каждому виду госслужбы были определены должности и классные чины. Чины присваивались только за должности; 3) возможность перехода к постоянным должностям, их окончательное утверждение в госаппарате. Служебные поручения стали постоянными, найдя свое воплощение в институте государственной должности; 4) утверждение типа госслужбы как повинности. Все дворяне не только получали право, но были обязаны поступить на госслужбу и нести ее пожизненно»[2].

Петром I принимались строгие меры, принуждающие дворян нести государственную службу в качестве пожизненной повинности. Обязательная государственная служба была отменена лишь манифестом Петра III (1762 г.) и «Грамотой на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II (1785 г.). Серию административных преобразований и оформление института государственной службы завершил Табель о рангах.

Табель о рангах, принятый 24 января 1722 г., отменил приоритет родовитости над заслугами в делах, то есть принцип родовитости заменялся принципами выслуги и служебной пригодности. Устанавливалось три рода государственной службы: военная, гражданская (статская) и придворная. Этим документом были введены: единая система чинов; получение чина на основании должности; номенклатура должностей; их ранжирование в каждом виде службы; распределение должностей по четырнадцати классам; старшинство в рамках одного рода служащих; нормы поведения в зависимости от чина.

Закон о госслужбе (Табель о рангах) не только определял порядок приема на службу и ее прохождение от низших чинов к высшим, он впервые в истории России положил в ее основу принцип служебной пригодности, а продвижение гарантировали личные заслуги, знания, опыт, профессионализм, а не древность и знатность рода, как прежде.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине II система, золоченная Петром I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия – дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России – Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах[3].

В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее.

Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов.

В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

Как отмечает М.Т. Кикимжанов: «В качестве основных признаков функционирования государственной службы в советский период можно отметить следующие:

- в условиях верховенства в стране Коммунистической партии Советского Союза государственная служба не была самостоятельным социально-правовым институтом, во многом она носила подчиненный характер по отношению к партийной работе, срастаясь с последней;

- к госслужащим практически относились все лица, местом работы которых были государственные учреждения и организации, и получающие заработную плату из бюджетных средств (включая учителей и врачей);

- правовое положение госслужащих, как правило, определялось трудовым законодательством, за исключением военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и государственной безопасности. Пожалуй, лишь «Временные правила о службе в государственных учреждениях и на предприятиях», утвержденные ВЦИК РСФСР 21 декабря 1922 г., действовали в отношении служащих государственных организаций и учреждений по всей стране;

- применялся служебно-номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Партийные, советские и производственные кадры подбирались «по моральным, деловым и профессиональным качествам». Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие;

- гарантированно обеспечивалось достаточное и достойное материально-финансовое обеспечение и социальные льготы»[4].

С прекращением в декабре 1991 г. существования СССР перед его преемницей - Российской Федерацией - встал вопрос об организации новой системы государственной службы. Это было связано, в первую очередь, с необходимостью решения проблемы создания новой российской государственности в условиях смены политического устройства, системы социально-экономических отношений, структуры экономики (перехода от административно-командной к рыночной экономике).

Правовые основы новой российской государственности были заложены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая утвердила продолжение государственного строительства на основе принципов федерализма и закрепила положение о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ней признан принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Реализация положений Конституции РФ 1993 г. позволила, несмотря на определенные недостатки, сформировать основу новой российской государственности, государственного и муниципального управления, социально-правового института государственной и муниципальной службы.

В целях решения проблемы создания новой системы государственной службы, 3 июня 1993 г. вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации». Однако путь создания таковой системы оказался неблизким. Почти через 10 лет, 27 мая 2003 г. был принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».

«Важное значение в деле организации системы государственной службы имели следующие нормативно-правовые шаги:

- утверждение Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Положения о федеральной государственной службе Российской Федерации», которое нормативно закрепило основные понятия, связанные с государственной службой;

- утверждение Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. №32. Реестра должностей государственной службы, классифицировавшего должности по категориям («А», «Б» и «В»);

- принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ. Закон установил правовые основы государственной службы РФ и правовые основы положения государственных служащих РФ, принципы организации и функционирования государственной службы, определил порядок прохождения госслужбы, классификацию должностей и квалификационных разрядов госслужащих, установил ограничения в их деятельности;

- упорядочение Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 г. №310 «О денежном содержании федеральных госслужащих» оплаты труда федеральных государственных служащих.

Однако, несмотря на предпринятые меры в области построения государственности, создания новой системы государственного управления и новой системы государственной службы России, к концу 90-х гг. обнаружилась их малоэффективность по ряду направлений функционирования, слабость российской государственности, нерешенность ключевых для российского общества задач в области экономики и социальной сферы, негативные тенденции в деятельности госслужбы и муниципальной службы (коррупция государственных и муниципальных служащих, взяточничество, непрофессионализм в работе)»[5].

На повестке дня остро встал вопрос о необходимости проведения как административной реформы, так и реформы государственной службы, а также реформы муниципальной службы. В целях реформирования государственной службы 15 августа 2001 г. была принята Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, а 19 ноября 2002 г. Президент РФ своим Указом №1336 утвердил федеральную целевую программу «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)».

Этим Указом были определены основные направления реформирования государственной службы РФ: 1) создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования госслужбы РФ; 2) разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере госслужбы РФ в целях оптимизации состава госслужащих; 3) выработка мер по совершенствованию оплаты труда госслужащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения госслужбы РФ, по рациональному использованию в системе госслужбы современных информационных технологий; 4) внедрение программ подготовки кадров для госслужбы РФ и профессионального развития госслужащих; 5) формирование системы управления государственной службой РФ.

В целях реализации положений Концепции и Программы реформирования госслужбы были приняты основополагающие Федеральные законы: «О системе гражданской службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.

Закон о гражданской службе фактически не стал законом прямого действия, он предусматривает принятие более трех десятков нормативных правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), которые позволят наполнить его нормы реальным содержанием. Поэтому в настоящее время продолжается нормотворческая деятельность по созданию комплексной нормативно-правовой основы регулирования госслужбы Российской Федерации.

 

[1] Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. М., 2007. С.14.

[2] Граждан В.Д. Государственная гражданская служба:учебник. М., 2009. С. 32.

[3] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: учеб. М., 2009. С. 32.

[4] Какимжанов М.Т. Государственная служба в России: история и современность // История государства и права. 2008. № 12. С. 11.

[5] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М., 2008. С. 47-48.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 454 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%