Для пресечения и борьбы с коррупцией в системе государственной власти Российской Федерации необходимо использовать опыт зарубежных стран. На данный момент некоторые зарубежные государства добились большого успеха в борьбе с коррупцией по всем ее направлениям. Им удалось создать такие методы и средства, которые позволяют снизить коррупцию до минимального уровня опасности для общества и государства. Многие средства предупреждения и пресечения коррупции в зарубежных государствах сходны друг с другом[1].
В США антикоррупционные методы отличаются своей жесткостью. Так, за взятку предусмотрены штрафы в тройном размере взятки, или тюремное заключение от 15 лет до 20 лет лишения свободы. Должностные лица по американскому законодательству могут получать вознаграждение только от Правительства. Наказание за нарушение этих норм предусматривается в виде штрафа, лишения свободы до двух лет или как совокупность этих наказаний.
Сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу признаются коррупционными. Уголовная ответственность предусмотрена за требование взятки или материальных благ для способствования при трудоустройстве на государственную службу. В этом случае коррупционера ждет лишение свободы на один год, или штраф в размере получаемой или требуемой им суммы, или совмещением обоих видов наказания.
В США антикоррупционное законодательство является системным, так как оно состоит из правовых актов, которые регулируют многие виды деятельности. В борьбе с коррупцией помогает то, что у чиновников, включая Президента страны, конгрессменов и сенаторов практически нет иммунитета, и они могут быть в особом порядке привлечены к уголовной ответственности после отстранения их от должности. Одним из важнейших законов антикоррупционной политики США является Закон «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата» 1990 года, в котором закреплены этические и дисциплинарные нормы[2].
В Канаде борьба с коррупцией ведется в соответствии с нормами уголовного и конституционного права. Законы распространяются на всех членов палат парламента и на правительство. Уголовному наказанию подлежат как получившие, так и давшие взятку лица. В этом случае им грозит минимальное наказание - штраф, а в особо тяжких случаях - тюремное заключение сроком до 14 лет[3].
Теперь поговорим о борьбе с коррупцией в Германии. Государственный чиновник в Германии воплощает в себе почитание закона и законного благополучия. Он обеспечен достойной работой, высокой зарплатой и социальными гарантиями. Должностное лицо в Германии имеет обязательство перед законодательством по качественному выполнению или невыполнению своих инструкций. Издание законов лежит на федеральном правительстве. Получая высокую зарплату, они дорожат своей работой, и должностные обязанности выполняют в полном объеме и качественно. В Германии действуют следующие законы в рассматриваемой нами области: Закон «О государственных служащих», Федеральный закон «О дисциплинарном режиме государственной службы», Закон «О федеральных кадрах», Закон «О борьбе с коррупцией»[4].
В Нидерландах есть свои методы по борьбе с коррупцией на местах. Рассмотрим некоторые из них. Все случаи коррупции по каналам средств массовой информации выносятся на суд общественности с широким освещением хода расследования. Чиновнику вменены обязанности о своевременном информировании Министерства внутренних дел и Министерства юстиции о фактах коррупционной деятельности. Органы государственной безопасности владеют широкими полномочиями в борьбе с коррупцией.
Среди чиновников проводятся антикоррупционные мероприятия, включающие в себя: подбор чиновников по определенной системе, разъяснительная и профилактическая работа. Внутренние службы безопасности министерств и ведомств по специально разработанным методикам выявляют чиновников, склонных к коррупции. Наказания за коррупционные действия представляют собой различные меры принуждения - от временного отстранении чиновника от занимаемой должности до полного запрета работать в государственных органах с последующей потерей всех социальных льгот, причитающихся на государственной службе. Каждый год Министр внутренних дел отчитывается перед Парламентом о борьбе с коррупцией, о выявленных коррупционерах и принятых мерах воздействия к ним. В Конституции Нидерландов заложены нормы по противодействию коррупции. Правительство и депутаты присягают и торжественно клянутся монарху не совершать коррупционных действий[5].
Одним из самых прогрессивных антикоррупционных законодательств в мире считается законодательство Великобритании. В 2010 году на смену старому громоздкому антикоррупционному закону пришел новый короткий закон «О противодействии взяткам»[6]. Трактовка его законов предельно проста и конкретна. Закон предполагает лишение свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества, а уличенные в коррупции компании могут быть подвергнуты штрафу с неограниченным верхним пределом, что и наблюдается в России (ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ).
В Великобритании порядок приема на государственную службу определяется Руководством по приему на государственную службу, административно-правовая защита обеспечивается нормами Положения о служебной защите государственных служащих. В механизме административно-правового регулирования государственной службы Великобритании важное место отводится этическим стандартам. Кодекс чести чиновников занимает важное место в английской гражданской службе.
Во Франции законодательство о противодействии коррупции уделяет административным мерам наказания больше внимания, чем уголовным, и преследует при этом цель – предотвращение исполнения должностных обязанностей в личных интересах. Государственные чиновники Франции могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешено совмещать с выборной должностью свою работу. В случае избрания в общенациональный парламент, чиновники должны взять отпуск на службе, а по окончании срока депутатских полномочий могут вернуться на прежнюю работу. В 1990 г. во Франции принят Закон о финансировании политических партий[7]. В соответствии с ним все депутаты Национального собрания после избрания обязаны предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также и депутатами Европейского парламента и членами генеральных и региональных советов декларацию о доходах.
Созданная в 1991 г. при Министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin) для борьбы с нелегальными доходами и борьбой с незаконным оборотом наркотиков, со временем получила полномочия заниматься всем комплексом проблем, связанных с «отмыванием» денег через банковскую систему. Во Французском законодательстве за взятку предусмотрено лишение свободы от 7 до 10 лет. За получение подарков на срок от 2 до 10 лет или крупный штраф. Злоупотребление властью карается лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом, в случае если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия, то наказание удваивается[8].
Сингапур, когда-то представлявший из себя бедную страну, не только стал мировым лидером, но и смог победить коррупцию. Грамотная антикоррупционная политика и сильный политический лидер смогли создать грамотное антикоррупционное законодательство. Согласно закону о коррупции упростились процедуры принятия решений и ликвидирована двусмысленность в законах. Правила стали простыми и ясными. Большую роль по борьбе с коррупцией во власти сыграло Независимое Бюро, наделенное особыми полномочиями (без санкции суда обыскивать и задерживать подозреваемых в коррупции, если на то есть подозрения)[9]. Бюро вызывает страх в сердцах сингапурцев. Под расследование попадали близкие родственники и соратники премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю., уличенные в коррупции, министры приговорены к разным срокам заключения, некоторые покончили жизнь самоубийством многие бежали из страны[10]. Любой человек, вина которого доказана, выплачивает штраф до 100 тыс. долларов или садится в тюрьму на срок от 1 года до 7 лет, иногда и то и другое. Любой гражданин преследуется по суду за ложный донос.
Для Российской Федерации может стать полезным перенять опыт США и Германии, в которых разработаны наиболее эффективные административно-правовые средства против коррупции. Об этом говорит низкий уровень коррупции в системе государственной власти в этих государствах. К числу эффективных мер противодействия коррупции в США и Германии относятся: обучение, персональная политика, организационно-культурное развитие, определенные механизмы контроля, законы и наказания. Используются такие средства и запреты, как: занятие предпринимательской деятельностью; оказание содействия при использовании служебного положения юридическим и физическим лицам; выполнять оплачиваемую работу кроме творческой, научной и преподавательской деятельности; предоставление декларации о доходах. Принятые в этих странах этические кодексы поведения для государственных чиновников, также является эффективной мерой. Так же одной из мер является достойная оплата труда[11].
Рассмотренный опыт законодательной борьбы с коррупцией в США и Германии, можно сравнить с опытом борьбы с коррупцией в Российской Федерации. В России уровень коррупции в системе государственной власти, несмотря на принятые меры, остается на прежнем уровне. Причина кроется в том, что нет грамотного антикоррупционного законодательства, отсутствует самостоятельное силовое ведомство, деятельность которого непосредственно было бы направлено на борьбу с коррупцией. Только лучшие и действующие меры зарубежных стран по борьбе с коррупцией, при правильном использовании могут внести большие изменения в противодействие коррупции.
[1] Комахин Б.Н. Противодействие коррупции в системе государственной службы европейских стран // Международное публичное и частное право. 2013. № 2. С. 29 - 33.
[2] Карпович О.Г. США: борьба с коррупцией в государственном аппарате // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 11. С. 37 - 39.
[3] Велиев Ф.З. «Преступления ненависти» в уголовном законодательстве государств семьи общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 880 - 884.
[4] Сулейманов Т.М. Антикоррупционное законодательство Федеративной Республики Германия: опыт сравнительного анализа // Юридический мир. 2014. № 3. С. 45 - 49.
[5] Кислухин В.А. История борьбы с коррупцией в Нидерландах и роль полиции в этой деятельности // История государства и права. 2010. № 2. С. 9 - 13.
[6] Александрова И.А. Взяточничество по законодательству Великобритании и России. Статья№2. Уголовная ответственность за взяточничество: поиск оптимального регламента // Российский следователь. 2011. № 22. С. 36 – 40.
[7] Марку Ж. Борьба против коррупции во Франции // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 34 - 40.
[8] Марку Ж. Борьба против коррупции во Франции // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 34 - 40.
[9] Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Республики Сингапур // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 681.
[10] Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Республики Сингапур // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 681-691.
[11] Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 29 - 34.
|