Как было отмечено в предыдущем параграфе сейчас на практике и в теории существует значительное количество проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности за убийство.
В этой связи целесообразно внести соответствующие изменения в законодательство:
Повышение минимальной границы наказания за убийство. С этой целью видится целесообразным повысить минимальную границу наказания по части 1 статьи 105 УК РФ в виде лишения свободы с 6 лет до 8 лет, а по части 2 статьи 105 УК РФ с 8 лет до 10 лет.
Снятие моратория на смертную казнь для «особо опасных» убийц. В этой связи видится целесообразным отменить или внести изменения в Постановление Конституционный Суд РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П, по которому наложен мораторий на смертную казнь.
Введение за убийство дополнительного наказания в виде штрафа. Для этого необходимо внести в части 1 и части 2 статьи 105 УК РФ дополнения, касающегося размера штрафа от 500 тыс. рублей до 1 000 000 рублей.
Кроме этого, в УК РФ необходимо указать, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа взыскание штрафа производится в принудительном порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве.
Изменение государственной политики в области противодействия совершения убийства. Тут самое главное необходимо усовершенствовать механизм предупреждения совершения убийств.
В настоящее время под предупреждением преступлений понимается вид деятельности специальных служб, сконцентрированных на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Предупреждение преступлений - это деятельность государственных органов, осуществляемая в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных
~77
деяний .
Логунова О.А. под предупреждением преступности понимает систему мер, выстроенную государством и обществом, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений[1] [2].
Павлухин А.Н. рассматривает предупреждение преступлений как разновидность социальной деятельности, которая осуществляется путем или устранения криминогенных факторов, то есть причин и условий совершения преступлений или формирования (стимулирования) антикриминогенных обстоятельств[3].
Борьба с убийствами является ключевой задачей государства, данный вид правонарушения занимает колоссальную долю в уголовном сегменте страны.
Таблица 9 - Число лиц, погибших от убийств
год
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
Число лицо,
30,3
35
36,7
38,7
40,1
42
46,1
погибших от
тыс.
тыс.
тыс.
тыс.
тыс.
тыс.
тыс.
убийства
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
Поэтому, государству необходимо продолжать бороться с данной преступностью.
В настоящее время в научной литературе высказывается мнение о том, что система мер предупреждения убийств делятся на два больших группы.
Рисунок 1 - Меры борьбы с убийствами
Общесоциальное предупреждение осуществляется в ходе социальноэкономического строительства, в процессе становления общества.
Специально-криминологическая профилактика убийств, включает
меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-
профилактического воздействия на конкретных лиц[4].
Рассмотрим общие меры предупреждения с убийствами.
Общие меры направлены на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем в стране, они не ориентированы специально на борьбу с убийствами, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с такой преступностью.
К общим мерам предупреждения следует отнести:
-развитие экономики страны;
стимулирование внутренней торговли и предпринимательства; повышение благосостояния общества;
борьба с коррупцией;
решение проблем с безработицей;
-решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизни общества;
-усиление воспитательной и идеологической работы в стране;
-совершенствование правовой защиты граждан[5].
Мяханова А.Н. приводит следующую систему общих мер борьбы с убийствами[6].
Рисунок 2 - Общие Меры борьбы с убийствами
Антонян Ю.М. выделяет следующие общие меры борьбы с убийствами:
выявление факторов, влияющих на принятие решения о совершении убийств, и их нейтрализация;
борьба с пьянством, наркоманией;
проведение наглядной агитации и пропаганды, в том числе формирование осмотрительности при общении с малознакомыми людьми;
совершенствование правового воспитания населения, доведение до людей объективной информации об обстоятельствах совершения убийств с целью их избежания[7].
Краев Д.Ю. к общесоциальному предупреждению относит:
улучшение в стране экономической ситуации при помощи необходимых реформы;
создание правового государства и системы власти, способной поддержать равноправие всех граждан;
меры, направленные на развитие образование, культуры и укрепления духовности, а также укрепление института семьи[8].
Специально криминологическое предупреждение убийств имеет целенаправленный характер и воздействует на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью[9].
Специально криминологическое предупреждение убийств должно разрабатываться и осуществляться применительно к различным социальным группам, отраслям хозяйства[10].
Чистяков К.А. выделяет специально-криминологическую профилактику убийств:
минимизация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть убийства;
проведение в неблагополучных семьях профилактическую работу, направленную на выявление и устранение факторов, способствующих формированию личностных качеств, типичных для убийц;
проведение должного контроля в правоохранительных органах по регистрации заявлений об угрозе убийством и принятия соответствующих превентивных мер;
контроль за торговлей спиртосодержащими жидкостями;
усиление контроля за продажей огнестрельного оружия;
запрет распространения сильнодействующих возбуждающих психотропных веществ;
проведение комплекса мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие правоохранительными органами оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации;
пресечение и выявление случаев изготовления холодного и огнестрельного оружия, также иных средств нападения;
выстроенная деятельности силовых структур по борьбе с убийствами;
организация приема граждан руководителями силовых структур на местах[11].
Григорян З.М. выделяет следующие специальные меры борьбы с убийствами:
улучшение охраны общественно порядка полицией;
выявление криминогенных семей;
выявление и разобщение деятельности неформальных групп с антиобщественной направленностью;
совершенствование виктимологической профилактики с потенциальными жертвами убийств;
выявление и проведение индивидуально-профилактической работы[12].
Сидоренко Э. Л. в качестве мер выделяет следующие:
выявление, с последующей постановкой на учет лиц, склонных к применению насилию: исследование личности - выбор индивидуальных средств работы с ним - контроль;
привлечение специалистов (психологи и психиатры) для выявления мотивации;
создание социальных центров профилактики и социальной адаптации;
создание условий социальной адаптации для лиц, имеющих судимость за убийство;
организацию взаимодействия медучреждений и силовых структур;
привлечь к профилактики преступлений общественные и религиозные организации[13].
Семерикова А.А. к предупреждению убийств, можно отнести меры, по выявлению и устранение условий, причин и иных криминологических детерминант, формирующих у лица устойчивую тенденцию к совершению действий насильственного характера[14].
Бабий Н.А. с учетом зарубежного опыта предлагает бороться с убийствами следующими специальными мерами:
особое наблюдение за лицами, с психическими аномалиями (Швейцария)
помещение в центр посещений, в котором с ним проводятся профилактические беседы (Великобритания);
направление и содержание в учреждениях для молодых преступников, где несовершеннолетний получает образование и профессиональные навыки (Великобритания);
оказание помощи в ресоциализации, возмещение нанесенного ущерба, общественно-полезные работах (ФРГ);
- применение предписаний, запретов, касающихся времяпрепровождения (ФРГ);
- помещение в государственное или частное учреждение по воспитанию или профессиональному обучению (Франция)91.
Гиреев Ш.Т. выделяет следующие специальные предупредительные меры убийств92:
Таблица 10 - специальные предупредительные меры убийств
- активизация борьбы с
- усиление борьбы с
- разработка и внедрение
пьянством, алкоголизмом
незаконным оборотом
региональных программ
и наркоманией;
оружия;
помощи населению;
- усиление воздействия на
- активизация работы
- включение в
объективные условия
по выявлению
российскую практику
формирования личности
преступлений
зарубежного опыта
(негативное влияние
корыстной и
принудительного
родителей, низкий
корыстно-
направления в лечебно-
культурный уровень
насильственной
трудовые
семьи, общение с ранее
направленности (краж,
профилактории для
судимыми лицами,
грабежей, разбоев и
медико-социальной
бесконтрольность в
др.), в том числе на
адаптации с
образовательных
стадиях
обязательным
учреждениях,
приготовления и
привлечением к труду
беспризорность и т.п.);
покушения, а также
лиц, страдающих
более широкое
хроническим
применение уголовно-
алкоголизмом,
91 Бабий Н. А. Квалификация убийств при отягчающих обстоятельствах: монография. -М.: Инфра - М, 2014. - С.189.
92 Гиреев Ш.Т. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика корыстных убийств дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - С.16.
правовых с двойным превентивным потенциалом, направленных на сокращение криминального насилия (угроза убийством, хулиганство и др.);
наркоманией или токсикоманией и систематически нарушающих общественный порядок или права других граждан;
- акцентирование
- совершенствование
-усиление пропаганды
внимания в рамках
методик
уголовного закона,
административного
исправительного
увеличение количества и
надзора за лицами,
воздействия в рамках
совершенствование
совершившими
административного
форм профилактических
насильственные
надзора посредством
мероприятий по
преступления,
включения в
ликвидации правовой
вернувшимися из мест
административно-
безграмотности;
лишения свободы;
надзорную
деятельность
стимулирующих
социальную
активность
мероприятий;
- оперативность
- активизация работы
- разработка и внедрение
реагирования на случаи
по выявлению и
программ адресной
совершения
«антиобщественных
социальной помощи;
правонарушений в сфере
молодежных
группировок
со
склонностью
к
насилию»;
охраны общественного порядка;
Арсанукаев И.С. выделил мер специального криминологического
93
предупреждения со стороны органов внутренних дел93:
Таблица 11 - система мер специального криминологического предупреждения убийств со стороны органов внутренних дел
меры оперативно-
организационно-
меры
розыскной
управленческие меры
административного
профилактики
общего характера и
предупреждения,
связанное с ними
пресечения, выявления
информационное
и процессуального
обеспечение деятельности
обеспечения,
органов внутренних дел по
связанные с
предупреждению убийств:
деятельностью подразделений органов внутренних дел РФ:
-стратегическая
-взаимодействие
-контроль применения
разведка,
подразделений полиции
и использования
осуществляемая
с
между собой, а также с
специальных средств,
целью
сбора
другими
оружия, специальной
информации
о
правоохранительными
техники;
лидерах преступных
органами при
-контроль за выдачей
93 Арсанукаев И. С. Криминологическое и уголовно-правовое исследование предупреждения убийств, сопряженных с другими преступлениями : дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2012. -С.10.
группировок;
планировании,
лицензий на право
-использование
информационном
производства,
положительного
обеспечении и организации
приобретения,
опыта подразделений
предупреждения убийств;
хранения оружия;
уголовного розыска,
-обмен информацией;
-выявление фактов
связанного с
-сотрудничество органов
незаконного
оперативными
внутренних дел РФ с ЦБ
производства,
контактами с
Интерпол и
хранения, перевозки
предполагаемым
правоохранительными
оружия.
исполнителем
органами стран СНГ по
убийства;
вопросам международного
- проведение иных
розыска преступников,
оперативно-
совершивших убийства;
розыскных операций
-сбор, систематизация и
по изобличению
реализация информации о
убийства.
фактах противоправной деятельности;
-более четкое взаимодействие всех участников оперативного штаба по вопросу предупреждения, раскрытия, расследования убийств и изобличения преступников.
Представляется также оправданной практика совмещения в системе профилактики собственно контрольных мероприятий и мер социальнопсихологической и медицинской помощи и поддержки потенциальным преступникам.
Особо следует учитывать особенности личности преступника и виктимности жертв, что позволяет в обобщенном виде представить две основные модели их предупреждения:
предупреждение убийств, совершаемых, как правило, профессиональными преступными группами, по заранее обдуманному плану, с целью облегчить или скрыть совершение иных преступлений, а также предупреждение убийств, сопряженных с захватом заложника (по «политическим» мотивам), либо похищением человека и вымогательством (преимущественно по корыстным мотивам);
предупреждение убийств, совершаемых в одиночку или непрофессиональными группами меньшей общественной опасности, сопряженных с разбоем или изнасилованием и совершаемых по бытовым, корыстным или сексуальным мотивам.
Бабичев А.Г. выделят следующее специальные профилактические меры по борьбе с убийствами:
своевременное и жесткое реагирование правоохранительных органов на любые угрозы убийством;
подъем активности граждан в борьбе с убийствами;
повышение эффективной оперативной и предупредительной работы органов внутренних дел;
своевременное раскрытие и качественное расследование дел данной категории, продуманная организация судебных процессов;
выявление потенциальных жертв[15].
В настоящее время эффективность предупреждения убийств в России нужно повышать. Для этого необходимо решить следующие проблемы:
Проблемы ужесточение уголовного наказания за убийства.
Проблемы отсутствия специальной правительственной программы по борьбе с убийствами.
Рассмотрим каждую проблему в отдельности:
Проблемы отсутствия специальной правительственной программы по борьбе с убийствами.
Считаю, что для эффективной профилактики убийства необходимо принять специальную программу, направленную на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека на ближайшее пятилетие. В данной программе необходимо указать систему мер безопасности. Целью принятия такой программы будет сокращение случаев смерти в результате убийства.
Проблемы создания единого органа, осуществляющего планирование, координацию деятельности органов, занимающихся предупреждения убийств.
В настоящее время для предупреждения совершения убийств необходимо создать единого орган, осуществляющий планирование, координацию деятельности органов, занимающихся предупреждения убийств.
Данный орган должен:
определять приоритетные направления своей деятельности и осуществляют нормативно-методическое обеспечение деятельности правоохранительных по предупреждению совершения убийств;
в установленном законом порядке, совместно с другими органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями участвовать в разработке нормативных правовых актов и программ, направленных на предупреждение совершения убийств;
готовить и направлять в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению убийств;
подготавливать план по предупреждению убийств на территориях со сложной оперативной обстановкой;
организовывать проработку и принятию к действию комплексных и целевых программ по предупреждению совершения убийств;
через средства массовой информации информировать население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.
Поэтому, для координации работы в этой сфере необходимо при Министерстве юстиции РФ создать орган, осуществляющий планирование, координацию деятельности органов, занимающихся предупреждения убийств.
Таким образом, совершенствовать законодательство об уголовной ответственности необходимо, в том числе в сфере государственной политике по борьбе с убийствами. Это связано с тем что, несмотря на официальную статистику, согласно которой отмечается снижение числа жертв и преступников, все равно данный вид правонарушения занимает колоссальную долю в уголовном сегменте страны. Для повышения эффективность предупреждения убийств в России необходимо решить следующие проблемы:
Проблемы отсутствия специальной правительственной программы по борьбе с убийствами.
Поэтому, что для эффективной профилактики убийства необходимо принять специальную программу, направленную на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека на ближайшее пятилетие. В данной программе необходимо указать систему мер безопасности. Целью принятия такой программы будет сокращение случаев смерти в результате убийства.
Проблемы создания единого орган, осуществляющий
планирование, координацию деятельности органов, занимающихся предупреждения убийств.
При этом необходимо создать при Министерстве юстиции РФ орган, осуществляющий планирование, координацию деятельности органов, занимающихся предупреждения убийств.
[1] Трубчик И.С. Особенности расследования убийств «без трупа» //Российский следователь. -2015. - № 11. - С.51.
[2] Логунова О.А. Влияние криминогенных личностных факторов на преступную деятельность серийных сексуальных убийц // Юридическая психология. -2015. - № 1. - С.33.
[3] Павлухин А.Н. Уголовная ответственность за умышленные убийства из корыстных побуждений и совершенных по найму: монография. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2015. - С.14.
[4] Бабичев А.Г. Виктимологические признаки убийства по Уголовному кодексу РФ // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 7. - С.186.
[5] Семерикова А.А. Предупреждение убийств из хулиганских побуждений: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2011.-С.12.
[6] Мяханова А.Н.Анализ статистики убийств // Социология уголовного права. - М.: Юриспруденция, 2014. - С. 149.
[7] Антонян Ю.М. Психологические особенности убийц и причинивших тяжкий вред здоровью //Библиотека уголовного права и криминологии.-2015. - № 2. - С.146
[8] Краев Д.Ю. Квалификация убийства с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение при юридической ошибке // Уголовное право. -2014. - № 3. - С.51.
[9] Абдулмуслимова Л.Г. К вопросу о роли провокации в совершении убийства и насильственных преступлений против жизни и здоровья // Евразийский юридический журнал. -2015. - № 7. - С.245.
[10] Алёнкин Н.Е. Уголовная ответственность за убийство по просьбе потерпевшего //Вестник Московского университета: Серия 11, Право.-2014. - № 2. - С.76.
[11] Чистяков К. А.Контроль за поведением условно осужденных как одна из основных мер предупреждения убийств // Человек. -2014. - № 3. - С. 172.
[12] Григорян З.М. Убийства, совершаемые несовершеннолетними: мотивация и предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов, 2012.. - С.13.
[13] Сидоренко Э.Л. Квалификация совокупности преступлений, совершаемых с применением оружия //Библиотека криминалиста. -2015. - № 4. - С.82.
[14] Семерикова А. А. Предупреждение убийств из хулиганских побуждений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2011.. - С.12.
[15] Бабичев А.Г. Убийство: ч.1 ст.105 УК России: Уголовно-правовой и
криминологический аспекты дис. ... канд. юрид. наук. -Челябинск, 2006. - С.19.
|