Структурный анализ преступности несовершеннолетних, считается одним из распространенных, применить который имеется возможным к таким видам преступлений как:
• умышленное убийство,
• тяжкие телесные повреждения,
• разбои,
• кражи личного имущества,
• государственного и общественного имущества,
• грабежи,
• хулиганство,
• изнасилование.
Преступления, совершенные путем краж, грабежей, разбоев, смело можно отнести к преступлениям несовершеннолетних имеющих характер корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Имеют место быть преступления наркоторговли, что говорит о тенденциях расширения преступных направлений. В современном мире преступления подростками совершаются с особенной озлобленностью, жесткостью, темпы роста преступности не снижаются, опережая темпы роста общей преступности несовершеннолетних.
Огромное значение имеет мотивационное соотношение насильственной и корыстной преступности подростков, для его вычисления необходимо определить соотношение статистических, количественных показателей преступности по трем группам:
• насильственные,
• корыстные,
• корыстно-насильственные преступления.
Зачастую мотивирующим толчком для совершения подростком кражи, является не столько корыстное побуждение, сколько фактор самоутверждения, с легкомыслием и мотивом солидарности с другими подростками. В большей степени предметами корыстных мотивов становятся современные гаджеты, модная одежда, автомобили, которые в настоящее время наряду с экономическим кризисом и дороговизной, имеют огромный интерес у подростков. Растет число группировок несовершеннолетних занимающихся мошенничеством и вымогательством. Проявляется ксенофобия, под симулирующей деятельностью экстремистских и патриотически-настроенных групп лиц.
Все чаще подростки становятся, вовлечены такие преступления как:
• торговля оружием,
• торговля наркотиками,
• разбойные нападения,
• сутенерство,
• похищение заложников.
Преступления проходят в жесткой форме, с применением насилия, жестокого обращения, подростки легкомысленны и поддаются влиянию более опытных криминальных «авторитетов» из их кругов.
• На поведение несовершеннолетних оказывают влияние также их возрастные особенности. В возрасте 10-12 лет, происходит уклад понятий что такое хорошо, что такое плохо. Осознание приходит от личного окружения, семьи, из фильмов, от сверстников, от ситуаций происходящих вокруг них.
• В возрасте 14-16 лет, складываются убеждения. Он анализирует все происходящее вокруг, и делает выводы о том что хорошо для него, что плохо для него, и что хорошо и плохо для окружающих.
• В возрасте 18-20 лет, формируется мировоззрение, система взглядов на различные ситуации, которые в большей степени предопределяют жизненный путь подростка, модифицировать его убеждения гораздо сложнее, чем в более раннем возрасте.
В зависимости от своего развития, формирования личности, возраста, человек несет ответственность в той степени, которая ему присуща.
Для выступления личности как субъекта тех или иных общественных отношений, нужно учитывать особенности сознания, возраста, их взаимной связи, меру социальной ответственности, которые будут его характеризовать как личность.
С возрастом подростка связаны психологические, психические, биологические изменения в структуре личности. С раннего детства происходит процесс социализации человека, у него развиваются такие качества как:
• интеллект,
• умение анализировать окружающие явления,
• появляется способность предвидеть возможные последствия своих поступков,
• развиваются волевые качества (настойчивость, инициатива, самоконтроль и д.р.),
• формируется сознание,
• чувство достоинства.
Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего. Психическое состояние подростка так же играет огромную роль в его поведении. Из материалов суденой практики более 4% подростков совершивших преступления, были обладателями различных форм психических расстройств, которые не исключали вменяемость.
Можно выделить три сферы с низким уровней социализации у «трудного» подростка - это учебные заведения, семья, рабочее производство.
Рассмотрев с другой стороны можно выделить такие сферы как, досуг подростка, улица, двор, друзья с девиантным поведением.
В сфере получения образования и работы, у «трудных» подростков характерны утрата интереса к происходящему процессу, не поддержание коллективных связей, игнорирование правовых и законных устоев, утилитарное отношение к своей деятельности.
Интерес к учебному процессу, производственной деятельности, как правило у таких подростков замещен потребностями, как правило - это гипертрофированные потребности, интересы связанные с модной одеждой, гаджетами, с теми факторами которые значимы для их близкого круга лиц.
Высоким интересом пользуется досуг из алкоголя, наркотиков, проституции, что ведет их развитие в обратном направлении от граждан ведущих правильный образ жизни. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т.п.
Несовершеннолетние преступники характеризуются искаженными нравственными и правовыми ценностями. Такие понятия как совесть, товарищество, смелость, чувство долга, у них формируются исходя из групповых интересов. Жизненные цели приобретают характер наживы, сиюминутного удовольствия. Не принимают ответственности за правонарушения, искажая поведение потерпевших. На эмоциональном уровне у «трудных» подростков отсутствует чувство вины, стыда, сопереживание за грубость, лживость, упрямство, агрессия, неуравновешенность , носят яркий характер в несовершеннолетних лицах.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. Считаем, это является криминогенными сдвигами , деформацией моральных, эмоциональных сфер.
Особым цинизмом отличаются преступления в сфере хулиганства, такие преступления характеризуются дерзостью и цинизмом подростков.
Важное значение для определения содержания и направленности умысла и отграничения хулиганства от других преступлений имеет установление мотива и цели преступления. Хулиганство всегда вызывается специфическим, присущим этому преступлению мотивом - хулиганскими побуждениями. В основе хулиганских побуждений лежат стремление показать нарочито-показное пренебрежение к окружающим, к обществу, к личному достоинству человека, его труду, явно противопоставить свое поведение требованиям общественного порядка, желание показать свою грубую силу, пьяную удаль, жестокость, поиздеваться над беззащитным, в вызывающей форме выразить протест против общественной дисциплины, бросить вызов общественной нравственности и другие низменные стремления.
|