Понедельник, 25.11.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности современной федеративной системы Российской Федерации

Одной из важнейших характеристик любого государства является территория. Как правило, ей присуща большая или меньшая степень неоднородности по природно-географическим, социокультурным и тому подобным параметрам. В то же время государство имеет внутреннюю структуру и делится на регионы разного типа. В любом государстве выделяются как минимум два уровня организации и протекания политического процесса: во-первых, общегосударственный (национальный), связанный с Центром в широком смысле слова как субъектом отношений «Центр – регионы»; во-вторых, региональный, связанный с регионом в системе отношений «Центр - регионы».

Следует подчеркнуть, что в зависимости от размеров и неоднородности государства региональный уровень может быть более или менее сложно устроенным и многослойным (это может быть не один уровень, а несколько). Важную роль играет то обстоятельство, что современный российский федерализм изначально являлся центробежным: субъекты РФ вели (а в ряде случаев и до сих пор ведут) борьбу за расширение своих полномочий, а федеральный Центр нередко шел им на уступки, чтобы снизить уровень сепаратизма. В то же время большинство федеративных государств сформировались в результате центростремительных процессов, отказавшись от ряда своих полномочий в пользу Центра. В России центробежный федерализм привел к модели договорной федерации, согласно которой Центр заключал индивидуальные договоры о разграничении полномочий с отдельными регионами. Таким образом, главными вопросами российской региональной политики стали вопросы о федеративном устройстве государства (разделение полномочий между Центром и регионами), национальной автономии, местном самоуправлении. За годы, прошедшие после 1991 г., в реформировании российской государственности можно выделить как минимум два заметно отличающихся друг от друга этапа. Первый из них связан с именем первого Президента РФ Б. Ельцина, второй - с именем В. Путина. При этом внутри каждого также можно выделить несколько промежуточных этапов. Переломным моментом следует считать 13 сентября 2004 г., когда В. Путин провозгласил курс на централизацию Российской Федерации.

Первый этап преобразований российского федерализма, связанный с именем Бориса Ельцина, начался фактически еще до распада СССР. Его отсчет начинается с 12 июня 1990 г. - дня принятия первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России3. Первоначально федеральный Центр (его основными движущими силами являлись Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин) проводил стратегическую линию на создание договорной Федерации.

На этом этапе национальные образования в составе России во главе с Татарстаном, Башкортостаном и Якутией настойчиво добивались повышения своего политического статуса (так называемый «парад суверенитетов»). Существовала реальная опасность раскола страны, поскольку центробежные тенденции явно преобладали, а власть Центра была неустойчивой и слабой. Преодолеть центробежные тенденции в стране в определенной мере удалось с помощью Федеративного договора, призванного закрепить разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами и субъектами РФ. С 1993 г. (с принятием Конституции РФ), согласно мнению некоторых исследователей, в российской региональной политике произошел практически полный отказ федерального Центра от участия в региональной политике в обмен на лояльность глав исполнительной власти субъектов РФ[1]. До 1996 г. федеральный Центр фактически не имел последовательной региональной политики. В частности, между Центром и регионами установился некоторый баланс интересов, в рамках которого принимались взаимовыгодные решения. Следующий этап во взаимоотношениях Центра и регионов связан с началом в 2000 г. президентства Путина. В основу новой региональной политики положена идея централизации Российского государства. С самого начала деятельность Путина в сфере работы с регионами имела своей целью сохранить территориальную целостность, в том числе совершенствовать институт федерального вмешательства.

Давление федерального Центра на губернаторов стало возрастать, а это вело к появлению в регионах феномена «ограниченного моноцентризма» и развитию нового измерения региональной конфликтности. На данном этапе губернаторское лидерство в регионах превратилось в условность и осуществлялось уже под контролем федерального Центра, главы регионов становятся все более лояльными Кремлю. Публичное противостояние «федералов» и «регионалыциков» постепенно свелось к минимуму, поскольку попытки прямого и открытого губернаторского сопротивления оказались бесполезными. Но в ряде субъектов поначалу прослеживалась борьба за влияние между губернаторами и структурами, опекаемыми федеральным Центром. В связи с этим стоит отметить, что появление новых политических институтов, в том числе в виде партийного аппарата, оказало свое влияние на региональные политические процессы. Новоявленная «партия власти» в лице «Единой России» сумела за короткий промежуток времени перетянуть на свою сторону значительную часть региональной элиты и завоевать доверие электората. Стоит отметить, что федеральный центр начиная приблизительно с 1996 г. различными способами старался выправить политическую ситуацию в свою пользу.

Однако, несмотря на все попытки, ему не удалось получить реальные рычаги политического воздействия на регионы, во многом в силу того, что главы органов исполнительной власти субъектов РФ практически повсеместно получили легитимность на выборах, тем самым еще более укрепив свои права внутри регионов. Прежние неудачи федерального Центра в направлении увеличения своего влияния в регионах к 2000 г. вынудили его искать принципиально новые подходы к решению данной проблемы. По нашему убеждению, довольно справедливую оценку действий федеральных властей по отношению к регионам дает К.В. Сафронов, который отмечает, что «…С приходом к власти «путинской команды» эта проблема во многих своих аспектах была решена. Кремль целенаправленно взял курс на полную монополизацию рынка власти в стране»[2].

Современный этап развития федеративных отношений определяет эффективность государственной власти в зависимости от того насколько обоснованно разграничены по уровням ее функции, и от того, насколько четко организовано согласование интересов и конструктивное взаимодействие между ветвями и уровнями власти. На данном этапе необходимо выработать четкую схему взаимоотношений всех структур власти с предоставлением широких возможностей главам регионов. Вполне очевидно, что на уровне субъектов федерации необходима более детальная, нормативно-правовая регламентация основных вопросов взаимодействия с федеральным центром.

Острой проблемой современного этапа развития экономики России являются противоречия взаимоотношений федерального центра и регионов. Нарастание социально-экономической дифференциации территорий; углубление асимметрии между обязательствами субъектов РФ и доходными источниками их реализации; перманентные изменения в распределении функций и средств между государственными структурами разных уровней; непоследовательность экономической политики, проявляющаяся в ограничении федеральным центром рыночного саморегулирования территорий при одновременном стимулировании программ развития конкуренции – свидетельствуют о несовершенстве сложившейся в России модели экономического федерализма, определяющей состояние и развитие регионов.

В современной России реализована модель экономического федерализма, соединившая характеристики корпоративного и конкурентного федерализма, то есть, с одной стороны, она направлена на сохранение национального стандарта государственных услуг населению вне зависимости от территории проживания и соответствующее сосредоточение финансовых ресурсов в федеральном центре (вектор корпоративной модели), а с другой – стимулирует соперничество между регионами за доходы (ориентир конкурентной модели). В то же время конкуренция регионов наблюдается преимущественно в сфере распределения федеральной финансовой помощи, а влияние центра на регионы нередко приводит к созданию искусственных барьеров и препятствует созданию модели «федерализма, сохраняющего рынок».

В связи с этим необходима оценка влияния федерального регулирования на развитие регионов и разработка подходов, позволяющих идентифицировать субъекты РФ, в отношении которых неоправданные действия центра создают ограничения и усиливают несбалансированность развития. Кроме того, назрела необходимость совершенствования политики территориального развития для обеспечения субъектам РФ равных экономических условий и исключения ситуаций субъективных «федеральных перекосов», тормозящих региональное развитие и деформирующих отношения экономического федерализма.

 

[1] Туровский Р.Ф. Политическая география. М.; Смоленск, 1999. - С. 72.

[2] Сафронов К.В. Взаимоотношения «центр-регионы» в современной России: основные этапы эволюции // Вестник Московского университета. Серия 12: политические науки. Издательство: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . – 2006. - № 5. – С. 72.-74.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.08.2017)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%