Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти представляет собой вид государственной деятельности, предполагающий взаимную поддержку, согласованность действий при выполнении публично значимых задач и находящий практическое выражение в контактах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, направленных на поддержание баланса интересов преимущественно в рамках конституционного института совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Взаимодействие является непрерывным политико-правовым процессом, который включает в себя не только самостоятельные решения всех ветвей и уровней государственной власти, но и их взаимное влияние, использование согласительных процедур, принятие при необходимости общеобязательных властных решений на основе единого конструктивного сотрудничества, партнерства и координации при ограниченном использовании федерального контроля и ответственности субъектов Федерации перед федеральным центром.
Эффективность взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России во многом зависит от учета существенных особенностей современного российского федерализма, к которым относятся асимметричный характер территориального государственного устройства, преимущественное использование законодательного способа разграничения и перераспределения предметов ведения и полномочий, а также специфический механизм обеспечения единства системы исполнительной государственной власти.
Механизм взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти требует конституционного и законодательного закрепления перечня предметов исключительного ведения субъектов Российской Федерации, вторжение в которые со стороны федеральных органов государственной власти по общему правилу не допускается. В то же время важным является существование института федерального вмешательства, позволяющего в кризисных ситуациях оперативно обеспечить верховенство и соблюдение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, принятие мер, восстанавливающих порядок, политическую стабильность на территории того или иного субъекта Российской Федерации[1].
Основное значение федерализма как формы государственного устройства заключается в использовании механизма реализации гражданской свободы и самоуправления на всех уровнях осуществления власти, обеспечении функционирования системы вертикального разделения, взаимодействия и взаимного уравновешивания всех органов власти и управления.
В настоящее время в мире существует 27 федеративных государств, каждое из которых имеет свои особенности. Российская Федерация является самой большой страной и федерацией в мире, которая насчитывает 85 субъектов. На фоне совершенствования федеративных отношений, осветим особенности российского федерализма, его актуальные проблемы и возможные пути их решения.
Для того, чтобы правильно оценивать пути развития нашего государства, необходимо определить само понятие федерализм. Федерализм (фр. Federalisme, лат. Foeduscoios) - 1) одна из двух форм территориального устройства государства (федеральное и унитарное); 2) с 1992 - одна из основ конституционного строя Российской Федерации, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе федерации.
Д. Дж. Элейзер в своей статье «Сравнительный федерализм» пишет: «Понятие «федерализм» имеет два значения. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации. Федерация это взаимоотношение центра и членов федерации, при котором в распределении власти подразумевается приверженность к концепции справедливости»[2].
Система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.
В современных условиях наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти. Одним из способов решения данной задачи является их взаимодействие. Отношения федерального центра и субъектов федерации учитывают принцип единства и разделения властей, провозглашенный в статьях 10-11 Конституции РФ. Единство и разделение властей в условиях федеративного государства имеют свою специфику.
1. Государственная власть подразумевает вертикальный и горизонтальный уровни. Вертикальное разделение власти имеет иерархический характер, что выражается в соподчиненности субъектов федерации государственно-властным полномочиям федерации. Власть субъектов ограничена и осуществляется не в полном объеме, так как определенные полномочия могут находиться только у федерального центра.
2. Единство государственной власти в Российской Федерации выражается в единстве в одинаковом экономическом, правовом и политическом порядке, в системе общего целеполагания и в организационно-правовом единстве федеральной государственной власти и ее субъектов.
3. Государственная власть в федеративном государстве основана на балансе ветвей власти и их взаимодействии.
В этой связи необходимо отметить подписанный Президентом России Владимиром Путиным Указ «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации».
Безусловно, могут возникнуть трудности во взаимодействии территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов, на территории которых они создаются. Тогда как необходимость их сотрудничества обусловлена совместными задачами по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, поддержания законности и правопорядка и т.д.
Ключевые характеристики баланса отношений «центр-регионы»:
- соотношение объема полномочий (компетенции), определенное конституцией и национальными законами или индивидуальными договорами и соглашениями;
- возможности и ограничения централизованного контроля на региональном уровне, с одной стороны, и, с другой стороны, регионального участия на центральном уровне.
В динамике баланс отношений федерального центра и регионов представляет собой колебание маятника. И этот маятник вряд ли возможно зафиксировать раз и навсегда. Чем больше государство и чем более оно разнородно, тем меньше вероятность остановить колебания.
Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.
Баланс отношений «федеральный центр - регионы» предполагает не только баланс интересов, но и баланс сил и угроз:
- баланс отношений предполагает баланс интересов и сил;
- важно учитывать не только сами интересы и силы но и то в какой степени они увязаны друг с другом и учитываются сторонами, в чем заключаются компромиссы между этими интересами;
- баланс сил предполагает акцент на анализе ресурсной базы центра и регионов и их сопоставимости. Ресурсы используются как показатель силы регионов и центра;
- при росте конфликтности используется понятие «баланс угроз».
Принципы, которые необходимо соблюдать для поддержания баланса отношений «центр-регионы»:
- большая коалиция, включающая представителей конкурирующих сторон. Это могут быть как государственные органы, предполагающие представительство регионов в своем составе так и негосударственные объединения;
- взаимное право вето;
- пропорциональность представительства сторон и недопущение абсолютного доминирования какой-либо из них.
- автономия сторон, наделяющая стороны собственными независимыми компетенциями.
Сложность организации взаимоотношений региональных и федеральных органов власти связана с отнесением их к разным уровням управления, соответствующим достижению строго определенных целей.
По нашему мнению, баланс отношений «центр-регионы» еще можно представить как взаимодействие двух противоположных сил: 1: центробежной. Главной центробежной силой считается фактор разнообразия: этнического, конфессионального, социально-экономических контрастов; 2) центростремительной. Главной центростремительной силой является государственная идея. Государственное единство также можно поддерживать с помощью военной силы, экономических проектов.
Различного рода проблемы экономического федерализма побудили экспертовй выделить такое понятие, как «федеральный перекос», отражающее несоответствие действий федерального центра уровню экономического развития региона, раскрывающее ситуацию, при которой к регионам, близким по экономическим показателям создания ВРП, применяются противоположные по направлению меры государственного воздействия, а именно: 1) экономически сильные регионы попадают как в сдерживаемые, так и стимулируемые условия; 2) экономически слабые регионы оказываются в ситуации как стимулирования, так и активного сдерживания. Сложившееся дифференцированное воздействие центра на регионы одной группы не определяется объективными причинами, а является нетипичным субъективным фактором, обусловленным институциональными и информационными причинами. Субъекты РФ, по отношению к которым применяется нетипичная (исключительная) система вертикальных взаимодействий, попадает в ситуацию «федерального перекоса».
Оценка взаимоотношений регионов с центром основана на сопоставлении экономических показателей, самодостаточности региональных органов власти в осуществлении политики развития и типа воздействия федерального центра. Поэтапный расчет и анализ экономических, рыночных и фискальных факторов позволил выявить пространственную дифференциацию регионов, как по объективным причинам, так и по причине субъективизма в действиях федерального центра, которые могут усиливать или ослаблять потенциал экономического развития и выступать самостоятельным фактором неравномерности развития и дифференциации регионов.
[1] Рудаков A.B. Актуализация проблемы федеративных отношений в России. В сб. Россия: перспективы и пути развития. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
[2] Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.
|