Прежде всего, следует подчеркнуть тот факт, что правонарушение, по своей сути, является виновным противоправным деянием дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т.д.), но не совершил их.
Среди признаков правонарушения целесообразно отметить следующие: действие или бездействие; противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона); виновное поведение человека; причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда; совершение деяния дееспособным лицом.
Как отмечают И.Л. Бачило и М.А. Лапина, – «Информационное правонарушение, – это общественно опасное противоправное и виновное деяние (действие, бездействие), совершенное в сфере информации, либо иных областях человеческой деятельности, но с использованием информационных систем. Правонарушения информационного характера обладают общими признаками: общественная опасность; противоправность; виновность деяния».
Правонарушения в сети Интернет в той или иной мере обладают всеми характеристиками, присущими преступности в целом, т.е. целенаправленностью; общественной опасностью; открытостью; самодетерминацией; развитием; устойчивостью; активностью; организованностью; способностью образовывать в своем противостоянии обществу систему самозащиты и др.
Правонарушение в сети Интернет определяется А.А. Комаровым как «разновидность социального конфликта, и запрещенное нормами права взаимодействие субъектов информационной сферы, выражающее противоречия интересов его участников».
Д.Н. Курбанова в своей работа указывает на следующую важную особенность правонарушений в сети Интернет: «…лишь некоторые свойства подобных преступлений приобретают существенное значение с точки зрения осуществления борьбы с ними. К таковым стоит отнести латентность, трансграничный характер, наличие элементов преступного профессионализма и организованности. Здесь следует отметить, что число преступлений в Интернете ежегодно удваивается, к примеру, в январе-мае 2011 года число преступлений увеличилось на 95% по сравнению с аналогичны периодом 2010 г.».
В свою очередь, М.Л. Фирсов полагает, что «одним из наиболее важных свойств сетевых компьютерных правонарушений является их высокая латентность, поскольку именно относительно сетевых правонарушений находит подтверждение принцип «чем сложнее преступная деятельность, тем она более латентна»».
Важно отметить, что на сегодняшний день складывается весьма специфическая и парадоксальная ситуация, когда наиболее опасные преступники выпадают из поля зрения правоохранительных органов, а все преступления, о которых становится известно, чаще всего не только игнорируются представителями правоохранительных органов, но и не осуждаются современным «информационным» обществом. И все это при том, что латентная часть сетевой преступности является мощным очагом самодетерминации, «поскольку преступники, избежавшие изобличения и ответственности, с одной стороны, самим фактом безнаказанности стимулируются к продолжению преступной деятельности, а с другой – через механизмы социально-психологического заражения вовлекают новых лиц в орбиту противоправного поведения».
Серьезную проблему для правоохранительных органов создает и трансграничный (транснациональный) характер большинства сетевых преступлений, связанный со спецификой функционирования современных глобальных компьютерных сетей.
Под транснациональными понимают преступления, совершаемые на территории и за пределами какого-либо государства с нарушением охраняемых международным и государственным законодательством интересов двух или более стран. К основным признакам подобных преступлений относятся: пересечение государственных границ и выход последствий преступной деятельности за пределы одной страны. Определенная часть преступлений в сети Интернет вполне удовлетворяет названному определению.
С трансграничным характером сетевых преступлений связано два важных обстоятельства. Во-первых, методы обеспечения анонимности в Интернете допускают использование специальных узлов сети, удаляющих информацию о реальном адресе отправки команд. Во-вторых, сетевой адрес нарушителя не всегда точно указывает на то, где физически расположен его компьютер. Преступное действие, результат которого мы наблюдаем в определенном месте сети, с одинаковым успехом может быть совершено индивидуумом, физически находящимся как в соседнем здании, так и в другой стране.
В соответствии с общей теорией права считается, что субъектами права являются обладающие определенным статусом носители субъективных прав и обязанностей. Т.Н. Радько пишет, что понятие «субъект права» означает признание правосубъектности адресата права как юридически значимого лица, обладающего возможностью быть носителем прав и обязанностей и соответственно субъектом правоотношения.
Среди исследователей интернет-отношений нет единого мнения относительно состава, структуры и определения субъектов правоотношений в сети Интернет, в том числе административных правоотношений. Но в том, что сеть Интернет не относится ни к субъектам права, ни к его объектам, мнения специалистов сходятся. Это подтверждается тем, что интернет как совокупность оборудования и информационных ресурсов, представляющая собой организованную структуру или даже автоматизированную информационную систему (АИС) в виде сети, не является ни международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, ни иной юридически образованной структурой, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо иной структурой.
По нашему убеждению, у сети Интернет невозможно выделить признаки, обычно характеризующие юридическое лицо. Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не создан как международная организация. Интернет не имеет собственного обособленного имущества. Не способен интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим при работе в интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект.
Интернет не является физическим или юридическим лицом.
Следовательно, сеть Интернет самостоятельно не является субъектом права, т.е. участником каких-либо правоотношений, в правоотношениях, складывающихся посредством сети Интернет, участвуют только пользователи сети, провайдеры, собственники информационных ресурсов и т.д. Представляется, что субъект административно-правовых интернет-отношений не отличается от субъекта права в целом, но сам по себе обладает определенной спецификой.
В соответствии с административным законодательством, в том числе КоАП РФ, можно выделить следующие субъекты административных правоотношений в сети Интернет: 1) физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства); 2) государство как отдельный субъект правоотношений; 3) должностные лица органов исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит организация работ, предоставление услуг либо выполнение действий в сети Интернет; 4) юридические лица.
Д.А. Новгородов считает обоснованным полагать, что подобный перечень содержит все необходимые и достаточные основания для выявления общих признаков субъектов административно-правовых интернет-отношений и их административно-правовой характеристики.
Общими признаками субъектов административно-правовых интернет-отношений могут быть такие его правовые черты, которые придают ему качество обладать (правоспособность) совокупностью прав и обязанностей в сети Интернет, самостоятельно реализовывать (дееспособность) свои права и обязанности в киберпространстве, а также нести ответственность в случае нарушения права (деликтоспособность), т.е. правосубъектность.
Таким образом, можно сделать вывод, что административная правосубъектность в интернет-праве – это признаваемая административным правом способность лица (физического, юридического) быть субъектом интернет-отношений, иметь и реализовывать свои права и нести административную ответственность за нарушение действующего законодательства. Итак, как показывает проведенный анализ, субъектом административно-правовых интернет-отношений может быть любой субъект административного права, имеющий доступ в интернет.
|