Распространение игорного бизнеса в сети Интернет в настоящее время становится серьезной проблемой ввиду свободного доступа к нему несовершеннолетних, утечки капитала в зарубежные фирмы, которые имеют право осуществлять свою деятельность легально через сеть Интернет, будучи зарегистрированными в государствах, где такой вид бизнеса является разрешенным.
Законодательство Российской Федерации в сфере игорного бизнеса постоянно развивается, совершенствуются механизмы правового регулирования данного вида деятельности, однако, судя по количеству совершаемых правонарушений в сфере азартных игр и пари, данное направление требует срочных мер со стороны государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Тем не менее, азартная игра в сети Интернет осуществляется на интернет-сайтах.
Постановлением Правительства Российской Федерации создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ввиду того, что орган, уполномоченный на принятие решений о включении интернет-сайта, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, в Реестр нарушителей не определен, механизм государственного контроля в указанной сфере не действует.
Как отмечет В.И. Майоров, – «уровень эффективности осуществляемой правоохранительными органами деятельности определяется совокупностью ряда условий: наличие систематизированного и стабильного законодательства, информированность его адресатов о содержании правовых запретов и санкций, оперативность производства по делам об административных правонарушениях, процедура рассмотрения дел и наложения взыскания, стабильность административно-карательной практики и реальность исполнения санкций, режим законности в правоприменительной деятельности, неотвратимость ответственности и справедливость наказания, сочетание административной ответственности с иными мерами социального контроля.
Единственным способом включения интернет-сайтов, на которых организуются азартные игры, в Реестр стало обращение в суд прокурора по результатам проведенной проверки в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об ограничении доступа абонентов к интернет-сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации указанных сайтов.
Исходя из анализа судебной практики, можно делать вывод о том, что интернет-провайдеры обращают внимание судов на существующий пробел законодательства и требуют отменить решение об ограничении доступа к интернет-сайту, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, на том основании, что они не включены в Реестр. Тем не менее, суды, исходя из анализа действующего законодательства, указывают на то, что сам по себе факт невнесения сведений об указанных в иске сайтах с азартными играми в Реестр не может служить основанием для вывода о недоказанности запрещенного характера содержащейся на них информации, не может быть положен в основу вывода об отсутствии у ответчика как у оператора связи обязанности по ограничению доступа к заявленным в иске сайтам (содержащейся на них информации) и являться самостоятельным основанием для отказа в иске.
Сложившаяся ситуация, связанная с отсутствием системного подхода, нормативного обеспечения процедуры включения интернет-сайта в Реестр, осложняет работу уполномоченных органов в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, что способствует его спонтанному развитию в киберпространстве.
Считаем необходимым ввести механизм досрочного прекращения действия лицензии на предоставление телематических услуг для интернет-провайдеров в случае систематического (трех и более раз) нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным интернет-сайтам, включенным в Реестр. Для этого постановление Правительства РФ от 10.09.2007 №575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» необходимо дополнить порядком прекращения действия выданной лицензии на основании нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным сайтам, установив, что инициировать прекращение действия лицензии вправе Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в случае выявления неоднократных нарушений в сфере игорного бизнеса.
Доказательством систематического нарушения может явиться факт привлечения интернет-провайдера к административной ответственности. Таким образом будет обеспечена заинтересованность провайдера в своевременном ограничении доступа к интернет-сайтам, признанным в установленном законом порядке сайтами, на которых осуществляется организация азартных игр и пари, внесенным в Реестр.
|