За последние полтора десятилетия, в рамках проводимой действующей властью административной реформы, мы можем наблюдать стремительное совершенствование института публичной службы. При этом, стоит сказать о том, что правовое обеспечение статуса гражданских и муниципальных служащих, безусловно, характеризуется определенными признаками, которые позволяют охарактеризовать их правовое положение.
Важно подчеркнуть, что при конституционном разграничении местного самоуправления и государственной власти (ст. 12 Конституции РФ) государственная гражданская и муниципальная службы являются органически сопряженными институтами публичной службы, имеющими общие основания нормативно-правового обеспечения на уровне федерального законодательства.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" упоминается термин "муниципальная служба" и отмечается, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.[1]
Кульминацией в формировании муниципальной службы как правовой категории явилось принятие Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"[2], предметом регулирования которого являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, с прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.[3]
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).[4]
Муниципальная служба – это специфическая деятельность, направленная на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, оказания услуг населению, обеспечение социальной, культурной, политической жизнедеятельности муниципального образования.
Требование значительного роста профессионализма муниципальных служащих определяет необходимость реформирования системы высшего профессионального образования по подготовке кадров для местного самоуправления, основных направлений совершенствования действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Государственное и муниципальное управление".
Проведя анализ реализации Программы формирования резерва управленческих кадров, утвержденной Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. № 1252[5], а также законодательных актов субъектов РФ и законов муниципальных образований, регламентирующих формирование кадрового резерва муниципальной службы, ученые пришли к выводу, что в целом в настоящее время сформирована необходимая правовая основа для обеспечения данной деятельности. Тем не менее, органы местного самоуправления все также испытывают нехватку квалифицированных кадров. Помимо этого существуют проблемы финансового характера, которые в свою очередь препятствуют подготовке и формированию кадрового резерва муниципальной службы.[6]
Основными причинами могут являться: отсутствие мотивации к труду муниципальных служащих (как профессиональной, так и материальной), отсутствие постоянной практики проведения кадрового мониторинга и аудита муниципальных служащих, низкая заработная плата, неудовлетворенность в своей профессиональной деятельности, вызываемая частыми структурными реорганизациями, тенденция уменьшения численности муниципальных служащих, находящихся на пике реализации своего профессионального потенциала, не уделяется достаточного внимания формированию кадрового резерва, неправильная расстановка кадров, и, как следствие, отсутствие возможности у муниципального служащего реализовать свои профессиональные качества.
Реформирование местного самоуправления, согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, направлено на оживление этого важнейшего демократического института. Одним из ключевых элементов, призванных организационно обеспечить их применение на практике, обозначена необходимость проведения кадровой работы в каждом муниципальном образовании.
Реализация планов по совершенствованию местного самоуправления напрямую зависит от его кадрового потенциала т.к. для решения вопросов местного значения требуется определенная организация действий муниципальных служащих в вопросах повышения профессионализма. Достижение профессионального мастерства через овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне является их служебной обязанностью.
Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков необходим для успешного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления населением и государством.
Хотя законом "О муниципальной службе в РФ" не установлены организационные механизмы реализации всех ранее указанных элементов кадровой работы в вопросах повышения профессионального уровня муниципальных служащих, администрации муниципальных образований должны самостоятельно решать, каким образом эта работа будет организована, и какие из перечисленных форм профессионального развития наиболее необходимы и востребованы для данного органа местного самоуправления.
Как отмечает в своем исследовании "Как фактор корреляции взаимоотношений между субъектом и объектом государственного управления профессионализм государственных и муниципальных служащих является формой организации совместной деятельности людей, связанной с достижением определенных социально-профессиональных целей".[7]
Можно с уверенностью говорить о том, что, несмотря на столь долгий опыт развития местного самоуправления, организация муниципальной службы до сих пор остается достаточно новым явлением в отечественной истории государственного строительства. Соответственно решение выделенных проблем потребует немало материальных и человеческих ресурсов, также необходимо осознание органами местного самоуправления и самими муниципальными служащими сильных и слабых сторон в развитии института муниципальной службы и собственной важности в развитии и процветании всей страны.
[1] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф 3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4884.
[2] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
[3] Батычко В.Т. Муниципальное право – Т., 2010. – С. 110.
[4] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г., № 10, ст. 1152.
[5] Указ Президента РФ от 25.08.2008 г. № 1252 "О комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров". // Собрание законодательства РФ. 2008. №35. ст. 4010.
[6] Киреева Е.Ю. Кадровый резерв муниципальной службы // Журнал Российского права. – 2015. – №2. – С. 44.
[7] Дзанагова Т.Я. Роль кадровых служб муниципальных образований в вопросах повышения профессионализма служащих // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – Выпуск № 19. – С. 155.
|