Муниципальная служба – это особый вид трудовой деятельности, направленной на осуществление полномочий в интересах органов местного самоуправления.[1]
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях: – федеральном; – субъектов Российской Федерации; – муниципальном.
В первую очередь, законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции Российской Федерации, которая устанавливает положения, которые положены в основу организации и функционирования муниципальной службы.
Так, глава 8 Конституции Российской Федерации полностью посвящена местному самоуправлению в Российской Федерации, и определяет что:
- местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130);
- местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, при этом структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
- органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст.132);
- органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству;
- местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).[2]
Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Указанным законом устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан Российской Федерации на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих. Закон предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В этой части положения закона отражают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы. В то же время этот закон содержит значительное число положений, которые позволяют конкретизировать условия муниципальной службы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации также составляют другие федеральные законы, например:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части организации муниципальной службы, правового статуса главы местной администрации);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих);
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в части антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов для муниципальных служащих);
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (в части контроля расходов муниципальных служащих).
На муниципальных служащих распространяется действие федерального трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законом. Это соответствует положениям ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которой нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
К таким особенностям, в частности, относится установление:
- особых ограничений и запретов для муниципальных служащих;
- особого порядка поступления на муниципальную службу;
- обязательной периодической аттестации муниципальных служащих;
- дополнительных оснований прекращения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим.
В случае противоречия между нормами трудового законодательства и закона о муниципальной службе должны применяться нормы Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Важная роль в организации муниципальной службы отводится законодательству субъектов Российской Федерации. Так, субъекты Российской Федерации самостоятельно региональными законами регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и ряд других вопросов.
На муниципальном уровне правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.[3]
В соответствии с ч. 1. ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
[1] Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – "Юстицинформ", 2015. – С. 27.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). – М., 1993.
[3] Гацко М.Ф. Муниципальная служба: организационно-правовые основы. Учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС. – 2014. – С. 13.
|