Хотя существуют и весьма специфичные проблемные вопросы касаемо муниципальной службы, куда насущнее будут и общегосударственные темы. Наиболее общие и важные проблемы российской муниципальной службы это коррупция и отсутствие профессиональных кадров.
Человеческий фактор здесь будет играть определяющую роль. Две эти проблемы являются результатом комплекса условий, в том числе и недостаточного уровня заработной платы, отсутствие стимула к поднятию собственной квалификации, труднодоступность получения нужного образования. Но от желания работать, человеческой честности, добропорядочности зависит характер работы муниципальной службы. Так что имеется абсолютный смысл говорить о том, что от личных характеристик человека зависит его предрасположенность к муниципальной службе.
Тем не менее, решение вопроса вовсе не заключается в дорогостоящих агитационных акциях или восхвалении чиновников. Наоборот, при добросовестном, человеческом отношении к общественно полезной деятельности муниципальной службы существующая "идеология" постепенно спадет на нет, а в перспективе сменится другим мнением, подстегивающим служащих. Так что следует отметить, что эта проблема, как и большинство других решается путем преобразований внутри самого института службы.[1]
Коррупция, к сожалению, является вечной проблемой нашего государства. Как уже можно было заметить в вышерасположенном историческом описании лица, работающие в органах местного самоуправления, зачастую пользовались своим положением для поборов с населения. М.В. Масловская справедливо подчеркивает, что административная реформа и реформа местного самоуправления тесно взаимосвязаны между собой, поскольку их общей целью является решение проблем социально-экономического развития российского общества, совершенствование федеративных отношений, упрочение механизма, способствующего надлежащей реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, становление России как демократического правового и социального государства.[2]
Так сегодня муниципальная служба как профессия формально утвердилась, но выполнение профессиональных обязанностей служащими находится на недостаточном уровне. В связи с социальной значимостью труда муниципальных служащих, важностью выполняемых ими функций возрастают требования к эффективности, качеству, востребованности их труда. От работника требуются не только исключительно глубокие знания в области управления, права, экономики, психологии, социологии и других наук и дисциплин, но и наличие высокоразвитых профессиональных норм и ценностей. В современной России контроль над профессиональной деятельностью муниципальных служащих осуществляется, прежде всего, в отношении их профессионализма и компетентности. Помимо названных общеизвестных проблем, в целом, касающихся всей структуры государственной власти, следует также выделить некоторые проблемы, касающиеся только данного сегмента государственного аппарата.
В ходе анализа закона, устанавливающих правовой порядок работы муниципальной службы, можно найти ряд противоречий, которые мешают ее эффективной работе. Например, законом установлено важное и основное положения для работы муниципальной службы – единство основных требований к муниципальной службе. Однако, анализируя характер деятельности в органах местного самоуправления, можно все должности разделить на пять групп:
1. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с деятельностью учетно-статистического, делопроизводственного и иного вспомогательного характера;
2. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с деятельностью преимущественно информационно-аналитического характера;
3. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в непосредственной организации работы муниципальных служащих первых двух групп, а также предусматривает разработку нормативно-правовых актов и деятельность информационно-аналитического характера;
4. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в опосредованной организации работы муниципальных служащих первых двух групп через непосредственное руководство деятельностью муниципальных служащих третьей группы, а также предусматривает разработку нормативно – правовых актов и деятельность информационно-аналитического характера;
5. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в принятии административных решений.[3]
Иерархичный характер на практике часто приводит к недоразумениям. При таком положении вещей должностное лицо, занимающееся действительно какой-нибудь важной проблемой, вместе с тем может занимать низшую должность в системе муниципальной службы (к примеру, специалист юридической службы). Разумеется, это приводит к различным препятствиям в трудовом процессе. Также федеральный закон не устанавливает соотношения, в котором должно находиться количество этих сотрудников. Эта забота также лежит на законе субъекта страны.
Другое противоречие заложено в законодательном определении квалификационных требований по муниципальным должностям муниципальной службы. Несмотря на то, что федеральным законом установлено положение, согласно которому граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, другое положение ему противоречит. Закон также говорит о том, что требования к должностному лицу устанавливаются внутренним уставом местного самоуправления. Это не дает возможности даже квалифицированному работнику свободно мобилизовать свои возможности.
Также необходимо отметить, что в условиях реформирования российской государственности и становления системы местного самоуправления вопрос формирования потенциала высокопрофессиональных муниципальных служащих, способных эффективно решать вопросы местного значения, приобретает основополагающее значение. Процессы усложнения макросреды, стремительное увеличение скорости изменений социально-экономических и политических процессов на территории муниципальных образований в нашей стране вызывают потребность в повышении эффективности муниципального управления, которое невозможно обеспечить без компетентного кадрового состава.
Муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества – место организаторов жизнедеятельности местного сообщества, а основным средством реализации ими своих задач и функций является муниципальная служба. Успешность государственного управления во многом зависит от эффективности работы органов местного самоуправления. Труд муниципальных служащих определяется содержанием, характером и формой труда, позволяющие сформировать общее представление об основных особенностях труда муниципальных служащих и выявить критерии его идентификации.[4] Следует отметить, что к основным особенностям труда муниципальных служащих относятся: компетентностный характер; высокая степень регламентации и контроля; публичный характер; многофункциональное содержание; высокая интенсивность и неравномерность распределения трудовой нагрузки; творческий и инновационный характер; сложность нормирования. Выявление совокупности ключевых особенностей труда муниципальных служащих позволяет в перспективе определять основные направления и способы повышения его эффективности, а также сформировать требования к уровню развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих.
[1] Дадашева И.А. Муниципальная служба: некоторые проблемы и тенденции развития в современном российском обществе // Университетские чтения – 2014. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Часть XIV. – Пятигорск: ПГЛУ, 2014. – С. 11.
[2] Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Волгоград. – 2014. – С. 18.
[3] Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации".
[4] Гончарова Л.И. Концептуальные аспекты труда муниципальных служащих // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2015. – № 2.
|