Как мы уже выяснили, большинство проблем общего характера не могут быть решены путем одной только законодательной реформы. Это должна быть комплексная работа всего государства.
Совершенствование муниципальной службы значит искоренение или сведение к минимуму существующих актуальных проблем. Решать проблему коррупции и компетентности можно лишь одним способом – непрерывной упорной борьбой. Это каждодневный труд, который касается абсолютного большинства граждан. И в первую очередь, речь идет не о законодательных актах, и не об усилении исполнительной власти, а о нравственном и качественном содержании. Нужно чтобы все сотрудники муниципальной были призваны к работе не только в целях материального обогащения, но и позывами гражданской общественной и нравственной содержательной.
Однако в руках государства остаются другие условия совершенствования муниципальной службы. Обеспечение нужного уровня зарплаты во всех субъектах федерации, обеспечение доступного образования, различные программы повышения квалификации.
И, наконец, сильная гражданская позиция. Социально-активное правомерное поведение граждан способствует улучшению всей правовой системы и также благотворно сказывается на уровне развития местного самоуправления.
Но проблема правового регулирования не отличается этим моментом по понятным причинам. Регулирование отношений, возникающих в ходе работы муниципальной службы, представляет собой достаточно молодую правовую отрасль в российском законотворчестве. При введении в правовой системе некоторых конкретизирующих поправок многие достаточно важные проблемы и пробелы могли бы, если не перестать возникать, то хотя бы уменьшить свое значение. К этим проблемам можно отнести:
- нарушение системного порядка работы в силу возникшей иерархии должностных лиц (необходимо конкретно обозначить равенство условий работы муниципальных служащих, чтобы добиться его на практике);
- неравный доступ граждан к муниципальной службе;
- различия условий поступления в разных субъектах РФ.
Эффективность решения вопросов местного значения возможна только на основе управления системой профессиональных компетенций муниципальных служащих, наиболее полно характеризующейся свойствами: состоянием, развитием и эффективным использованием. Результативность труда муниципальных служащих характеризуется их личным вкладом в достижение основных целей органов местного самоуправления на основе определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые являются показателями качества системы профессиональных компетенций муниципальных служащих. Качество системы профессиональных компетенций отражает степень соответствия уровня профессиональных знаний и навыков основным целям деятельности органов местного самоуправления.
Особо отметим, что система профессиональных компетенций муниципальных служащих представляет собой совокупность общих образовательных и специальных организационных, информационно-методических, коммуникативных, проектных и вспомогательно-технологических профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально-личностных качеств, которые регламентируются нормативно-правовыми актами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, определяющие способность муниципальных служащих к эффективной профессиональной деятельности для достижения целей органов местного самоуправления.[1]
Управление системой профессиональных компетенций позволяет оценивать и целенаправленно изменять состояние профессиональных компетенций, то есть осуществлять их развитие для достижения целей местного самоуправления.
Профессионализм и компетентность признается в законодательстве в качестве основного принципа муниципальной службы, что предполагает обязательное развитие системы профессиональных компетенций муниципальных служащих. Развитие системы профессиональных компетенций включает в себя самообразование и активную включенность муниципальных служащих в социальную практику, обеспечивающие необходимое условие роста профессионализма муниципальных служащих, обогащение их личностных качеств и эффективное использования системы профессиональных компетенций. Цель развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих заключается в поддержании необходимого уровня состояния системы профессиональных компетенций для эффективного выполнения профессиональных обязанностей муниципальными служащими, направленных на достижение целей социально-экономического развития местной территории и обеспечение роста качества и уровня жизни населения. Развитие системы профессиональных компетенций необходимо понимать как управляемый процесс, направленный на изменение показателей состояния системы профессиональных компетенций в соответствии с регламентированными квалификационными требованиями должностей муниципальной службы для достижения целей органов местного самоуправления.
Сложность и неординарность задач, стоящих перед органами местного самоуправления, постоянно повышают требования к уровню развития профессиональных компетенций муниципальных служащих. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на конец 2012 года получили дополнительное профессиональное образование по муниципальному заказу в рамках реализации муниципальных целевых программ только 5 % муниципальных служащих, из них – 95,9 % муниципальных служащих повысили квалификацию, 0,2 % прошли стажировку и 3,8 % профессиональную переподготовку.
Необходимость развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации обусловлена тем, что образование, соответствующее профессиональной деятельности по направлению государственное и муниципальное управление имеют всего около 12 % муниципальных служащих в Российской Федерации; муниципальный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется в недостаточном объеме; выбор направлений дополнительного образования муниципальных служащим не носит стратегический характер профессионального развития, а осуществляется по текущей ситуации.
С целью совершенствования механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих необходимо:
1) регламентировать специализацию образования и систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
2) ужесточить правовую ответственность муниципальных служащих в части повышения квалификации в силу того, что поддерживать определенный уровень квалификации является обязанностью муниципальных служащих;
3) повысить эффективность процедуры оценки уровня профессионального образования и результатов труда муниципальных служащих;
4) разработать эффективную систему социальных гарантий при расторжении трудового договора с муниципальными служащими в связи с нарушением ограничений и запретов муниципальной службы по инициативе работодателя;
5) преобразовать структуру денежного содержания муниципальных служащих за счет перераспределения элементов оплаты труда между имеющейся системой надбавок и премией, что позволит сформировать систему стимулирования по результатам показателей эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.
[1] Крахмалов А.Н. Квалиметрическая оценка компонентов трудового потенциала муниципальных служащих // Российское предпринимательство. – 2013. – № 10.
|