Проблема эффективности государственного управления является постоянной доминантой в оценке результатов деятельности органов власти в любом типе современного государства, будь оно демократическим или авторитарным. Согласно ныне господствующим в мире теориям общественного прогресса, демократическое (с развитой рыночной экономикой и правовыми свободами личности) государство в сравнении с авторитарным создает возможность для достижения более высокой эффективности государственного управления. Однако, следует принимать во внимание и тот факт, что это не складывается само собой, а требует целенаправленных действий органов государственной власти.
Как указывают В.А. Ильин, А.И. Поварова, - «В современной науке сложилось несколько теоретико-методологических подходов к определению сущности и содержания эффективности государственного управления. Это понятие в общей трактовке рассматривается как отношение усилий деятельности органов власти, затраченных на свою деятельность, к последствиям этой деятельности. Однако эта общая постановка различается в конкретных подходах к оценке эффективности государственного управления. Так, подход, основанный на концепции лидерства, базируется на сравнении удельных затрат ресурсов и результативных показателей анализируемого государства и страны-лидера. Экономический подход связывает эффективность государственного управления с наличием механизмов обеспечения конкуренции, внедрения инноваций, социальной защищенности и т. п. Подход, основанный на теории рациональной бюрократии, опирается на выявление степени оптимальности иерархической структуры органов государственного управления, на соблюдение принципов профессиональной деятельности государственных служащих»[1]. Применяется также подход, при котором определяется успешность государственного управления путем соотнесения результатов развития с публично установленными целями.
По нашему мнению, главным критерием эффективности государственного управления в современной России является способность государства повышать качество жизни граждан, удовлетворять их интересы на основе повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста и увеличения реальных доходов населения. Конкретные значения показателей этого критерия определяются актуальными проблемами текущего и перспективного развития страны.
В России проблема повышения эффективности государственного управления резко актуализировалась, так как осуществляемые более двадцати лет рыночные трансформации не дают желаемых результатов. В связи с этим возрастает необходимость углубленного изучения влияния на государственное управление различных внутренних и внешних факторов, меняющих экономическую, социальную и политическую среду в стране.
Логично будет предположить, что государство, обладая серьезными рычагами влияния на бизнес, могло бы более активно задействовать в региональной политике корпоративный ресурс. Однако на практике складывается другая ситуация, когда политика, проводимая в отношении крупных собственников, не способствует решению проблем регионального развития, решению проблем муниципальных образований и местного самоуправления. Более того, по оценке ряда экспертов[2], такая политика становится фактором роста напряженности в обществе, так как не обеспечивает реализации принципов социальной справедливости.
В связи с указанными проблемами, явно дестабилизирующими социально-экономическую ситуацию в стране, и никак не способствующих полноценном взаимодействию всех уровней власти и управления, представляется более чем уместным замечание Е.С. Третьяковой и С.А. Светлаковой, которые предлагают следующее: «Современная Россия нуждается в эффективной системе государственного управления, в частности для создания условий, которые смогут повысить конкуренцию на мировых рынках и сформировать в России инвестиционный климат, привлекательный для отечественного капитала и инвесторов, что будет способствовать укреплению авторитета государства на мировой арене. Управляющее воздействие осуществляет аппарат управления, а потому, с целью совершенствования государственного управления необходимо:
1) оптимизировать структуру и численность государственного аппарата и подведомственных организаций;
2) оптимизировать обязанности и исполнение функций исполнительной власти на основе результатов функционального обзора;
3) оптимизировать деловые процессы и внедрить административные регламенты и стандарты государственных услуг;
4) создать условия для благоприятного организационно-правового обеспечения государственной службы;
5) внедрить новые методы планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рационально использовать ресурсы в системе государственной службы;
6) обеспечить открытость государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
7) повысить прозрачность и открытость органов государственной власти;
8) усилить систему внешней подотчетности»[3].
На наш взгляд, целесообразно будет на первоначальном этапе разработать определенный базис для повышения эффективности государственного управления, который бы снижал риск расширения бюрократических схем управления в понимании классической теории менеджмента. Главным понятием модели может стать эффективность государственного управления, которая станет движущей силой развития управления, учитывающей изменчивость целей и ценностей, чувствительной к воздействиям внешней и внутренней среды, имеющей развитый механизм взаимодействия с управляемым социумом в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Стоит признать ценность доминирования структурного и процедурного управления, не выходя при этом за его рамки для развития творческого потенциала управленцев. Следует также отметить, что особенности государственного устройства России требуют согласованного развития национальной хозяйственной системы не только с точки зрения макроэкономических структур, но и в аспекте реализации интересов региональных сообществ, муниципальных образований и местного самоуправления. Нарастание социально-экономических диспропорций, связанных с возможностями реализации интересов региональных сообществ, муниципальных образований и местного самоуправления, все больше актуализирует вопрос о необходимости совершенствования института региональной политики в области взаимодействия интересов субъектов в границах схемы: капитал-регионы государство. Новое содержание региональной политики должно учитывать такое важное обстоятельство, как собственные интересы региональных сообществ. Региональная политика формируется и реализуется как федеральными, так и региональными органами власти, что обусловливает возникновение двух ее вариантов, воплощающих государственные интересы в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов[4].Конец формы
[1] Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. – С. 52-53.
[2] См.: Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики. - 2013. - № 6. - С. 152-158; Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы государственного управления. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 181 с.; Татаркин А.И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. - 2014. - № 1. - С. 9-30.
[3] Третьякова Е.С., Светлакова С.А. Проблемы и тенденции развития государственного управления в Российской Федерации // Журнал «Молодые ученые». – 2013. - № 4. – С. 151.
[4] Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. - М.: Научный эксперт, 2012. – С. 108.
|