А.В. Мелехин справедливо заметил, что вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.[1]
Существует также такое определение систематизации законодательства, как процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. [2]
Систематизация нормативных актов — очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике.
Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие. Система законодательства выступает как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства.
Словари понятие «законодательство» определяют по-разному: как «общность и дух всех постановлений, законов страны»[3]; «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»[4]; «совокупность законов»[5].
Систематизация, законодательства, безусловно, имеет огромное значение:
во-первых, систематизация необходима в профессиональной сфере (например, юристам);
систематизация защищает права и интересы, а также позволяет гражданам знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;
являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;
основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;
систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.
[1] Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2007. — 640 с.
[2] Большой юридический словарь. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. М., Инфра-М, 2003.
[3] Даль В. Толковый словарь. М.: Терра - книжный клуб, 1998. Т. 1. С. 1470.
[4] Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. Указ. соч. С. 409
[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985. С. 179.
|