Понедельник, 25.11.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Объект, предмет и субъект систематизации законодательства. Принципы систематизации

Объектами систематизации являются не только нормативные, но и правоприменительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокурора РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной работы организации.

Предметом систематизации являются отдельные разделы (части, пункты и т. п.) этих актов, где содержатся конкретные нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке.

Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:

частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;

компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например. Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.

Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.[1]

Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы:

плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);

стремление к минимальному количеству нормативных актов;

полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их но всем основаниям);

целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);

оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);

непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);

экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);

доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими);

демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);

гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);

профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе кой работой занимались знатоки этого дела);

научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой.

К объективным причинам относятся:

двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ;

нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;

многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми);

наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения;

накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;

формирование новых отраслей законодательства;

обеспечение удобства пользования нормативными актами.

Субъективные причины таковы:

противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта;

декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;

несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эффективность;

засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;

перекосы в соотношении законов и подзаконных актов ит. д.

 

[1] Карташев В.Н. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М., Юрист, 1999

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.08.2017)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%