Понедельник, 25.11.2024, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Учет и консолидация как формы систематизации законодательства

Учет нормативных актов. Важно подчеркнуть, что качество учета нормативных актов, степень его налаженности, эффективность сбора и хранения сведений о действующих нормативных актах, о внесении в них изменений и дополнений во многом определяют юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной деятельности и правового воспитания.

Основными принципами организации учета законодательства являются:

- полнота информационного обеспечения;

- достоверность информации;

- удобство пользования.

Учет нормативных актов осуществляется в следующих видах:

- журнальный учет, представляющий собой фиксирование данных нормативных правовых актов в соответствующих журналах. Принципами такого учета являются: алфавитно-предметный, хронологический, системно-предметный. Хронологический принцип подразумевает регистрацию нормативных правовых актов по датам их принятия. При алфавитно-предметном учете нормативные правовые акты регистрируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту. Тематико-предметный учет осуществляется в зависимости от деления всего объема нормативных правовых актов на соответствующие отрасли, подотрасли и юридические институты;

- картотечный учет представляет собой создание картотек, расположенных по определенной системе;

- ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий нормативных правовых актов информации об утрате силы, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей со ссылкой на акты, послужившие правовым основанием для произведенных изменений;

- автоматизированный учет законодательства посредством применения компьютерной техники и информатики.

При этом важно подчеркнуть, что возможно одновременное использование различных форм учета законодательства.

Наиболее предпочтительным является автоматизированный учет законодательства. Преимущество этой формы учета состоит в оперативности, возможности получить справку по любому вопросу. В этом проявляется универсальность автоматизированных систем правовой информации. Компьютерные системы отличаются практически неограниченным объектом информации. Таким объемом охватывается: федеральное законодательство (все федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства, ведомственные акты; законодательство субъектов РФ (региональные законы, нормативные акты глав администрации, представительных и исполнительных органов власти органов местного самоуправления); законопроекты, подлежащие обсуждению в Государственной Думе; законодательство зарубежных стран; наиболее важные решения судебных органов, аннотаций юридической литературы и т.д. В Российской Федерации подобные системы созданы в аппаратах палат Федерального Собрании, Президента РФ, Правительства, в Министерстве юстиции и др. ведомствах. На коммерческой основе функционируют автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства «Гарант»[1], «Кодекс»[2], «Консультант-Плюс»[3] и др. Своего рода генеральным учетом станет создаваемый ныне государственно-правовым управлением Президента РФ эталонный банк данных, которым будет охвачен весь массив федерального законодательства и нормативных актов органов государственной власти субъектов.

Консолидация – это форма систематизации, в процессе которой десятки нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Консолидация представляет собой своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования, не вносит изменений и новизны в действующее законодательство.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью.

На сегодняшний день существует большой разброс мнений по вопросу о природе консолидации. Одни ученые (А. С. Шебанов, Д. А. Керимов и др.) полагают, что консолидация является разновидностью инкорпорации[4] [5]. Другие исследователи (А. А. Ушаков, А. С. Пиголкин и др.) считают, что она представляет самостоятельный вид систематизации.[6] С точки зрения третьих (В. Н. Карташов), это разновидность правотворческой деятельности.

 

[1] СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/

[2] СПС «Кодекс». URL: http://www.kodeks-a.ru/kodeks/

[3] СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/

[4] Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией действующего законодательства // Советское государство и право. 1960. № 7. С. 141.

[5] Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962. С. 34—35

[6] Ушаков А.А. О кодификации советского законодательства // Ученые записки Пермского университета. 1959. Т. XI. Кн. 4. Ч. 1. С. 77—78.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.08.2017)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%