Понедельник, 25.11.2024, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Кодификация как форма систематизации законодательства

Кодификация законодательства является сложной и наиболее совершенной формой систематизации нормативных правовых актов, она направлена на коренную, внутреннюю и внешнюю переработку действующих нормативных правовых актов путем подготовки и принятия нового кодификационного акта компетентными государственными органами. [1]При кодификации укрепляется системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификация выходит за рамки упорядочения изданного, уже имеющегося законодательства, представляет относительно самостоятельную, основную форму совершенствования законодательства и связана с правотворчеством. Цель - систематизация и качественная, коренная переработка нормативного правового материала (с отменой устаревших и разработкой новых норм, устранением пробелов и коллизий в праве) и созданием в качестве результата нового комплексного, внутренне согласованного нормативного правового акта, который принимается правотворческим государственным органом (или др. субъектом правотворчества).

Результатом является кодифицированный акт, который характеризуется следующими признаками:

формулирует различные нормы (принципы, дефиниции, непосредственного действия), определяющие правовое регулирование наиболее важных вопросов жизнедеятельности общества, устанавливает нормативные основы отрасли (института) законодательства и регулирует широкую сферу отношений (имущественных, трудовых и др.);

направлен на закрепление и создание законодателем наиболее стабильных норм права, опробованных практикой и отражающих динамику и потребности социальной жизни, а также рассчитанных на длительный период их действия;

по предмету обобщаемых норм права определяется в зависимости от элементов деления системы права и законодательства (отрасли, институты) или определенной сферы организации и регулирования государственной деятельности;

является итогом совершенствования законодательства и представляет сложный, значительный по объему сводный акт как совокупность взаимозависимых предписаний, т.е. является единым, внутренне согласованным документом с четко определенной и внешне выраженной системой нормативных предписаний, создающей условия для их информационной доступности и удобства использования;

имеет определенные виды и представляет нормативные правовые акты, объединяющие различные правовые нормы и институты, регламентирующие разнородные общественные отношения в рамках отрасли права.

Отнесение акта к разряду кодифицированных определяется в зависимости от его содержания, объема, сферы регулирования общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и внесение новелл в правовое регулирование. В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без указания на кодифицированный характер (например, Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92), и отнесение его к разряду кодификационных определяется исходя из его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, уровня объединения действующих норм и их дополнения новыми.

Виды кодификационных нормативных правовых актов:

основы законодательства, которые содержат принципиальные, наиболее общие нормы по предмету правового регулирования отдельной отрасли (института) права и выступают базой для дальнейшего издания нормативных правовых актов в определенной сфере правового регулирования. Основы возглавляют те или иные отрасли (институты) права и обеспечивают согласованность в их рамках всех норм через определение единых принципов правового регулирования, основополагающих понятий и рамок правового регулирования на уровне нижестоящих нормативных правовых актов. Структурно делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В Российской Федерации по Федеративному договору от 31 марта 1992 г. по вопросам совместного ведения РФ и республик в составе РФ «федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов» (например, Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93[2]; Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9.10.92[3]);

кодекс, объединяющий по строго определенной системе нормы права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений или какой-либо деятельности. По характеру охвата общественных отношений выделяются кодексы: отраслевые, регулирующие конкретную сферу общественных отношений и определяющие деление права на отрасли и институты (в Российской Федерации это Гражданский кодекс, Гражданско-Процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-Процессуальный кодекс, Трудовой кодекс), и комплексные(межотраслевые), регулирующие обособленную и значительную часть отношений и учитывающие ее специфику в определенной сфере государственной, хозяйственной или др. деятельности, а также объединенные единой концепцией и общими принципами регулирования (Водный кодекс, Торговый кодекс Российской Федерации);

устав, регулирующий правовое положение определенных органов, организаций (напр. Устав ИТАР-ТАСС от 22.11.04[4]), определенную сферу деятельности (например, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.03) или особенности взаимоотношений субъектов права (Дисциплинарный устав ВС РФ от 14.12.93). В форме уставов кодифицируются нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики) - структуру, полномочия и организацию деятельности государственных органов, (например, Устав Свердловской области от 25.11.94);

положение, регламентирующее положение, задачи и компетенцию органа, учреждения, организации (например, Положение о Министерстве юстиции РФ от 13.10.04);

правила - нормативный правовой акт, содержащий процедурные нормы и определяющий порядок организации определенной деятельности (например, Типовые страховые правила негосударственного пенсионного фонда от 13.02.04) или поведения в определенных условиях (правила пожарной безопасности).

Кодификация широко используется в странах романо-германской правовой семье и связана с римской традицией издания кодифицированных актов. В отличие от России XIX — начала XX вв., в Российской Федерации кодификация получила широкое распространение и способствует стабильности законодательства на основе системы нормативных правовых актов, а также позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать как содержание, так и форму законодательства.[5] Хотя приходится признать, что чрезмерное увлечение кодификацией (не говоря уже о «всеобщей кодификации») без использования создания консолидированных актов в сферах интенсивно меняющегося правового регулирования законодательства не способствует использованию возможностей различных форм и видов систематизации законодательства. В этом отношении необходимо, на наш взгляд, продвигаться к созданию Свода законов Российской Федерации, а не так называемого «Кодекса законов».

Создание Сводов законов (сводообразование) как форма упорядочения законодательства связано с созданием на официальном уровне акта систематизации действующего законодательства и выступает в качестве своеобразной «вершины» упорядоченности законодательства. Целью является создание Свода законов как акта систематизации законодательства для обеспечения максимальной доступности нормативных правовых актов для субъектов права, призванного способствовать укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечить наибольшую стабильность законодательства, создать предпосылки для обеспечения прав и свобод граждан, а также для дальнейшего укрепления законности и усиления охраны правопорядка.[6]

В системе актов систематизации законодательства Свод законов имеет ряд существенных особенностей, которые состоят в том, что Свод законов:

является официальным изданием систематизированного действующего законодательства, но при этом имеет повышенный уровень официальности, поскольку исходит от высших органов власти и должен отражать авторитет государственной власти, исходящих от нее нормативных правовых актов и права в целом;

представляет наиболее сложную разновидность систематической обработки законодательства, должен максимально охватывать регулируемые правом общественные отношения и предполагает наиболее общую классификацию нормативного материала по предметному и целевому критериям, близкую к «всеобщей кодификации» типа «кодекс кодексов»;

формируется на основе предварительной качественной обработки действующего законодательствас целью устранения множественности актов, пробелов в регулировании, совершенствования законодательства и с предварительной подготовкой и изданием в качестве составных частей свода актов кодификации и консолидации законодательства;

содержательно должен сочетать отражение системы права и требования к системе законодательства, а также строиться на основе обеспечения единства и согласованности включенных в его состав Конституции и актов систематизации законодательства (кодифицированных или консолидированных), принятых или доработанных в установленном Конституцией и законодательством порядке и сгруппированных по основным сферам жизнедеятельности общества;

структурно должен предусматривать развитие правового регулированияи допускать существенную переработку нормативного материала, содержащегося в нем, при сохранении преемственности между его переизданиями;

в организации нормативного материала должен обеспечивать оперативное внесение изменений в его содержание, а также возможность использования материалов свода с использованием современных информационных технологий.[7]

Своды законов пока не получили значительного распространения в правовых системах стран мира. В этом отношении наиболее интересен опыт создания Свода законов Российской империи, а также СССР и РСФСР, рассмотренные выше (например, структура и принятая организация материала на разъемных тетрадях и осуществление последующего текущего законодательства, главным образом путем внесения дополнений и изменений в Свод. Создание Свода законов Российской Федерации, определение подходов к его созданию, структуры и др. проблемы активно обсуждаются в современной юридической науке. Проблемы создания, издания и систематического переиздания Свода законов Российской Федерации в современной России выдвигаются в число актуальных задач совершенствования российского законодательства, и учет исторического опыта необходим и может способствовать развитию источников права.[8]

Интерес представляет также изучение практики издания Свода законов США, в котором федеральное законодательство США в настоящее время публикуется в систематизированном виде и состоит из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права или крупному правовому институту. При этом Конгресс, принимая очередной закон, указывает место, которое он должен занять в Своде законов США, и какие в связи с этим изменения должны быть внесены в соответствующие главы, разделы и параграфы действующего Свода. Свод законов США по своему составу неоднороден, поскольку некоторые его разделы представляют собой просто собрание (тематическую инкорпорацию) близких по содержанию и изданных в разное время актов, а другие включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права. Свод переиздается каждые 6 лет.

 

[1] Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование. М., 1998.

[2] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. , N 10 , ст. 358

[3] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. , N 46 , ст. 2615

[4] Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. , N 48 , ст. 4796

[5] Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10.

[6] Пиголкин А.С., Чернобель Г.Т. Свод законов СССР — теоретические и практические проблемы // Правоведение. 1978. №

[7] Поленина С.В., Колдаева Н.П. О своде законов Российской Федерации. М., 1997.

[8] Пиголкин А.С., Чернобель Г.Т. Свод законов СССР — теоретические и практические проблемы // Правоведение. 1978. № 6.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.08.2017)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%