Государственная собственность, по мнению Е.В. Ивановой, с которым мы считаем целесообразным согласиться, - «…составляет значительную часть национального богатства России. Любая собственность призвана приносить доход, что напрямую относится и к государственной собственности. Под государственной собственностью понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казной Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Таким образом, государственная собственность состоит из государственного имущества, государственной казны и имущественных прав государства»[1].
Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:
- долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства – не менее 10%;
- удельным весом продукции, производимой в отдельных отраслях;
- долей государственного сектора в объеме основных средств – около 60%;
- долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор – примерно 20%;
- численностью работников на государственных предприятиях – менее 40%[2].
Объекты государственной собственности могут подразделяться на:
1) денежные средства;
2) природные ресурсы, в том числе земельные участки, недра, водные объекты, леса;
3) основные фонды;
4) унитарные предприятия как имущественные комплексы;
5) акции (доли) в хозяйственных обществах;
6) нематериальные активы;
7) государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) прочие объекты государственной собственности.
Доходы от государственной собственности в свою очередь можно подразделить на две составляющие – это доходы от продажи (приватизации), то есть безвозвратного отчуждения объектов государственной собственности, и доходы от использования (передачи в пользование в форме хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и другие формы). Первые являются не возобновляемыми доходами, другие - возобновляемыми, постоянно воспроизводимыми доходами.
Приватизация государственной собственности позволяет единовременно получить достаточно большой объем денежных средств, однако у нее есть существенный минус: в дальнейшем имущество, подлежащее приватизации, уже не сможет принести доход, тогда как доходы от использования имущества могут приносить доход периодически, в определенные интервалы времени. На сегодняшний день по причине произошедшего мирового экономического кризиса цены на объекты недвижимого имущества снизились в среднем на 50%, и реализовывать имущество по такой заниженной стоимости нецелесообразно. В данной ситуации гораздо рентабельнее сдавать имущество в аренду и получать стабильный доход.
В свою очередь, имущество - это всё материальное, что имеет стоимость, а также не материальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причём имеющее некую экономическую ценность.
В.В. Безпалов приходит к важному умозаключению, относительно сущности и значении государственного имущества в Российской Федерации: «В Российской Федерации государственное имущество традиционно обширно и затрагивает многие сферы жизнедеятельности государства. Объясняется это исторически предопределенным геополитическим положением и потребностями развития экономики страны. Два этих фактора проявились в виде высокой централизации управления, а высокая доля собственности под управлением государства, стала одним из принципов государственного устройства. Особое положение государственного имущества в Российской Федерации, так же обуславливается двумя факторами: 1) государственное имущество является одной из статей дохода государственного бюджета РФ; 2) государственное имущество может служить для удовлетворения непосредственных потребностей государства.
Сегодняшняя практика управления государственным имуществом, к сожалению, сводится лишь к упорядочению взаимоотношений государства и субъектов осуществления полномочий собственника, а должна строиться на увеличении эффективности использования имущества, повышением доходов и оптимизированию расходов государства в этом секторе экономики государства. Реализация мероприятий, направленных на увеличение эффективности управления государственным имуществом, является обязательной предпосылкой реального улучшения инвестиционного климата в России, а так же стимулирует развитие экономики в целом»[3].
Следует отметить, что государственное имущество включает материальные и нематериальные активы, находящиеся в государственной собственности; кроме того, государству могут принадлежать акции, а также любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Право государственной собственности за креплено в ст. 214 Гражданского кодекса РФ[4].
Итак, можно с уверенностью говорить о том, что собственность - это одновременно экономическая, правовая и управленческая категория. По сути, все окружающие нас предметы материального мира, доступные восприятию и использованию людьми, являются объектами собственности людей, организаций, государства и общества.
Рис. 1. Экономическая и юридическая стороны государственной собственности[5].
А.С. Зимин в одном своих научных трудов справедливо замечает, что «Государственная собственность страны создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства; позволяет государству и региону быть самостоятельными институтами в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом; является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права; обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ и т.д.
Важность управления государственной собственностью во всех ее видах в регионах связана с тем, что полномочия, имеющиеся в распоряжении региональной власти, способны оказывать влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат на местах. Поэтому вопрос эффективности управления государственной собственностью является весьма актуальным»[6].
Эффективность управления государственным имуществом региона определяется степенью достижения поставленных перед руководством задач. Такими задачами во всех регионах страны являются учет объектов государственной собственности, управление унитарными предприятиями, осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий и государственных учреждений, управление и распоряжение пакетами акций (долями), находящимися в государственной собственности, управление и распоряжение имуществом казны, осуществление контроля за распоряжением и использованием по назначению государственного имущества, перераспределение имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
[1] Иванова Е.В. Управление государственной собственностью Омской области в современных условиях // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2013. - №4(8). – С. 8.
[2] Симонова Н.Ю. Государственно-частное партнерство как инновационный метод взаимодействия государства и частного бизнеса: монография / Н.Ю. Симонова, С.В. Грисько, Б.Р. Шестеркин, Е.В. Исаева, М.Г. Родионов – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – С. 43.
[3] Безпалов В.В. Механизм реализации перспективных решений по развитию системы управления государственным имуществом // Итоги и перспективы научных исследований. Выпуск № 2: Сборник научных трудов. – Краснодар, 2015. – С. 103-104.
Баранова И.В., Аверченко Л.И. Государственная политика по управлению государственным имуществом в сфере ОПК: тенденции развития и современные проблемы // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 1 (96). - С. 21.
[5] Михайленко Д.А. Государственная собственность в экономике: структура и закономерности развития: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01. - Москва, 2015. – С. 19.
[6] Зимин А.С. К вопросу об эффективности управления государственным имуществом региона // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 499.
|