В 1999 г. принята Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024), которая заложила основы формирования экономически обоснованной государственной политики по управлению государственной собственностью. При этом эффективное управление государственным имуществом определено как фактор выполнения ключевых для общества функций: обеспечение правопорядка, национальной, экологической, продовольственной безопасности и др.
Государственная политика, включающая совокупность стратегических программ и плановых мероприятий, представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти по решению социально-экономических проблем, достижению и реализации значимых для развития всего общества целей или его отдельных сфер. Государственная политика является инструментом, позволяющим органам государственной власти достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на имеющиеся ресурсы. Цели и задачи государства в сфере управления государственным имуществом реализуются через разработку и проведение соответствующей политики посредством нормативно-правовой регламентации целенаправленных действий органов государственной власти по решению поставленных задач[1].
Одним из инструментов реализации государственной политики по управлению государственным имуществом для проведения экономических преобразований в российской и зарубежной практике стало использование государством холдинговых структур.
В результате реализации проводимой в РФ государственной политики по управлению госимуществом акционерные общества с государственным участием вовлечены в процессы реорганизации (слияния, присоединения и др.), среди которых отечественные исследователи В.И. Корнелиус и Г.Р. Змановский выделяют «три модели:
1) объединение предприятий с государственным участием в бизнес-группы в результате активной инвестиционной политики по инициативе менеджмента компании (ОАО «Газпром);
2) консолидация акционерных обществ с высокой долей государства и переход от модели бизнес группы к модели компании (ОАО «Связьинвест»);
3) объединение предприятий с государственным участием, а также их дочерних и зависимых обществ в интегрированные структуры холдингового типа под эгидой региональных органов исполнительной власти (структуры, объединяющие торговую и/или производственную группу предприятий, аэропорты и др.)»[2].
Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство РФ вступает во взаимоотношения: с федеральными органами государственного управления, органами государственного управления субъектов РФ, государственными предприятиями и учреждениями, с субъектам иной организационно-правовой формы с государственным участием.
В целях обеспечения эффективности управления государственной собственностью Правительство РФ специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти.
При этом ключевая роль в управлении государственной собственностью была отведена Министерству экономического развития РФ и его подразделению - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (с 2008 г.), которое осуществляет право собственника от имени РФ в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности. В Постановлении Правительства РФ от 08.04.2002 г . № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», в котором определены полномочия, функции, права и организационная деятельность этого агентства.
Процессы создания и функционирования территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом в настоящее время осуществляются в двух направлениях.
Во-первых, образованы территориальные управления (ТУ) Росимущества по управлению федеральным имуществом в субъектах Федерации.
Во-вторых, в связи с образованием федеральных округов созданы семь межрегиональных территориальных управлений по управлению государственным имуществом (МТУ)[3].
Основной задачей МТУ является обеспечение на уровне федерального округа реализации единой политики в отношении федеральной собственности, иначе говоря, координация деятельности в сфере управления федеральной собственностью.
В региональном аспекте структура органов управления федеральной собственностью представлена, с одной стороны, территориальными органами агентства (ТУ и МТУ), а с другой - органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации, наделенных правами территориальных агентств Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (как пример, можно привести Департамент государственной собственности ХантыМансийского автономного округа - Югры).
Таким образом с учётом соответствующих полномочий, функций и прав государственных, региональных и муниципальных органов управления имуществом и осуществляется организационная деятельность по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Итак, можно с уверенностью говорить о том, что управление государственной собственностью на региональном уровне, представлено с одной стороны, территориальными органами Росимущества, а с другой - органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации.
Территориальные управления Росимущества осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на его территории, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации[4].
[1] Камаев Р.А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (на примере г. Москвы): монография. Науч. специальность 08.00.05 «Экономика и упр. нар. хоз-вом» / Р.А. Камаев. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2012. – С. 74.
[2] Корнелиус В.И., Змановский Г.Р. Государственная политика по управлению государственным имуществом // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - Т. 2. - № 10. - С. 150.
[3] Плотников А.Г. Управление государственным и муниципальным имуществом: учеб. пособие / А.Г. Плотников; СибИУ РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. – С. 162.
[4] Управление государственной собственностью субъекта Российской Федерации: концептуальная модель: монография / С.А. Кочеткова, И.В. Моисеева, Ю.А. Акимова, Т.М. Тишкина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – С. 21.
|