Прежде всего, в рамках данного параграфа курсового исследования, считаем целесообразным обратить внимание на тот факт, что основой для формирования правового поля, обеспечивающего повышение эффективности управления государственным имуществом, явились федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ.
Принципиальная специфика государственной собственности заключается в том, что орган, владеющий ею (другими словами правительство), считается еще и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Таким образом, система управления государственной собственностью разрабатывается и воспринимается лично владельцем.
Правовой режим в системе права государственной собственности – это особый правовой порядок, устанавливаемый совокупностью норм, регламентирующих специфику объекта (предмета) правовых отношений субъектов права с учетом общего, государственного интереса к целям, порядку и последствиям владения, пользования и распоряжения наиболее ценной частью государственной собственности.
Право государственной собственности дает совокупность правовых норм, закрепляющих и оберегающих принадлежность вещественных удобств народу (населению соответствующей местности) в лице избранного им представительного органа государственной власти. Данные правовые нормы устанавливают порядок приобретения, применения и отчуждения муниципального имущества.
В соответствии с пунктом «г» статьи 72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. При этом согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ[1], в ведении РФ находятся федеральная собственность и управление собственностью. Порядок отнесения государственного имущества (имущество - материальный объект прав собственности) к разным уровням публичной власти должен устанавливаться специальным законом, который еще не принят. В его отсутствие сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности (прил. 3 к названному постановлению), считается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в прил. 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектам Федерации (прил. 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они предаются в собственность соответствующим субъектам Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются федеральной собственностью). Таким образом, имущество субъектов Федерации может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность какого-либо ее субъекта. В свою очередь, субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность[2].
Исследование проблем, связанных с управлением государственным имуществом, является актуальным для любых экономических систем и моделей построения национальной экономики. Сложность, коллизионность и многоаспектность этого объекта исследования продуцируют применение различных подходов к выявлению закономерностей его функционирования. Сущность и особенности управления государственным имуществом рационально раскрывать с помощью понятий и категорий, применяемых для анализа сложных систем, что позволит наиболее успешно решать проблемы повышения эффективности управления. Применение системного подхода к управлению государственным имуществом даст возможность структурировать объект исследования, обосновать значимые взаимосвязи и выявить слабые места.
И.Н. Козельская и Д.А. Янин пришли к следующему, весьма справедливому на наш взгляд выводу «Система управления государственным имуществом функционирует в условиях воздействия на нее факторов внешней (экономические, социальные, политические и иные) и внутренней (ресурсы, управленческий персонал, система учета и иные) среды. Поскольку система управления государственным имуществом открытая, она постоянно испытывает воздействие со стороны системы экономических отношений в целом, формирующихся в пределах конкретного государства или международных отношений. Систему управления государственным имуществом следует признать сложной, т.к. в нее включена совокупность большого числа составляющих ее элементов, отличающихся многообразием взаимосвязей. Помимо этого, она является активной открытой системой, поскольку ее характеризует открытость границ и активное взаимодействие с внешней средой, способность противостоять внешним воздействиям»[3].
Как и любая система, она обладает рядом свойств, определяющих ее сущность и позволяющих говорить о ней как о сформированной структуре. В первую очередь, система управления государственным имуществом характеризуется свойством целостности, поскольку все ее элементы направлены на достижение единой цели, регламентирующей функционирование системы. Целостность как результат взаимодействия элементов системы проявляется в устойчивом развитии системы, в ее способности противостоять разрушительным внешним и внутренним воздействиям. Адаптируясь к неблагоприятным внешним воздействиям, система управления государственным имуществом как целостное образование обеспечивает усиление единства, как интегративного качества своего состояния.
Система управления государственным имуществом обладает свойством синергичности, которое выражается в том, что совокупность свойств и качеств системы превышает простую арифметическую сумму свойств и качеств входящих в нее элементов. Именно свойство синергичности препятствует разделению целой системы на полностью обособленные структурные единицы и утрате специфичных свойств, присущих системе как целостному образованию. Столкновения различных противоречивых интересов в рамках системы, под воздействием системного целеполагания не вызывают утрату устойчивости, а вследствие синергетического эффекта обеспечивают переход в новое равновесное состояние. Система управления государственным имуществом также характеризуется свойством первичности целого, под которым подразумевается первичность, преимущество системы по отношению к ее элементам.
Спецификой системы управления государственным имуществом также является наличие, на первый взгляд, противоположных свойств: открытости как способности системы к обмену информацией с внешней средой и относительной изолированности, выраженной в контролируемом отграничении системы от внешней среды. В рамках системы управления государственным имуществом подобное отграничение подвергается воздействию установленного государством нормативного порядка[4].
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Издательство «Омега-Л», 2016. – С. 25.
[2] Плотников А.Г. Управление государственным и муниципальным имуществом: учеб. пособие / А.Г. Плотников; СибИУ РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. – С. 33.
[3] Козельская И.Н., Янин Д.А. Применение системного подхода к управлению государственным имуществом // Наука и общество. - 2015. - № 2 (21). - С. 20.
[4] Иванычев П.С. Проблемы и перспективы управления государственными организациями Тюменской области // Академический вестник. - Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 2012. - № 2. - С. 69-75.
|