Понедельник, 25.11.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Разъяснения Пленума ВС РФ о правилах квалификации преступных деяний, совершённых в соучастии, в зависимости от роли каждого из соучастников в совершён

Одним из полномочий Верховного суда Российской Федерации, закрепленным в Конституции РФ, является разъяснение вопросов судебной практики.

Праворазъяснительная деятельность Верховного суда РФ представляет собой один из способов официального комментирования уголовного закона.

Разъяснение предписаний уголовного закона направлено на обеспечение знания и соблюдение норм уголовного права, а также на выработку определенного понимания норм уголовного права.

Таким образом, основным содержанием праворазъяснительной деятельности Верховного суда РФ является толкование уголовного закона. Цель Верховного суда РФ при толковании заключается в придании максимальной ясности и конкретности законодательным предписаниям, что позволило бы упростить процесс применения уголовного закона и устранить его ошибочное понимание[1].

Разъяснения Верховного суда РФ, издаваемые в форме постановлений Пленума, являются самостоятельными правовыми актами, из чего следует, что разъяснительная деятельность Верховного суда РФ осуществляется в порядке общего руководства судами Российской Федерации, а наличие в постановлениях Пленума ВС РФ нормативно новых правил и наделение их обязательной юридической силой сближает указанные постановления с подзаконными нормативными правовыми актами.

Праворазъяснительная функция Верховного суда РФ, как способ руководства судами и обеспечения единообразия судебной практики превращается в полномочие по подзаконному нормативно-правовому регулированию.

Таким образом, Верховный суд РФ непосредственно создает уголовно-правовые нормы и его постановления выполняют функцию источника уголовного права, как подзаконные нормоустанавливающие правовые акты.

Далее в курсовой работе будут рассмотрены разъяснения Верховного суда, касающиеся проблем квалификации преступлений, связанных с соучастием.

Как зависит квалификация преступления от роли соучастников преступления? На этот вопрос дают ответы постановления Пленумов Верховного суда РФ по конкретным уголовным преступлениям, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса.

Соучастие в хищении – наиболее распространенный вид соучастия.

Верховный суд РФ в постановлении Пленума «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», рекомендует при квалификации действий виновных как совершение хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору выяснять, имел ли место сговор соучастников до начала действий, или состоялась договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла, а также какие конкретно действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления[2].

При соучастии с распределением ролей и совершении соучастниками согласованных действий, направленных на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления, содеянное ими квалифицируется как соисполнительство и поэтому не требует дополнительной квалификации по ст.33 УК РФ.

В случае, когда организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвуют в совершении хищения чужого имущества, содеянное исполнителем преступления нельзя квалифицировать как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях, в силу ч.3 ст.34 УК РФ действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на ст.33 УК РФ.

Лицо, организовавшее преступление либо склонившее к совершению кражи, грабежа или разбоя заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления, в соответствии с ч.2 ст.33 УК РФ несет уголовную ответственность как исполнитель содеянного.

Разъяснения, данные в вышеуказанном постановлении Пленума ВС РФ, носят общий характер для соучастия в преступлениях о хищении.

Постановлением Пленума ВС РФ от 27 декабря 2007г. №51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» даны следующие разъяснения: исполнителем присвоения или растраты является такое лицо, которому чужое имущество было вверено юридическим или физическим лицом на законном основании с определенной целью, либо для определенной деятельности. Исходя из ч. 4 ст. 34 УК РФ лица, не обладающие признаками специального субъекта присвоения или растраты, но непосредственно участвовавшие в хищении имущества согласно предварительной договоренности с лицом, которому это имущество вверено, должны нести уголовную ответственность по ст.33 и ст.160 УК РФ в качестве организаторов, подстрекателей или пособников.

Следующим по распространенности видом соучастия, является соучастие в убийстве и изнасиловании.

В постановлении Пленума ВС РФ от 27 января 1999г. №1 «О судебной практике по делам об убийстве», указано на то, что убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на убийство, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, путем применения к нему насилия, при этом необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из соучастников. Убийство признается совершенным группой лиц и в том случае, когда в процессе совершения одним лицом действий, направленных на умышленное причинение смерти, к нему с той же целью присоединилось другое лицо[3].

Предварительный сговор на убийство предполагает любую форму договоренности двух или более лиц, состоявшуюся до совершения преступления. При этом, наряду с соисполнителями преступления, другие участники преступной группы могут выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников убийства, и их действия надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

По уголовным делам, связанным с изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, Верховный суд РФ в постановлении Пленума от 15 июня 2004г. №11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и ст. 132 УК РФ», указал на то, что групповым изнасилованием или совершением насильственных действий сексуального характера признаются не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение или насильственные действия сексуального характера, а также действия лиц, содействовавших этим лицам путем применения физического или психического насилия к потерпевшему. Квалификации как соисполнительство в изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера, подлежат действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия, осуществлявших содействие другим лицам в совершении преступления[4]. Действия лица, не вступавшего в половую связь или не совершавшего действия сексуального характера с потерпевшим и не применявшего к нему физического или психического насилия при совершении указанных действий, а лишь содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации виновному, либо устранением препятствий, следует квалифицировать со ссылкой на ст.33 УК РФ.

С точки зрения Верховного суда РФ, для соучастия в хулиганстве характерно то, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении совместных хулиганских действий, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников[5].

Соучастие в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, согласно постановлению Пленума ВС РФ от 15 июня 2006г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами…», выражено в действиях посредника в сбыте или приобретении наркотических средств, которые следует квалифицировать как соучастие в сбыте или в приобретении наркотических средств, в зависимости от того, в чьих интересах (сбытчика или приобретателя) действует посредник[6].

Соучастие в преступлениях несовершеннолетних имеет свои особенности: в отношении взрослых лиц, которые совершили преступление с участием несовершеннолетних, необходимо выяснять характер взаимоотношений между ними для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий[7].

Соучастие в коррупционных преступлениях отличается своими особенностями. Постановлением Пленума ВС РФ от 9 июля 2013г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве или соучастие в коммерческом подкупе со ссылкой на статью 33 УК РФ[8].

Как видно из представленного анализа, проблеме соучастия в преступлении, Верховный суд РФ уделяет большое внимание. В постановлениях Пленумов Верховного суда РФ даны не только разъяснения применения норм о соучастии, но и выделены конкретные особенности соучастия в преступлениях, связанных с изнасилованием, хулиганством, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, взяточничеством и преступлениях с участием несовершеннолетних лиц.

Разъяснения, данные Верховным судом РФ в постановлениях Пленума, способствуют правильной и точной квалификации деяний лиц, совершивших групповые преступления, как на стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного следствия.

В настоящее время разъяснения Верховного суда, обладающие качеством подзаконного акта, широко используются судами и органами предварительного расследования.

 

[1] Мадьярова А.В. Разъяснения Верховного суда РФ в механизме уголовно-правового регулирования. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс, 2002г. – С.297

[2] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2002г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» ( в ред. постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2010г. №31)

[3] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999г. №1 «О судебной практике по делам об убийстве» (в ред. постановления Пленума от 03.12.2009г. №27)

[4] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2004г. №11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и ст. 132 УК РФ»

[5] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2007г. №45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»

[6] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2006г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. постановления Пленума от 23.12.2010г. №31)

[7] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

[8] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 июля 2013г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (05.08.2017)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%