Самой опасной форме соучастия – преступное сообщество, посвящено постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел, об организации преступного сообщества или участия в нем».
В постановлении Верховный суд РФ обратил внимание судов на необходимость точного выполнения требований закона, предусматривающего уголовную ответственность за создание преступного сообщества, за руководство сообществом или входящими в него структурными подразделениями, а также за участие в нем[1].
Верховным судом определена структура преступного сообщества в форме структурированной организованной группы, либо в форме объединения организованных групп, действующих под единым руководством.
Под структурированной организованной группой понимается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящая из подразделений, характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий.
Для данной формы соучастия в преступлении, кроме единого руководства, характерно взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества.
Верховный суд РФ в указанном постановлении Пленума определил, что уголовная ответственность по ст.210 УК РФ за создание преступного сообщества или за участие в нем наступает в случаях, когда руководители и участники этого сообщества объединены умыслом на совершение тяжких и особо тяжких преступлений при осознании ими общих целей функционирования такого сообщества и своей принадлежности к нему. Данная ответственность наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества, то есть с момента создания в составе организованной группы структурных подразделений или объединения организованных групп и совершения ими действий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества запланированное тяжкое или особо тяжкое преступление.
Руководство преступным сообществом может осуществляться как единолично руководителем преступного сообщества, так и двумя и более лицами, объединившимися для совместного руководства.
Под участием в преступном сообществе, с точки зрения Верховного суда РФ, понимается вхождение в состав сообщества, а также разработка планов по подготовке к совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений и непосредственное совершение указанных преступлений либо выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности сообщества. Преступление в форме участия лица в преступном сообществе окончено с момента совершения хотя бы одного преступления или иных конкретных действий по обеспечению деятельности преступного сообщества.
Оказание лицом, не являющимся членом преступного сообщества, содействия деятельности такого сообщества подлежит квалификации как соучастие в форме пособничества в соответствии с ч. 5 ст.33 и ч.2 ст.210 УК РФ.
К участникам преступного сообщества, использующих своё служебное положение, относятся как должностные лица, так и государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, а также лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.
Для привлечения к уголовной ответственности лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии необходимо установить занимаемое данным лицом положение в конкретной преступной иерархии, в чем именно выразились действия этого лица по созданию или по руководству преступным сообществом, либо по координации преступных действий, созданию устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами либо по разделу сфер преступного влияния и преступных доходов, а также другие преступные действия, свидетельствующие о его авторитете и лидерстве в преступном сообществе.
Не менее опасными формами соучастия являются бандформирования и экстремистские группировки.
Верховный суд РФ в постановлениях Пленума от 17 января 1997г. №1 «О практике применения судами об ответственности за бандитизм», от 28 июня 2011г. №11 «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности» и от 9 февраля 2012г. №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам террористической направленности» дал соответствующие разъяснения.
Банда, как одна из разновидностей соучастия, отличается от организованных групп своей вооруженностью и преступными целями – совершение нападений на граждан и организации[2]. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.
С учетом тяжести преступления, по определению Верховного суда РФ, создание вооруженной банды является оконченным составом преступления (ст. 209 УК РФ) независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления.
Под руководством бандой понимается принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений.
Участие в банде представляет собой не только само участие в совершаемых ею нападениях, но и выполнение членами банды иных активных действий, направленных на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и т.п.
Экстремистское сообщество (ст. 2821 УК РФ) по определению Верховного суда РФ представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившуюся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. При этом экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений[3].
Под руководством экстремистским сообществом понимается осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества. Кроме этого, руководство выражается в разработке общих планов деятельности экстремистского сообщества, в подготовке к совершению конкретных преступлений экстремистской направленности. Участие в экстремистском сообществе предполагает исполнение тех же функций, что и в преступном сообществе, о котором говорилось выше.
В постановлении Пленума от 9 февраля 2012г. №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам террористической направленности», Верховный суд РФ обратил внимание, судов на то, что в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» организация незаконного вооруженного формирования для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре являются террористической деятельностью.
Создание незаконного вооруженного формирования (ч.1 ст.208 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента фактического образования формирования, то есть с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники[4].
Руководство незаконным вооруженным формированием заключается в осуществлении управленческих функций в отношении объединения, отряда, дружины или иной группы, а также в отношении отдельных его участников в целях обеспечения деятельности незаконного вооруженного формирования.
Характерные признаки данной формы соучастия можно соотнести с соучастием в экстремистской группе и преступным сообществом.
Рассмотренные в данной главе формы соучастия коренным образом отличаются от видов соучастия своей организованностью, устойчивостью и повышенной общественной опасностью.
[1] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел, об организации преступного сообщества или участия в нем»
[2] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 января 1997г. №1 «О практике применения судами об ответственности за бандитизм»
[3] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011г. №11 «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности»
[4] Постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 февраля 2012г. №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам террористической направленности»
|