Рассуждая о законотворческой деятельности государства, стоит отметить то, что она является частью процесса правообразования.
Законотворческая деятельность государства является основной частью правотворчества. Этот процесс является, прежде всего, переводом писаных законов общественного развития на практическое применение, и выражение в соответствующей юридической форме. Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения.
Законодательный процесс – упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.
Законы принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность определенных действий, с помощью которых находит свое применение законодательная деятельность Федерального Собрания.
Кроме того, под законодательным процессом можно понимать нормативно установленный порядок внесения законопроектов на рассмотрение в законодательный орган, их рассмотрение, принятие, подписание и обнародование.
Субъектами законодательного процесса в России являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Регламентируют законодательный процесс нормативно правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие федеральные законы.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации, и одной из его главных функций является законотворчество. Только Федеральное Собрание уполномочено принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, которые наделены высшей юридической силой в структуре нормативно-правовых актов и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Роль палат в законотворческом процессе не одинакова.
Государственная дума – «нижняя» палата Федерального Собрания, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации.
Государственная дума рассматривает и утверждает законопроект, внесенный субъектом права законодательной инициативы.
Кроме того, существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Референдум проводится по наиболее важным и срочным вопросам государственной и общественной жизни. Это прямое осуществление власти народа. Итог референдума окончателен, и утверждению не подлежит. Наибольшую популярность в практике законодательного процесса, получило принятие закона законодательным органом.
|