Законодательная инициатива непосредственно связана с самой процедурой принятия закона и данный институт необходим для определения границ законодательной процедуры. Причем определенная процедура принятия закона является существенным элементом понятия закона, и используется при установлении его конституциональности, что предполагает обратный вариант, при несоблюдении требований процедуры признается уже неконституционным.
Активное участие субъектов права законодательной инициативы в законодательном процессе отражает и коренным образом влияет на развитие и совершенствование законодательного процесса Федерального Собрания Российской Федерации.
Исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года №10-П, в осуществлении законодательной инициативы участвуют Совет Федерации и Государственная Дума, Президент Российской Федерации, а также иные уполномоченные государственные органы и лица. В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ, а также задач обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) следует обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать процедуру законотворчества, установленную Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы наступает в момент внесения самого законопроекта. Ему соотносится обязанность законотворческого органа принять внесенный законопроект к рассмотрению, включить его в повестку заседания, рассмотреть и, по возможности, принять его. Основной формой проявления права законодательной инициативы является внесение в законодательный орган уже подготовленного законопроекта.
В свою очередь, законодательная инициатива является первичной стадией законодательного процесса из-за того, что здесь идет речь о юридически значимом внесении законопроекта уполномоченным субъектом права законодательной инициативы.
Ряд авторов трактуют законодательную инициативу как начальную стадию законодательного процесса, включая также сюда и всю деятельность по подготовке законопроекта. Подтверждением этого они приводят то, что и внесение законопроекта в Государственную Думу, и сама разработка законопроекта входят в систему единой законодательной инициативы, а процесс вынесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы уже является ее продолжением.
Таким образом, только момент внесения законопроекта в Государственную Думу во время регистрации можно считать началом реализации права законодательной инициативы, а разработка законопроекта является лишь базисом для законодательной деятельности.
Все субъекты права законодательной инициативы направляют свои законопроекты в Государственную Думу, где и начинается особое технологическое движение и рассмотрение. Для субъектов Российской Федерации, как правило, наиболее оптимальной формой внесения инициативы является форма законопредложения в связи с тем, что не все субъекты Российской Федерации в лице законодательных (представительных) органов государственной власти имеют возможность использовать квалифицированные кадры в лице работников аппаратов для подготовки полноценного законопроекта. Можно предусмотреть для данных субъектов права законодательной инициативы возможность упрощенного внесения законопредложений в отличие от полноценных законопроектов, для предотвращения затягивания законодательного процесса. Особенностью законопредложения выступает то, что оно предлагает идею о принятии закона, а уже на основе этой идеи начинается разработка законопроекта, которая вносится, как правило, субъектом права законодательной инициативы, проводящим подготовительные работы.
Конституция Российской Федерации содержит в себе достаточно объемный перечень лиц, которые обладают правом законодательной инициативы по внесении федеральных конституционных и федеральных законов. На основании ч.2 статьи 104, ч.1 статьи 104 правом законодательной инициативы обладают:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Все вышеперечисленные органы государственной власти пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме.
Кроме того, Конституция указывает на ряд государственных органов, которые обладают законодательной инициативой только по вопросам их ведения - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а так же законодательные и исполнительные органы регионов.
Однако, несмотря на большое количество субъектов права законодательной инициативы, равноправность субъектов является условной, так как не каждый субъект права законодательной инициативы обладает схожими профессиональными навыками, что и приводит к определенному неравноправию. К примеру, соотношение Президента РФ и Правительства РФ с депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации неравнозначно.
Президент РФ и Правительство РФ выступают одними из ведущих субъектов права законодательной инициативы. Это вполне оправдано, так как они стремятся через законодательную инициативу создать и реализовать правовую базу для проводимых государством реформ. Правительство РФ также реализует и притворяет в жизнь государственную политику, базирующуюся на реализации уже принятых законов.
По данным Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы, число правительственных законопроектов от общего числа законопроектов, внесенных в Государственную Думу, составляет всего лишь 10,9%, в свою очередь количество законопроектов Президента РФ – 2,7%, Совета Федерации – 0,7%, членов Совета Федерации – 8,9%, депутатов Государственной Думы – 49,7%, законодательных (представительных) органов субъектов РФ – 26,2%, Конституционного Суда РФ – 0%, Верховного Суда РФ – 0,7%, Высшего Арбитражного Суда РФ – 0,2%).
Таким образом, на основе приведенных выше данных следует вывод, что основное число законопроектов составляют проекты Государственной Думы, законодательных органов субъектов и Правительства РФ.
Таким образом, депутаты Государственной Думы являются самыми активными субъектами права законодательной инициативы.
На основании ст. 105 Регламента Государственной Думы при подготовке и внесению субъектом права законодательной инициативы законопроекта необходимо, чтобы были представлены:
– сам текст законопроекта с указанием конкретного субъекта на титульном листе, внесшего законопроект;
– пояснительную записку;
– заключение Правительства РФ, при условии, что законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета;
– финансово-экономическое обоснование, при условии, что законопроект предусматривает материальные затраты;
– перечень актов федерального законодательства, подлежащих приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи со вступлением вносимого законопроекта в силу.
|