Критерии и степень участия Государственной Думы в законодательном процессе является приоритетным направлением развития законодательства.
Наиважнейшей задачей Государственной Думы является претворение в жизнь положений Конституции РФ, таких как построение правового государства, политического многообразия, построения социального государства.
Законопроект, подготовленный субъектом права законодательной инициативы к внесению, поступает в Государственную Думу на имя Председателя Государственной Думы. Регистрация документа производится с присвоением регистрационного номера, который будет сопровождаться совместно с названием законопроекта на протяжении всей стадии законодательного процесса в Государственной Думе.
После рассмотрения и досконального изучения поступившего законопроекта в Секретариат, Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и пакет сопроводительных документов к нему в профильный комитет, к которому относятся вопросы ведения рассматриваемого законопроекта. В ходе своей работы профильный комитет определяет соответствие законопроекта требованиям норм Конституции РФ и положениям Регламента Государственной Думы, и в течение четырнадцати дней вносит свои предложения по обсуждаемому законопроекту в Совет Государственной Думы. Совет Государственной Думы выполняет вспомогательную функцию. Он состоит из Председателя Государственной Думы, первых его заместителей, заместителей, руководителей фракций. Если во фракции образованы группы депутатов – то по поручению руководителя соответствующей фракции могут участвовать не более двух руководителей образованных групп. Вышеуказанные лица обладают правом решающего голоса. Все остальные – председатели комитетов или представители комитетов – обладают правом совещательного голоса.
При рассмотрении законопроекта профильный комитет может определить ответственный комитет, который направляет законопроект на изучение. При внесении законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, законопроект направляется также и в представительные (законодательные) органы субъектов РФ для подготовки отзывов и предложений на поступивший законопроект. Ответственный комитет направляет законопроект и сопроводительные документы к нему в Общественную палату для проведения экспертизы в обязательном порядке, в течение трех дней с момента поступления запроса от Общественной палаты в Государственную Думу.
В случае если ответственный комитет в процессе работы над законопроектом определит, что законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы, то по его предложению Совет Государственной Думы принимает решение о возврате рассматриваемого законопроекта субъекту права законодательной инициативы для устранения замечаний. В период направления законопроекта субъекту права законодательной инициативы и до момента устранения недочетов и повторного внесения, законопроект не является внесенным в Государственную Думу. К проекту прилагается финансовое обоснование, где указываются последствия принятия закона для бюджета, и пояснительная записка, которая дает возможность понять суть законопроекта.
Подготовка к рассмотрению законопроекта в первом чтении, внесенного субъектом права законодательной инициативы, на заседании Государственной Думы в отношении сроков определяется Советом Государственной Думы. Порядок подготовки законопроекта, срок представления предложений, замечаний, отзывов и заключений, относится, как правило, к компетенции ответственного комитета и определяется им самостоятельно. Все замечания и предложения, поступившие в процессе подготовки законопроекта к первому чтению, фактически являются необязательными, так как могут получить свою реализацию только на этапе подготовительных работ ко второму чтению, путем реализации своего права субъектами законодательной инициативы.
Часть 2 ст. 4 Конституции России определяет, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Кроме того, согласно чч. 1, 2 ст. 15 Конституции, законы не должны противоречить нормам и положениям Конституции и действующим федеральным законам. Для этого стоит проводить правовую экспертизу законопроекта. Цель экспертизы – это сопоставление законопроекта с действующими законами на предмет их взаимной согласованности, соотнесенности в общую систему правовых актов.
Все отзывы, замечания и предложения по законопроекту от депутатов Государственной Думы, а также других субъектов права законодательной инициативы, в т.ч. и заключения Общественной палаты РФ по результатам проведенной экспертизы, рассматриваются на заседании комитета, ответственного за прохождение законопроекта. Обсуждение законопроекта на заседании ответственного комитета проводится открыто, с привлечением к обсуждению субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, а также с возможным участием средств массовой информации для освещения заседания комитета и его заключения.
Законопроект, который был подготовлен к рассмотрению в первом чтении, совместно с сопроводительными к нему документами направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Обычно рассмотрение Государственной Думой законопроектов производится в трех чтениях, при условии, если нет других законодательных требований. После принятия законопроекта в первом чтении все замечания и предложения учитываются при подготовке его ко второму чтению. По итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может решить: принять или одобрить (например, в отношении федерального конституционного закона) законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений в форме поправок, принять закон либо отклонить законопроект.
Подготовка законопроекта ко второму чтению – один из основных этапов для законопроектной деятельности и проведения правовой экспертизы. На этом этапе происходит подробное исследование и доработка законопроекта с учетом внесенных поправок. Поправки к законопроекту, принятому или одобренному Государственной Думой в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде предложений по дополнению законопроекта определенными статьями или исключении пунктов, частей или статей находящихся в обсуждаемом проекте закона. Данные поправки имеют право вносить только субъекты права законодательной инициативы. При изменении названия законопроекта в процессе второго чтения, он вносится на рассмотрение во втором чтении с новым наименованием, с указанием в скобках предыдущего названия, а уже к третьему чтению все корректировки в названии должны быть четко определены и иметь наименование в последней утвержденной редакции.
Принципиальное различие в итоговом голосовании депутатов Государственной Думы в первом и втором чтении выражается в том, что в случае недобора голосов депутатов на голосовании во втором чтении, законопроект не признается отклоненным, а считается законопроектом, который необходимо направить на доработку, что предусматривает повторное его рассмотрение на этапе второго чтения.
После тщательной доработки законопроекта и вынесения его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении повторно, председательствующий на заседании ставит вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. В случае если уже повторно предложенный законопроект не набирает необходимого числа голосов, он будет являться отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
Итак, следует подытожить, что обсуждение и рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации являются из важнейших стадий законотворческого процесса. Рассмотрение законопроектов проходит три чтения, каждое чтение проходит на отдельных заседаниях палаты и с каждым чтением качество законопроекта должно улучшаться. Обычно, если законопроект доходит до третьего чтения, то в нем уже исключены все дублирующие нормы и положения, учтены все требования комиссий и комитетов, которые могут заниматься его доработкой.
|