Следующий этап рассмотрения законопроекта проходит на стадии подготовки его к третьему чтению. Предполагается, что на этом этапе все предложения, замечания и поправки приняты и включены в законопроект, а правовая экспертиза по уже принятому во втором чтении тексту проведена.
Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней, на основании ст. 126 Регламента Государственной Думы передается в Совет Федерации вместе с Постановлением Государственной Думы, стенограммами заседаний, заключением Правительства Российской Федерации и другими сопроводительными документами. В случае принятия Государственной Думой закона, который на основании ст. 106 и ст. 108 Конституции РФ, не подлежит обязательному утверждению или не был рассмотрен Советом Федерации, согласно процедуре рассмотрения, то в течение пяти дней закон направляется на подпись Президенту РФ.
Следует отметить, что эта стадия является возможностью для членов Совета Федерации одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон «по умолчанию», т.е. специально не рассматривая его на заседании палаты.
Фактически членам Совета Федерации, достаточно не высказывать свое мнение по одобрению закона или о необходимости рассмотрения его на заседании «верхней» палаты. В частности, это вызвано тем, что в Государственной Думе законопроекты могут находиться годами (поскольку рамки сроков для рассмотрения законопроекта не устанавливаются, в особенности для тех законопроектов, которые не рассматривались в первом чтении), в свою очередь, сроки для рассмотрения законов, поступивших в Совет Федерации из «нижней» палаты парламента четко регламентированы.
Однако не всегда Совет Федерации из-за регламентированных сроков может быть барьером на пути прохождения закона, он фактически, время от времени, играет роль своеобразного технического органа, неспособного противостоять огромному количеству законов, поступающих из Государственной Думы.
В случае, если «верхняя» палата в установленные сроки не завершит рассмотрение закона, он все равно не будет считаться одобренным, а процедура его рассмотрения будет длиться до тех пор, пока Советом Федерации данный закон не будет либо одобрен, либо отклонен.
Одобрением закона считается поручение Совета «верхней» палаты парламента Председателю Совета Федерации по направлению одобренного федерального закона для его утверждения и опубликования Президентом РФ. Если вынесенный на рассмотрение Совета Федерации закон недостаточно подготовлен, Совет Федерации может его перенести на очередное заседание палаты.
Следует обратить внимание, что процедура рассмотрения и одобрения закона в Совете Федерации протекает значительно легче и проще, чем в Государственной Думе, и состоит из одного чтения, на которое выносится поступивший закон вместе с подготовленным заключением ответственного комитета.
На заседании Совета Федерации озвучивается заключение ответственного комитета, официальный отзыв Правительства РФ, заключение Правового управления, заключения Общественной палаты РФ по результатам проведенной общественной экспертизы этого федерального закона. В результате обсуждения федерального закона Советом Федерации, он принимает одно из решений: либо одобрить либо отклонить обсуждаемый федеральный закон.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации лишь в том случае, если за него проголосует более половины от общего количества членов «верхней» палаты парламента в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ. Решение Совета Федерации об одобрении федерального закона оформляется Постановлением Совета Федерации. При отклонении федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию, о которой было упомянуто выше. Постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона направляется Председателем Совета Федерации в течение пяти дней в Государственную Думу.
|