По словам Н.С. Шемаховой обеспечение прав несовершеннолетних является наиважнейшей гарантией развития правового государства. Совершенствование общественных отношений требует изменения экономического развития РФ, общественной и политической жизни России. К этим общественным отношениям относятся те, которые обеспечивают гражданско-правовую, конституционно-правовую защиту несовершеннолетних, защиту их здоровья, личных прав детей.
На ранних этапах развития человеческое общество по-разному относилось к несовершеннолетним. В голодные годы в порядке вещей были убийства детей, потому что биологическое начало в то время преобладало над социальным и человеческим.
Затем первобытное общество нашло применение несовершеннолетним, их помощь потребовалась для поддержания очага, как основного источника жизни. Это привело к тому, что общество постепенно пришло к пониманию того, что подрастающее поколение необходимо учить, по крайней мере, первоначальной профессиональной деятельности.
В древнейший период развития государств власть взрослого над ребенком была всепоглощающей, абсолютной. Например, в Римском государстве абсолютной была власть отца. Не столь широка была власть отца в средневековой Германии, она представляла собой опеку над своим ребенком, которая прекращалась, когда ребенку исполнялось 14 лет. В Индии дети считались одним из видов богатства, как и скот, допускалась продажа детей. В дохристианский период ребенок был абсолютно бесправным, в семье преобладала власть отца, а дети были наравне с рабами. Строго соблюдались языческие обычаи при воспитании детей, ребенок полностью подчинялся воле родителей. Даже убийство детей не считалось в то время серьезным преступлением.
Впервые на Руси стали законодательно закрепляться нормы в области защиты прав детей во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Так, например, ст. 106 Русской Правды регламентировала наследственное право детей, мать могла свое имущество завещать любому своему ребенку. В ст. 101 говорилось о возложении на мать-вдову обязанности сохранять семейное имущество для передачи его детям с обязанностью выплаты утраченного. На смену языческим обычаям после крещения Руси пришли церковные предписания. Появились такие нормы, которые разделяли законорожденных детей от незаконнорожденных, умаляя права последних в части наследования имущества после смерти родителя. После смерти отца в случае выхода матери замуж повторно детей необходимо было отдать на воспитание родственникам, по-видимому, с целью защиты их психического здоровья. Церковь брала под свою защиту жизнь детей, но все же была бессильной перед продажей родителями из-за голода своего ребенка приезжему. Детей могли отдать и даром, потому, что нечем было их кормить.
Улучшение прав несовершеннолетних произошло на Руси в петровские времена: родители уже не могли насильно их венчать и отправлять в монастырь. В ст. 164 Законов гражданских Свода законов Российской империи говорилось, что родительская власть простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законов для сего поставляемых. Для исправления поведения строптивых и непослушных детей родители могли применять к ним домашние исправительные меры, если же подобные меры оказывались безуспешными, то детей отдавали в смирительные дома или подавали на них жалобы в Совестные суды. В этих Законах были нормы, регламентировавшие обязанности и права родителей, а также обязанности детей. Про права детей в этих законах не было ни слова. Хотя с поступлением на службу сыновей и выходом замуж дочерей власть родителя несколько ограничивалась, потому, как дочь не могла одновременно быть под неограниченной властью своего мужа и отца.
В двадцатом веке общество приходит к принципиально новой позиции в обеспечении защиты интересов и прав несовершеннолетних. Начинает складываться международная сфера защиты прав детей. Женевская декларация, принятая пятой Ассамблеей Лиги Наций в 1924 году, призывала мужчин и женщин создавать для несовершеннолетних условия нормального духовного и социального развития. Эта декларация базировалась на пяти основных принципах: предоставление ребенку средств необходимых для нормального физического и духовного развития, на обеспечении приютом и поддержкой сирот и бездомных детей, на оказании в первую очередь ребенку помощи в тяжелое время, на том, что ребенка необходимо растить в атмосфере любви и защищенности от различного рода эксплуатаций, на том, что ребенок должен осознавать, что его лучшие качества могут служить во благо другим людям.
ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных наций) создается непосредственно после окончания Второй мировой войны Генеральной Ассамблеей ООН. А в 1948 году принимается Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила право семьи на защиту.
Статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, регламентировала меры защиты несовершеннолетних со стороны государства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах рассматривал в более широком плане заботу о несамостоятельных детях и их воспитании.
В 1959 г. в ООН принята Декларация прав ребенка. В Декларации сформулированы 10 принципов, которые определяют действия тех, кто отвечает за осуществление прав несовершеннолетних. Цель Декларации - обеспечение детям «счастливого детства». Шестой принцип Декларации говорит о том, что ребенку требуется любовь и понимание для полноценного гармоничного развития личности, если это возможно он должен расти под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви и материальной обеспеченности. Эти фразы отобразились в главе 11 СК РФ, которая регламентирует права несовершеннолетних детей.
Пекинские правила, которые представляют из себя минимальные стандартные правила ООН, и касаются судебного производства в отношении несовершеннолетних, конкретный возраст несовершеннолетних не устанавливают. Но говорят, что несовершеннолетний - это молодой человек или ребенок, привлекающийся за правонарушение к ответственности в такой форме, которая имеет отличие от ответственности, применимой к взрослому человеку, совершившему подобное правонарушение.
В 1989 г. принята Конвенция ООН «О правах ребенка». Отметим, что данная конвенция содержит значительно больше положений общего порядка, которые непосредственно относятся к воспитанию ребенка в семье, имеет ряд статей, характеризующих правовой статус несовершеннолетнего. СССР ратифицировал Конвенцию 13 июня 1990 года, положения Конвенции вступили в силу на территории СССР 15 сентября 1990 г. Конвенция не содержит понятия «несовершеннолетний», но в ст. 1 документа сказано, что каждое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста является ребенком, если не достигает совершеннолетия ранее.
Еще один важный институт, имеющий целью защиту прав несовершеннолетних, был создан в 1991 г. – это Комитет ООН по правам ребенка. В него вошли эксперты, обладающие знаниями и имеющие опыт работы в сфере защиты прав несовершеннолетних. Несмотря на претензии Комитета к России по охране и соблюдению прав ребенка, РФ добивается исполнения своих международных обязательств в названной области. Но, тем не менее, нормы права, непосредственно регламентирующие права несовершеннолетних в семье в РФ, впервые появились в СК РФ. Поскольку ранее в Кодексе РСФСР «О браке и семье» 1968 года права детей просматривались лишь сквозь призму отношений детей и их родителей, и дети часто оказывались в положении просто объектов родительской опеки.
В настоящее время на территории РФ существует довольно большое количество институтов по охране и защите прав несовершеннолетних. В каждом регионе России работают Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, институты здравоохранения, воспитательные и образовательные учреждения, и, в конце концов, семья, как важнейший институт воспитания, привития нравственных и моральных качеств несовершеннолетним.
Необходимо отметить, что с 1992 года формируется современная отечественная нормативная правовая база о мерах по поддержке семей и детей, затрагивающая все сферы жизнедеятельности последних. Главенствующее место среди нормативных актов отводится Конституции РФ. Как известно ее положения служат базой, основой для принятия остальных правовых актов, в данном случае затрагивающих интересы несовершеннолетних. Ее положения оказали влияние на принятие кодифицированного отраслевого нормативного акта - СК РФ, в котором впервые были признаны: самостоятельность прав ребенка, повышение свободы в выборе средства и способа для защиты прав и интересов несовершеннолетних, приоритет прав ребенка и прочее. ГК РФ определяет возможности несовершеннолетнего, разъясняя правоспособность, дееспособность детей, процедуру эмансипации. В гражданском законодательстве РФ используется два термина: «малолетний» (с рождения и до достижения 14 лет) и «несовершеннолетний» (с 14 лет до 18 лет). Статья 1 ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 называет ребенка лицом до достижения возраста 18 лет (совершеннолетия). Уголовное законодательство дает понятие несовершеннолетнего. Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. СК РФ сводит понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» в одно - «ребенок», в частности, в ст. 54 СК РФ сказано, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Различный объем возможностей, дающих право самостоятельно реализовать права и обязанности, предусмотренные законом, с учетом психологической зрелости ребенка и приводят к подобным трактовкам данного понятия в Российском законодательстве.
Заметим, что наука также не содержит единого ответа на вопрос, кто такой несовершеннолетний.
Понятие несовершеннолетнего различные отечественные и иностранные источники трактуют по-разному. К примеру, в словаре В.И. Даля понятие несовершеннолетний трактуется, как «не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый, недокунок, не достигший 21 года». Д.Н. Ушаков называет несовершеннолетним «того, кто не достиг совершеннолетия».
По словам Э.Б. Мельниковой несовершеннолетний - это тот, кто не достиг того возраста, именного с которым российские законы связывают полную гражданскую дееспособность несовершеннолетнего, а также возможность в полном объеме реализовать предусмотренные Конституцией РФ и другими законами страны субъективные права и юридические обязанности.
А.С. Автономов утверждает, что к понятию ребенка относится молодой человек, как носитель большинства прав и свобод, конечно, не включая те права и свободы, которые связаны с наступлением полной гражданской дееспособности, наступающей с 18 летнего возраста18. Но, в то же время, они дополнены особыми условиями по обеспечению этих прав государством, которое ратифицировало Конвенцию правах ребенка, а также признало важность повышенного внимания и заботы к подрастающему поколению своей страны.
Отмечается зависимость возраста совершеннолетия от положений правовой системы каждого конкретного государства, экономического развития, политической составляющей, культурных связей, исторических традиций и обычаев и других компонентов.
По словам Н.И. Кудрявцевой термин «несовершеннолетний» является порождением национальных законодательств, потому довольно часто встречаются такие синонимы этого слова, как подросток, ребенок, частично дееспособный и другие.
Возраст, по достижению которого гражданин становится совершеннолетним, не является универсальным для всех стран мира. Есть страны, в которых несовершеннолетними становятся в 14 лет (Фарерские острова), 16 лет (Куба), 19 лет (Канада, Алабама и другие), 21 год (Соединенные Штаты Америки). В международных актах границей совершеннолетия является возраст 18 лет, но делается оговорка на установление иного возраста несовершеннолетия национальным законодательством.
Конечно, необходимо сказать, что 18 лет - условная граница совершеннолетия, не только потому, что в разных странах совершеннолетие наступает гораздо раньше или позже, но и потому, что каждый человек индивидуален, личность отдельного человека может не соответствовать определенному в законе представлению о наступлении зрелости.
Законодатели различных государств устанавливают границу между несовершеннолетними и совершеннолетними, как бы создавая особую демографическую группу людей, у которых имеются специфические права и обязанности. Создание такой отдельной демографической группы обусловлено необходимостью правовой защиты, поскольку особые психофизиологические и социальные качества личности несовершеннолетних детей, подростков являются плохо защищенными от пагубных внутренних и внешних влияний.
Неприспособленность, неадаптированность несовершеннолетних к условиям жизни, стремительно меняющимся, требует особого подхода со стороны государства для выработки механизмов особенной повышенной правовой защиты этой категории населения.
В условиях глобальной рыночной экономики несовершеннолетние граждане вовлечены в различные виды отношений: имущественные, личные неимущественные, занимаются предпринимательской деятельностью, создают произведения искусства, осуществляют некоторые виды сделок, участвуют в производстве. Для того чтобы права несовершеннолетних были защищены, необходимо их детально на законодательном уровне регламентировать. В Трудовом Кодексе РФ есть отдельная глава, посвященная труду работников, которые не достигли возраста 18 лет. Положения этой главы ставят целью также защиту прав несовершеннолетних. Отмечается наличие огромного числа Федеральных законов, касающихся прав несовершеннолетних, например «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и другие. Необходимо отметить, что важную роль в указанной области сфере играют Указы Президента РФ: от 13 апреля 2011 № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ». В Указе уточняется, каким образом устанавливается гражданство несовершеннолетнего ребенка, не достигшего возраста 14 лет, для осуществления им права на получение квалифицированной медицинской помощи, образования, мер социальной поддержки и прочего. Важные шаги в осуществлении прав детей, относящихся к определенной категории несовершеннолетних, таких, как дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, сделаны Правительством РФ. Выражено это в принятии Постановлений Правительства РФ. Немаловажными в данном случае следует считать и нормативные правовые акты регионального значения. В частности, в Вологодской области принят Закон Вологодской области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование». Закон регламентирует такие меры поддержки детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, как бесплатное получение второго среднего профессионального образования рабочей специальности, выплата ежегодного пособия на приобретение литературы для обучения, бесплатный проезд и прочее, детям из многодетных семей пособие на приобретение школьной, спортивной формы, ежемесячное пособие на проезд в городском транспорте, принятие мер по поддержке детей-инвалидов, детей, обучающихся в «кадетских школах» и многое другое.
Возвращаясь к институту уполномоченного по правам ребенка, нужно отметить, что указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ, субъектам РФ рекомендовано учредить должность Уполномоченного по правам ребенка. В региональном законодательстве в большинстве регионов существует законодательная база, регламентирующая работу данного правового института. В частности, Постановлением Губернатора Вологодской области от 17.09.2004 № 251 «Об утверждении Положения о службе по правам ребенка Правительства Вологодской области» учреждена служба по правам ребенка и Уполномоченный при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка. Задачей службы является обеспечение действенной защиты свобод, прав и законных интересов ребенка в регионе. Функции службы: осуществление приема граждан, обеспечение полного и своевременного рассмотрения обращений, которые связаны с попиранием прав и законных интересов ребенка в регионе. Уполномоченный осуществляет проверку сообщений о событиях, связанных с нарушением прав и свобод несовершеннолетних в области. Направляет свое заключение, которое содержит ряд рекомендаций, относящихся к мерам, способствующим восстановлению нарушенных прав детей в органы государственной власти области. Во главе службы стоит Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области, который назначается и освобождается от должности Губернатором области. Ежегодно он готовит доклад о проведенных мероприятиях, направленных на осуществление защиты и охраны прав ребенка, приводит статистические данные о рассмотренных обращениях, категориях граждан, обратившихся за помощью в службу и прочее.
Анализируя доклад Уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области за 2015 год, приходим к следующим статистическим данным.
Необходимо отметить, что Правительством области в 2012 году разработана стратегия действий в интересах детей Вологодской области на 2012-2017 годы. Целью этого документа стало определение основных направлений и задач политики области в интересах детей региона и механизмов ее реализации. При проведении данной политики законодатели руководствовались общепризнанными нормами и принципами международного права. Отмечается увеличение объема финансирования из регионального бюджета, которое идет на социальные расходы, принятие новых мер поддержки семей, имеющих детей, здесь можно отметить региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка. Область приняла участие в таких национальных проектах, как «Здоровье» и «Образование», в концепции Российской национальной системы выявления молодых талантов. В регионе работает детский телефон доверия, который имеет общероссийский номер. Граждане - добровольцы Вологодской области принимают активное участие во Всероссийской акции, усилия которой направлены на поддержку семей, у которых на воспитании находятся дети- инвалиды. А также осуществляется организация отдыха, занятости и оздоровления детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. И многие другие направления работы для оказания не только социальной, медицинской, финансовой, но и правовой помощи детям, семьям с детьми, разработанные и внедренные в деятельность различных учреждений региона, описаны в данной стратегии.
Конечно, в этом документе приведены и статистические данные о количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей- инвалидов, детей-сирот, результаты работ социальных служб региона, учреждений здравоохранения, формы и методы работы с неблагополучными семьями и прочее.
По статистическим данным РФ отмечается, что численность населения категории несовершеннолетних растет, начиная с 2010 по 2015 годы. В 2015 году численность несовершеннолетних в возрасте от 10 до 14 лет составила более 7 млн. человек, из них мальчиков – более 3,6 млн., девочек – более 3,7 млн.
Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что:
права несовершеннолетних находились под охраной государства не всегда, более того, в древние времена дети в различных странах считались собственностью родителей, богатством на одном уровне со скотом. По мере расцвета правового государства и становления гражданского общества, взрослые пришли к пониманию того, что ребенок, являясь существом, не способным в полной мере самостоятельно защищать свои права, остро нуждается в специальной, особой правовой защите и помощи со стороны своего государства и взрослых членов общества. В связи с этим на международном уровне начали создаваться институты по защите интересов и прав несовершеннолетних, приглашая вступить в свои ряды все страны мира. Не стала противником в этом плане и Россия. С принятием Семейного кодекса государство конкретизировало права несовершеннолетних, как самостоятельных субъектов гражданского общества, уже не рассматривая их сквозь призму правоотношений родителей и опекаемых ими детей. А наделило их конкретными правами и обязанностями.
Что касается понятия «несовершеннолетний», то можно отметить, что оно не имеет какого-то универсального определения, независимо от частого применения в разных отраслях российского законодательства и литературе. С другой стороны, сложный характер этой демографической категории населения, а также многообразное деление на отрасли российского законодательства не позволяют определить какое-либо универсальное понятие или определение несовершеннолетнего. Поэтому каждая отрасль российского права уточняет данное понятие, в зависимости от специфики тех отношений, которые она регулирует.
Для обеспечения защиты и охраны прав несовершеннолетних, как на федеральном, так и на региональном уровне принято достаточно большое количество нормативных правовых актов, нормы которых действительно наделяют ребенка различными правовыми льготами. Созданы многочисленные досуговые центры, центры социального обслуживания, разработаны различные программы для оказания помощи детям и семьям, нуждающимся в помощи, консультативные центры, телефоны доверия и так далее.
Если рассматривать отношения взрослых, в частности, родителей по отношению к своим детям, заметим, что изначально государство предполагает добросовестность в действиях родителей в отношении своих детей. И так происходит до установления и фиксации обратных фактов, свидетельствующих о том, что поведение родителей по отношению к детям перестало носить ответственный и добросовестный порядок. Фиксацией указанных фактов занимаются органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, а также суды общей юрисдикции. И только в этом случае мы можем говорить о том, что к данным родителям необходимо применить меры, ограничивающие их общение с ребенком в целях защиты прав, физического и психического здоровья несовершеннолетнего.
|