Вообще, термин «статус» произошел от латинского «status», который обозначает правовое состояние субъекта, то есть комплекс юридических прав и обязанностей. Правовым статусом является сложная, комплексная категория, в ней выражается система социальных связей, а также социальный статус личности. И, конечно, прослеживается неразрывная связь между правами человека и правовым статусом личности. В свою очередь, права человека можно разделить на личные, политические, экономические, культурные и другие. Поэтому, правовой режим статуса несовершеннолетнего необходимо рассматривать в контексте тех объективных прав, которыми он располагает, как гражданин государства.
Правовым статусом несовершеннолетнего называется конкретный набор прав, обязанностей и свобод, определяющих его правовое положение в обществе.
По словам А.Г. Бережнова правовым статусом называется законодательно установленные правовым государством права, свободы и обязанности, а также результат, специфическое средство достижения, расширения или ограничения фактических социальных прав человека.
А.Б. Венгеров под правовым статусом понимает «совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе».
Фактическим состоянием свободы человека при определенном общественном строе, возможностью личности свободно принимать решения, осуществлять выбор и действовать, развивая свою индивидуальность, называет правовой статус личности Л.С. Явич.
По словам Е.А. Лукашевой, правовой статус личности в самом общем виде характеризуется системой прав и обязанностей, законодательно закрепляемых государствами в конституциях, международно-правовыми актами о правах человека и иными нормативно-юридическими актами.
Мы под правовым статусом личности понимаем закрепленную законодательно систему прав и обязанностей, а также ответственности личности перед своими согражданами и государством.
Что подразумевает под собой правовой статус несовершеннолетнего? По мнению О.В. Бутько правовым статусом ребенка называются объективированные и формализованные в праве возможности, которые необходимы для разностороннего развития личности ребенка, для того, чтоб он мог перевести потенциальные ресурсы в фактические. В этом случае происходит отождествление правового статуса несовершеннолетнего с теми возможностями, которые ему предоставлены законодательством для последующей их реализации на практике.
Ученые мира определяют правовой статус несовершеннолетнего по- разному: некоторые кроме прав и свобод, обеспеченных правовыми нормами государства, включают в содержание данного понятия гарантии, другие такой элемент, как гражданство. Л.Д. Воеводин включает в его содержание правоспособность и принципы, как основные элементы правового статуса.
Предлагается различать два самостоятельных понятия правового положения (статуса) несовершеннолетнего – в широком и узком смысле. В широком смысле его называют правовым положением, в узком смысле – правовым статусом. Поэтому, характеризуя правовое положение отдельных групп общества, например, несовершеннолетних детей, понятие правовой статус позволяет дифференцировать их положение по отношению к общей группе «дети».
Необходимо проанализировать содержание правового статуса. Оно определяется системой обеспеченных и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности – считают одни авторы. Другие же наоборот, рассматривают содержание правового статуса не так широко, к примеру, М.С. Строгович вкладывает в содержание данной категории правовое выражение и правовое обеспечение того действительного положения, которое человек занимает в обществе. По словам Ц.А. Ямпольской содержанием правового статуса являются приобретенные человеком права и обязанности в рамках определенных правоотношений (субъективные права).
Мы считаем, что содержание семейно-правового статуса создается из прав и обязанностей разно-отраслевого характера: семейно-правового, гражданско-правового, социально-правового, но наличие прав разно- отраслевого характера не влияет на механизм правового регулирования. Регулирование осуществляется семейным законодательством РФ.
В Российской Федерации базовой основой правового статуса несовершеннолетнего являются общепринятые принципы и нормы международного права, которые ратифицированы РФ и конкретизированы во всех отраслях российского законодательства.
Упомянутая выше Конвенция ООН о правах ребенка определила ряд принципов правового положения несовершеннолетних. Эти принципы провозглашают недопустимость дискриминации, обеспечение осуществления прав и свобод несовершеннолетнего, обеспечение права на жизнь, уважение, здоровье, право на сохранение индивидуальности несовершеннолетнего, право на гражданство, на имя, семейные связи, право на развитие, право на свободу мысли, религии, зашита несовершеннолетнего от любых форм насилия (физического или психического), обеспечение уровня жизни, необходимого для достойного физического, нравственного, умственного, социального развития ребенка и прочие.
Необходимо отметить, что несовершеннолетние обладают определенным правовым статусом и относятся к отдельной категории субъектов.
Конституция РФ предоставляет права всем гражданам РФ, и тем самым определяет конституционный статус гражданина. Конституционный статус человека включает в себя основные права и свободы гражданина, правосубъектность, гражданство. Правосубъектность предполагает наличие у человека правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, то есть определяет полноту объема прав личности. Что касается несовершеннолетних, то правоспособностью они обладают с рождения, независимо от личных качеств, равной для всех без исключения. А вот полной дееспособностью гражданин обладает по достижении совершеннолетия, что регламентировано ст. 60 Конституции РФ, в которой сказано, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Поэтому обладателями правосубъектности в полной мере несовершеннолетние не являются. Например, реализовать право избирать и быть избранными, гражданин может только с 18 лет. Гражданство несовершеннолетнего в отличие от правосубъектности, позволяет реализовать его конституционный статус, поскольку, несовершеннолетний являясь гражданином России, обладает теми возможностями, которые предоставлены ему Конституцией РФ.
Несовершеннолетние обладают правами и обязанностями общего характера: право на жизнь, неприкосновенность жилища, право на образование, защиту семьи и детства, заботу и воспитание со стороны родителей и так далее. Данные права определяют содержание общего правового статуса несовершеннолетнего, но, в то же время, являются правами и обязанностями конституционного характера.
Ребенок является особым, специальным субъектом права. Его основные права и обязанности обладают универсальным характером, поскольку характерны для законодательства всех стран без исключения. Каждое государство обязано обеспечить минимальный набор прав для каждого ребенка, независимо от места его рождения, проживания, гражданства, личных качеств и так далее. Более того, отличительной чертой ребенка как специального субъекта права является структура его правового статуса, который образуют не только нормы российского права, но также и положения международного права.
Несовершеннолетний, как субъект общества, всегда находится в каких- либо отношениях. Если ребенок воспитывается в семье, то правомерно говорить о том, что он является участником семейных правоотношений, а, следовательно, необходимо оценить его статус в семье. В современном российском законодательстве отсутствует понятие семьи, нет также и четкого определения статуса членов семьи, что приводит к необходимости внедрения подобных институтов в нормы российского законодательства. Также в нормативных актах РФ нет понятия «правовой статус несовершеннолетнего», отсюда такое многообразие толкований данного понятия среди различных юристов, правоведов, ученых. С другой стороны, если бы в законодательстве РФ присутствовало определение понятия «Правовой статус несовершеннолетнего», то это, несомненно, способствовало бы единообразию этого понятия, а также отсутствию различных толкований последнего.
Поэтому считаем важным внесение в нормы семейного законодательства, возможно в виде примечания, понятие статуса несовершеннолетнего. Например, в нормы 11 главы СК РФ внести понятие правового статуса несовершеннолетнего, под которым понимается набор прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего, которыми его наделяет законодательство государства, в зависимости от возраста и тех обстоятельств, которые влияют на его положение в обществе, семье.
Необходимо отметить, что участие ребенка в семейных правоотношениях дает право говорить о том, что он является особым субъектом этих правоотношений, законодатель наделяет несовершеннолетнего в семейных правоотношениях более широкими возможностями. Подтверждение этому находится в главе 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей», признавая, таким образом, принадлежность несовершеннолетних членов семьи особым субъектам семейного права. Отметим, что государство в лице законодательных органов уделяет внимание несовершеннолетним в семейном, уголовном, трудовом законодательстве, кодифицированные акты, которые содержат целые главы, посвященные несовершеннолетним субъектам права. Но мы знаем, что несовершеннолетний ребенок является субъектом не только семейных, трудовых отношений, но также и гражданско-правовых, и иных. Если проанализировать российское законодательство в области гражданских правоотношений, то можно отметить, что в главе 3 ГК РФ содержатся лишь отдельные нормы, касающиеся право - и дееспособности детей, при этом дети разделяются на малолетних и несовершеннолетних, а также описывается порядок их эмансипации. В этом случае гражданское законодательство выглядит несовершенным в части урегулирования отношений с участием несовершеннолетних, поскольку характеризует лишь отдельные правовые аспекты их положения33. Предлагаем выделить отдельную главу в ГК РФ, нормы которой будут регулировать отношения с участием детей. В этой главе необходимо дать понятие малолетнего и несовершеннолетнего, правового статуса несовершеннолетнего, порядок эмансипации, нормы, регулирующие имущественное положение несовершеннолетних, участие несовершеннолетнего в гражданско-правовых отношениях и прочее.
Что касается положений главы 11 СК РФ, то ее нормы регламентируют очень важные права, которые необходимы для полноценной жизни ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, право на имя и фамилию и другие. По своей природе это - личные неимущественные права. И если говорить о семейных отношениях, то отметим преобладание личных неимущественных прав ребенка над имущественными, и по сравнению с гражданским правом, в котором, несомненно, преобладают имущественные правоотношения. Объясняется это тем, что семейные отношения обладают особой социальной природой, являются отношениями личного характера, длятся годами, основаны на доверии, уважении, а потому лишены какого-то экономического содержания.
Некоторые права ребенка, регламентированные в главе 11 СК РФ, несмотря на четкое выражение и функциональное назначение, по своей структуре оказываются довольно сложными. Например, право ребенка на защиту является по сути конституционным, а по характеру гражданско- процессуальным. На то, что реализацию данного права необходимо сделать более эффективной, обращено внимание на государственном уровне. Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года № 761, в котором выражена потребность в реформировании деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, а также необходимость создания дружественного к ребенку правосудия, именно об этом говорит. Необходимо отметить, что правосудием, дружественным к ребенку, является система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которая гарантирует эффективное обеспечение и уважение прав ребенка, учитывая принципы, которые закрепил в своих рекомендациях Совет Европы по правосудию в отношении детей, а также учитывая возраст, степень зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела. Но, все же российское законодательство остается несовершенным в части вопросов участия детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы. В настоящее время остается не принятым законопроект ФЗ «О ратификации Европейской конвенции об осуществлении прав детей». Если бы данная конвенция вступила в действие на территории РФ, то, несомненно, изменилось бы процессуальное положение несовершеннолетних. Важный аспект состоит в том, что заявление в суд по делу, которое затрагивает интересы несовершеннолетнего, смогут подать законные представители, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам человека в РФ, прокурор, а также сам ребенок (в возрасте от 14 до 18 лет). Если ребенок в ходе судебного заседания хочет быть заслушанным, то суд обязан прислушиваться к его мнению. В случае отзыва иска законными представителями ребенка старше 14 лет по делу, затрагивающему интересы самого ребенка, суд выясняет мнение ребенка по этому поводу. Учитывается мнение ребенка в возрасте старше 10 лет, если это не противоречит его интересам. Удовлетворение требований при усыновлении, изменении имени или фамилии, восстановлении в родительских правах, назначении опекуна происходит только при наличии согласия ребенка старше 10 лет. На сегодняшний день налицо несоответствие норм семейного и гражданского процессуального законодательства, поскольку по семейному законодательству РФ ребенок 14 лет, имеет право обращаться в суд с просьбой защитить свои права в случае злоупотребления по отношению к себе со стороны, других лиц, прежде всего, своих родителей. Но вот гражданское процессуальное право не предусматривает самостоятельного участия несовершеннолетних (то есть без законных представителей)35. Налицо коллизия: с одной стороны семейное право РФ декларирует возможность ребенку защищать свои права в суде, а с другой стороны процессуальной возможности у него для этого нет, поскольку не предусмотрено данное положение в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Поэтому для устранения указанных противоречий в российском законодательстве важность присоединения РФ к конвенции не оставляет сомнений.
Возвращаясь к семейно-правовому статусу несовершеннолетнего, нужно отметить, что правовая сущность некоторых норм главы 11 СК РФ является довольно сложной, неоднозначной по назначению и отраслевой по принадлежности. В частности, глава содержит нормы, регламентирующие права несовершеннолетних, но не содержит упоминания об обязанностях последнего. В то же время иные нормативные акты российского законодательства также не содержат норм, определяющих обязанности несовершеннолетних. Однако законодатель все же предусмотрел некоторые обязанности несовершеннолетних в случае причинения ими вреда, это касается норм о компенсации причиненного вреда несовершеннолетними (ст. 1073, 1074 ГК РФ). Поскольку права ребенка преобладают по отношению к его обязанностям, о чем свидетельствует содержание норм российского законодательства, по всей видимости, правовой статус несовершеннолетнего не является сформированным в полном объеме.
Таким образом, отмечается своеобразие содержания правового статуса несовершеннолетнего по отношению, например, к совершеннолетним субъектам права, поскольку в отношении себя у ребенка не могут быть одновременно права и обязанности. Ребенок обладает перечисленными в главе 11 СК РФ правами по закону, а вот обязаны обеспечить осуществление его прав его родители, законные представители и иные уполномоченные на то лица. Также отметим, что несовершеннолетний свои права не может передавать кому бы то ни было, ребенок является единственным носителем этих прав.
Необходимо отметить, что и у несовершеннолетних по СК РФ появляются обязанности, это происходит, когда они сами становятся родителями. Обязанности таких родителей содержатся в главе 12 СК РФ. В этом случае несовершеннолетний приобретает совершенно другой семейно- правовой статус, он наделяется законом правами и обязанностями по отношению к своему ребенку. Родители осуществляют защиту прав и интересов ребенка, являются его законными представителями, обеспечивают ему достойные условия жизни и прочее36.
В российском законодательстве прослеживается взаимосвязь прав и обязанностей родителей: при возложении определенных обязанностей на родителей законодатель обеспечивает должное исполнение прав в отношении несовершеннолетнего ребенка. У родителей имеется огромный набор возможностей, который позволяет им обеспечивать интересы своего ребенка с тем ограничением, что это действительно соответствует интересам последнего.
Возвращаясь к несовершеннолетним родителям, которым посвящена статья 62 СК РФ «Права несовершеннолетних родителей», законодательство РФ напрямую говорит о том, что у несовершеннолетних родителей, так же как и у несовершеннолетних детей существуют только права, об обязанностях этих родителей умалчивается. Наблюдаем, что обязанности могут быть возложены только на совершеннолетних участников семейных отношений, или при вступлении в брак до достижения 18 лет, или в случае эмансипации. Из вышесказанного можно сделать вывод, что несовершеннолетний может родить ребенка, но он ничем ему не будет обязан, обязанности за него будут исполнять его собственные родители. То есть с одной стороны несовершеннолетний может быть родителем, а с другой стороны его обязанности в качестве несовершеннолетнего родителя законодателем никак не регламентированы. В данном случае можно говорить, что несовершеннолетний родитель обладает абсолютно иным семейно-правовым статусом, нежели несовершеннолетний ребенок или его родители.
Важно сказать, что особенностью семейно-правовых отношений является еще и то, что один из участников этих отношений может быть наделен несколькими статусами по отношению к другим. Например: несовершеннолетний в семье имеет статус ребенка своих родителей, а в то же время он сам может быть родителем.
Необходимо отметить, что несовершеннолетние по отношению к остальным участникам правоотношений обладают специальной правоспособностью. Это проявляется в том, что их правоспособность зависит от возраста, которого они достигли: по достижении определенного возраста ребенок может, как приобретать права, так и утрачивать. Примером этому может послужить обучение несовершеннолетнего в общеобразовательном учреждении: начать обучение он может с 6 лет, но не позднее 8. То есть возможность реализовать право выбора образовательного учреждения и формы получения образования зависит от совокупности некоторых факторов: определенный возраст и состояние здоровья. А также по достижении возраста 16 лет при наличии определенных условий несовершеннолетний может приобрести полную дееспособность, пройдя процедуру эмансипации.
Регламентирует данное гражданское правоотношение ст. 27 ГК РФ. Гражданское законодательство позволяет ребенку стать полностью дееспособным с согласия обоих родителей, а в случае отсутствия последнего принимает решение об эмансипации суд.
Приведем пример из судебной практики. Нижегородский суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении кассационной жалобы отцу несовершеннолетнего гражданина, работавшего по трудовому договору, в непризнании этого несовершеннолетнего эмансипированным. До обращения с исковым заявлением о признании его эмансипированным, несовершеннолетний обращался в органы опеки и попечительства, но отсутствие согласия отца привело подростка к судебному разбирательству. Отец несовершеннолетнего указывал в своей жалобе на то, что ребенок не отдает значения своим действиям, а также на то, что до просьбы об объявлении себя полностью дееспособным, представителю несовершеннолетнего было отказано в продаже доли в квартире, зарегистрированной на ребенка. Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, положительную характеристику несовершеннолетнего, выданную в школе, записи в трудовой книжке, доказывающие его трудоустройство, справку с места работы о доходах несовершеннолетнего, не нашел оснований для отмены ранее вынесенного решения о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным. А также доводы кассационной жалобы в части, касающейся разрешения вопроса о продаже 1/3 доли квартиры, по мнению суда, не относятся к предмету и
.
основанию заявленных требований.
Примером специальной правоспособности при достижении определенного возраста может служить то, что с 10 – летнего возраста законодатель обязывает учитывать мнение ребенка при восстановлении родителей в родительских правах, изменении фамилии, имени или отчества.
Следующим примером может послужить изменение брачного возраста. В РФ брачный возраст установлен в 18 лет. В некоторых субъектах РФ наличие уважительных причин оказывает влияние на разрешение органами местного самоуправления на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, в отдельных субъектах этот возраст может быть снижен до 14, 15 лет. Заметим, что в Вологодской области брачный возраст может быть снижен до 14 лет. Разумеется, по достижении несовершеннолетним возраста, в котором он может вступить в брак, в результате которого возникают уже брачные правоотношения, меняется и статус самого ребенка: он становится супругом, а в случае рождения ребенка – родителем.
Существует и специальный семейно-правовой статус несовершеннолетнего. К этой категории несовершеннолетних можно отнести детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных детей. Например, дети - сироты, не имея родителей, а также полноценного семейного воспитания и ухода, имеют набор определенных льгот: прием вне конкурса в высшие учебные заведения, при наличии определенных условий такие дети имеют право на предоставление жилого помещения. При этом несовершеннолетние обретают новый правовой статус – статус обучающегося.
Обобщая изложенное можно сказать, что:
в системе российского законодательства не существует определения таких понятий, как семья, брак, правовой статус человека, членов семьи, несовершеннолетнего. Однако можно прийти к выводу, что правовым статусом несовершеннолетнего является совокупность юридических прав и обязанностей лиц, не достигших полной дееспособности, что обусловлено их возрастом. Реализация прав и обязанностей несовершеннолетних обеспечивается правовыми, экономическими, иными гарантиями со стороны государства, органов местного самоуправления, родителями детей.
Множество факторов, условий социального характера, общественных отношений, достижение определенных возрастных границ оказывают влияние на семейно-правовой статус несовершеннолетнего. В зависимости от них несовершеннолетний может, как приобретать определенный семейно-правовой статус, так и утрачивать его.
Отмечается, что в системе законодательства РФ не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал отношения, связанные с осуществлением несовершеннолетними своих прав и обязанностей, что, несомненно, оказывает негативное влияние на реализацию несовершеннолетними своих прав.
|