Прежде чем разбираться в тонкостях вступления, расторжения брака, необходимо выяснить происхождение самого слова «брак». Макс Фасмер предположил, что брак, «бракосочетание», «супружество» имеет происхождение из праславянского. П.Я. Черных связывает слово «брак» со словом «брать» (брать замуж). Глагол «брати» (первоначальное значение слова «нести») в употреблении к женитьбе означает «схватить, похитить». У древних славян элементом основы брака являлось похищение девушки из другого рода или племени. Наиболее вероятным кажется, что слово «брак» произошло от слова «брать». Если рассмотреть перевод данного слова с иностранных языков, то на итальянском: braccio переводится как «рука от кисти до плеча», на французском: le braccia - «руки», на латинском brachium - «рука» (плечо). В этом смысле люди, заключающие брак - брачующиеся означает «берущие друг друга за руки».
Необходимо отметить, что брак, брачные отношения относятся к одному из самых главных институтов семейного права России, в связи с тем, что брак - важный юридический факт, который вызывает появление семейно-правовых связей, семейно-правовых отношений. Другими словами брак - основополагающее начало правовых отношений между теми лицами, которые заключили брак.
Конечно, как это ни парадоксально, но как такового понятия брака в ныне действующем законодательстве РФ не установлено, как в прочем и в законодательстве, уже потерявшем юридическое значение. Несомненно, этот факт говорит о том, что у законодателя в России прослеживается отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака. Брачными отношениями называются отношения между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Законодательство РФ именует эти отношения семейными, брачно-семейными.
В основу законодательства, осуществляющего регулирование брачных отношений, положена Конституция РФ. Положения основного нормативного правового акта России говорят о том, политика страны должна создавать условия, которые обеспечивают поддержку семьи, материнства, отцовства и детства на государственном уровне, устанавливают государственные пособия и другие гарантии социальной защиты. Согласно пп. ж ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится защита семьи, материнства и детства.
К основным принципам семейного законодательства России относятся укрепление семейных отношений, построение этих отношений на чувствах взаимной любви и уважения, ответственности и взаимопомощи всех членов перед семьей, запрещается произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи, организации беспрепятственной реализации членами семьи своих прав, возможность осуществления судебной защиты этих прав. Добровольность семейного союза мужчины и женщины, права супругов в семье должны быть равны, внутрисемейные вопросы разрешаются по взаимному согласию. Несомненный приоритет в воспитании детей имеет семейное воспитание, забота о благосостоянии и развитии детей, гарантия приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещены любые формы ограничения прав граждан при заключении брака и в семейных правоотношениях по признакам языковой, социальной, национальной, расовой или религиозной принадлежности. Конечно, на основании федеральных законов права граждан в семье могут быть ограничены. Ограничение прав может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав, законных интересов и нравственности других членов семьи и иных граждан.
Законодательство РФ в области семейных правоотношений регулирует условия, а также порядок заключения брака, прекращения, признания его недействительным. В семейных правоотношениях между членами семьи существуют личные неимущественные и имущественные отношения, что также регулируется семейным законодательством РФ.
Встречаются случаи, когда отношения между членами одной семьи не регламентированы ни соглашением сторон, ни нормами семейного и гражданского права. В этом случае применяются нормы семейного или гражданского права, которые регулируют сходные отношения, то есть применяется аналогия закона. Если же и такие нормы отсутствуют, то принципы гуманности, справедливости, разумности, основные начала семейного права определяют права и обязанности членов семьи, то есть применяется аналогия закона. Правила международного договора в российском семейном праве применяются в том случае, когда в договоре установлены иные правила, чем в законодательстве РФ.
Анализируя нормы семейного законодательства РФ, можно выделить характерные черты брака. Во-первых, брак – это союз мужчины и женщины; во-вторых, для того, чтобы заключить данный союз необходимо взаимное согласие лиц, которые собираются заключить брак; в-третьих, на этих лиц не должно оказываться никакого давления; в-четвертых, у супругов в браке равные права и обязанности; в-пятых, государство берет под защиту данный союз, который заключен по правилам, установленным действующим законодательством
Иными словами, браком можно назвать равноправный союз между мужчиной и женщиной, который заключен с соблюдением условий и порядка, установленных законодательством России, имеет своей целью создание семьи, порождает между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Важно отметить также, что юридическое значение законодательство РФ придает только зарегистрированному браку.
Статистика заключенных браков в РФ и Вологодской области показывает следующее. Согласно ст. 13 СК РФ возраст, установленный для вступления в брак – 18 лет. Однако, если у лиц, собирающихся вступить в брак, имеются уважительные причины, то возраст может быть снижен до 16 лет. Вправе произвести снижение брачного возраста есть у органов местного самоуправления по месту жительства брачующихся. Наличие особых обстоятельств является условием для выдачи разрешения на вступление в брак до достижения возраста 16 лет. И в данном случае условия и порядок заключения брака до достижения возраста 16 лет регулируется региональным законодательством. Например, Закон Вологодской области от 14 августа 1996 года № 95-ОЗ «О снижении брачного возраста» разрешает вступать в брак по достижении 14 лет при наличии особых обстоятельств. Особыми обстоятельствами по закону области считаются беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные силы РФ.
В качестве другого примера можно привести Семейный кодекс Республики Татарстан. До недавнего времени согласно ст. 10 СК РТ особые обстоятельства позволяли вступить в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет. В данном случае налицо опрометчивость законодателей в принятии подобной нормы закона, а состоит она в том, что нижняя граница даже не была установлена. То есть, у несовершеннолетних была возможность заключать браки при наличии особых обстоятельств в 12, 13 лет и ранее. Затем в Семейный кодекс были внесены изменения, которые все же установили четкую нижнюю границу в 14 лет. В этом же законодательном акте прописаны и особые обстоятельства, которыми являются беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, иные обстоятельства, которые могут быть признаны особыми. Причем, инициатива отнесения иных обстоятельств, которые позволят несовершеннолетним заключить брак, отдана Кабинету министров Республики. Однако, каким образом будет определяться, являются ли иные обстоятельства особыми или нет, а также, почему у призывника ВС РФ республики Татарстан нет такого права, как у ровесника в Вологодской области не разъясняется. С другой стороны, у несовершеннолетнего гражданина в Вологодской области нет возможности использовать «иные» обстоятельства для заключения брака. Отмечается несоответствие правовых возможностей у граждан одного возраста, проживающих на разных территориях одной страны.
Законом Мурманской области «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет» разрешено при наличии особых обстоятельств вступать в брак лицам, достигшим возраста 15 лет. Особыми обстоятельствами в Мурманской области являются рождение ребенка с условием фактического проживания его с матерью, которая одновременно желает вступить в брак, беременность (срок беременности – 22 недели и более), прерывание которой противопоказано заключением медицинской комиссии либо невозможно из-за желания обеих сторон к ее сохранению, угроза жизни одной из сторон, в случае улучшения жизни для себя и будущего ребенка при нахождении в тяжелых жизненных условиях беременной несовершеннолетней.
Заметим, что в этом регионе в указанном нормативном акте внесено ограничение для беременной несовершеннолетней В нем прямо указано, что при наличии беременности брак может быть заключен только в случае, если беременность не может быть прервана. Если обратить внимание на психологическую сторону данной ситуации, то отметим, что беременная девушка в Мурманской области без соблюдения упомянутых условий регионального законодательства не сможет выйти замуж и родить ребенка в полноценной семье, в то же время она может стать объектом для насмешек своих сверстников. Считаем, что упомянутые особые условия в законе региона являются ограничением прав несовершеннолетних, проживающих в данном регионе.
В Новгородской области нижняя возрастная граница лица, вступающего в брак, вообще отсутствует. Конечно, есть определенные условия для заключения брака несовершеннолетними, не достигшими возраста 16 лет. Необходимо, чтоб невеста была беременна, а второй брачующийся достиг возраста 16 лет, а также перед выдачей разрешения на вступление в брак органы опеки и попечительства проводят проверку условий жизни несовершеннолетних, которые готовы пожениться, и дополнительно берут согласие родителей этих несовершеннолетних на заключение их детьми брака.
Некоторые регионы России вообще до определенного момента отрицали брак между лицами, не достигшими возраста 16 лет, поскольку в их региональном законодательстве законы, позволяющие снижать брачный возраст, появились относительно недавно. Возможно, региональные законодательные органы, таким образом, пытались оградить неокрепшую психику несовершеннолетних, уберечь их от ошибок. Но, с другой стороны, законодатели отдельных регионов России ущемляли права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет.
Необходимо отметить, что возрастная граница заключения брака в РФ определена достаточно четко, однако самые важные вопросы, исключительного характера отданы для решения регионам, причем эти особые случаи на федеральном уровне не определены. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, однако самые важные вопросы, которые, несомненно, волнуют всех и каждого, отнесены к компетенции регионов. Причем, вопрос, касающийся брачного возраста, близок к сфере уголовного права, а системности или логичности в решении этого вопроса на федеральном уровне не отмечается. Также необходимо отметить, что и на региональном уровне при решении этого вопроса законодатели подходили не системно, поскольку в некоторых регионах брачный возраст урегулирован в Семейных кодексах, в других же приняты законы о порядке и условиях вступления в брак лицами, не достигшими возраста 16 лет.
Очень объемной и нечеткой выглядит формулировка «иные обстоятельства, которые могут быть признаны особыми». Ни для кого не секрет, что данная формулировка может трактоваться достаточно широко. Неужели национальные традиции не являются иными обстоятельствами в данном случае? Или чувства, испытываемые друг к другу также можно назвать особыми обстоятельствами, а кто-нибудь может придумать и другие иные обстоятельства. Также формулировку «непосредственная угроза жизни одной из сторон» ни федеральные, ни региональные законы не разъясняют. То есть, непонятно, что именно относится к непосредственной угрозе жизни. Может быть неизлечимая болезнь, серьезная операция, опасная командировка, непонятно.
К тому же половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим возраста 16 лет, является уголовно наказуемым деянием. Ну а если два лица, одному из которых нет 16, а другому 18 лет ждут ребенка и испытывают друг к другу чувства, то одного из них могут вообще привлечь к уголовной ответственности. Поэтому вопрос снижения брачного возраста требует определенности, системности. Возможно, имеет смысл определить одинаковые для всех регионов России нижнюю границу брачного возраста, и особые обстоятельства, учитывая которые, можно заключить брак, и внести их в ст. 13 СК РФ, для того, чтобы не существовало различия в толковании норм права, недоразумений в регионах.
Довольно сложной является и процедура заключения брака несовершеннолетними. Например, в Вологодском районе разрешение на вступление в брак несовершеннолетним выдается органом местного самоуправления по месту жительства брачующихся или их родителей. По Административному регламенту Управления образования Вологодского муниципального района услугу по выдаче разрешений на вступление в брак несовершеннолетним оказывает отдел опеки и попечительства. В течение трех рабочих дней отдел обязан зарегистрировать заявление о разрешении на вступление в брак несовершеннолетними, а рассмотреть в течение 30 календарных дней. К заявлению, в зависимости от вида особого обстоятельства, необходимо приложить или справку из военкомата о призыве жениха на службу в вооруженные силы РФ, или справку о беременности невесты, или свидетельство о рождении ребенка. Также прилагается документ, который подтверждает регистрацию по месту жительства или пребывания, копия документа, удостоверяющего личность, свидетельство о рождении несовершеннолетнего гражданина, который желает вступить в брак. Что вызывает особый интерес, так это то, что ко всем названным документам необходимо приложить совместное заявление родителей несовершеннолетнего о согласии на брак. Предоставление последнего документа противоречит ч.2 ст. 13 СК РФ, в которой сказано, что при наличии уважительных причин, органы местного самоуправления по желанию заявителей вправе выдать разрешение на заключение брака. То есть федеральное законодательство, по крайней мере, к лицам, достигшим возраста 16 лет, не обязывает родителей предоставлять свое согласие, но в Административном регламенте Вологодского района этот документ обязателен для предъявления, причем заявление на согласие должны предоставить оба родителя несовершеннолетнего. В этом случае можно говорить о наличии коррупциогенных факторов, поскольку согласно п. 4а Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенными факторами являются завышенные требования к лицу, предъявляемые для осуществления принадлежащего ему права. В них входит установление требований, являющихся неопределенными, трудновыполнимыми и обременительными. В регламенте налицо завышенные требования к несовершеннолетним лицам, собирающимся вступить в брак.
В то же время, если говорить о выполнении обязательного требования регламента, такого, как предъявление заявления на согласие обоими родителями несовершеннолетнего, собирающего заключить брак, то возникает несколько вопросов. Как действовать в ситуации, если у несовершеннолетнего всего один родитель, если родители в разводе и второй живет вдали от несовершеннолетнего, а в случае, если несовершеннолетний – сирота?
В том же документе в п. 3.2.1 сказано, что, при предъявления документов об оказании услуги на выдачу разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, желающим вступить в брак, зарегистрированным по месту жительства в Вологодском муниципальном районе, а также их родителям (законным представителям) предъявлять документы необходимо лично. С другой стороны в п. 2.8.2 регламента указано, что необходимые документы на оказание услуги несовершеннолетний может направить как в форме электронного документа, так и непосредственно на личном приеме. Налицо вновь противоречие, но уже в одном нормативном акте местного уровня.
Заявителю может быть отказано в оказании услуги: если отсутствуют уважительные причины, особые обстоятельства у несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет, предоставлены недостоверные сведения. Отказ в предоставлении данной услуги может быть обжалован как в досудебном, так и в судебном порядке.
Отметим, что в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги Грязовецкого муниципального района прямо указано, что в случае отсутствия согласия одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, в предоставлении услуги будет отказано49. Опять прослеживается несоответствие федерального законодательства муниципальному законодательству.
По результатам статистических данных отмечается, что в 2013 году в Вологде органами опеки и попечительства было выдано 13 разрешений, в 2014 году - 13, в 2015 году - 9, и уже в 2016 году - 3 разрешения. Основная причина вступления в брак в Вологодском районе и г. Вологда - беременность невесты, в одном случае в 2014 году - призыв жениха на службу в ВС РФ, в 2013 году -2 случая рождения ребенка. Со слов представителя органа опеки и попечительства ни в одном случае не выявлено противоречий между родителями и несовершеннолетними при подаче заявлений о выдаче разрешений на регистрацию брака.
Отметим, что в Вологодском районе разрешение на регистрацию брака несовершеннолетнему выдается в виде распоряжения Главы Вологодского муниципального района. Порядок регистрации брака регулируется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ.
Еще одна проблема при регулировании регистрации брака несовершеннолетних возникает в том, что в некоторых субъектах РФ в законе, который регулирует порядок заключения брака несовершеннолетними гражданами, указана территория, на которой несовершеннолетний может заключить брак. Этой территорией является место жительства одного из лиц, вступающих в брак или их родителей. А федеральное законодательство говорит, что выбор территории и органа ЗАГС зависит от желающих вступить в брак.
Также необходимо отметить, что некоторые региональные законы, регулирующие порядок заключения брака лицами, не достигшими возраста 16 лет, имеют некорректные названия. Например, Закон Тверской области «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тверской области лиц, не достигших возраста 16 лет». Буквально закон разрешает всем несовершеннолетним моложе 16 лет заключать брак на территории данного региона. Если толковать это название буквально, то можно рассуждать так, четырнадцатилетний гражданин, который проживает на территории Московской области, получает разрешение на вступление в брак в своем регионе, а зарегистрировать брак может на территории Тверской области.
Примечательно, что с момента заключения брака несовершеннолетний становится полностью дееспособным. Образуется несоответствие между возрастом несовершеннолетнего гражданина, который вступил в брак, и определением дееспособности по гражданскому законодательству РФ. 14 летний гражданин - подросток, вступивший в брак по закону региона, приравнивается к совершеннолетнему гражданину с полным набором прав и обязанностей. Отметим, что дееспособность несовершеннолетнего, возникшая при заключении брака, не исчезает и в случае расторжения брака до 18 лет. То есть семейная правоспособность и дееспособность порождает гражданскую дееспособность. И в этом смысле данные понятия законодатель уравнивает, а это не одно и то же. Необходимо отчетливо понимать, что несовершеннолетнему свойственна вспыльчивость, неуравновешенность, не всегда разумное принятие решений, а значит и невозможность полного осознания и руководства своими действиями. Поэтому участие несовершеннолетнего в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права может привести к неблагоприятным последствиям, может привести к нарушению устойчивости гражданского оборота, созданию трудностей для других участников правоотношений.
Но вот семейная дееспособность с момента заключения брака у несовершеннолетнего не наступает в полном объеме. К примеру, несовершеннолетний в возрасте 14 лет заключил брак, через полгода развелся, снова захотел заключить брак в 16 лет. У него нет возможности выполнить это без разрешения органов местного самоуправления. А это и говорит о том, что с момента заключения брака полная семейная дееспособность у несовершеннолетнего не возникла.
Обобщая изложенное можно прийти к выводу, что:
в действующем семейном законодательстве не существует единого подхода ни к определению минимальной возрастной границы брачного возраста, ни к установлению обстоятельств, при наличии которого снижение возрастной границы возможно. Поскольку решение этого вопроса отнесено к компетенции регионов, то, как можно было заметить, в одних регионах перечень особых обстоятельств является исчерпывающим, например, в Вологодской, Мурманской, Орловской, Магаданской областях, в других - остается открытым, например, в республике Адыгея. В одних регионах установлена четкая нижняя граница брачного возраста, в других - нет. Такие обстоятельства, как рождение ребенка, беременность встречаются наиболее часто. В одних регионах, например, в Мурманской, Челябинской областях, Кабардино-Балканской Республике важным является срок беременности: 12, 22 месяца.
Необходимо внести изменения в названия отдельных региональных законов, исключив из названия указание на территорию. Поскольку закон субъекта в данных случаях распространяется исключительно на лиц, постоянно проживающих на данной территории. При сохранении таких формулировок в названиях законов ограничивается принцип выбора органа ЗАГС для осуществления государственной регистрации брака лиц, проживающих на территории другого субъекта.
Остается непонятной установление границы некоторыми регионами в 14, а некоторыми в 15 лет, то есть с разницей в 1 год. Причем она никакими статистическими данными не подкреплена, как не подкреплена социологическими опросами, медицинскими заключениями. А потому целесообразно в ст. 13 СК РФ установить нижнюю границу брачного возраста, а также для определенности указать открытый перечень особых обстоятельств.
Отметим, что и на муниципальном уровне при оказании такой государственной услуги, как выдача разрешения на заключение брака много противоречий. В частности, проанализировав Административные регламенты только двух районов Вологодской области, обнаружились такие несоответствия федеральному законодательству, как необходимость предоставления согласия родителей (законных представителей) на заключение брака несовершеннолетним. В Грязовецком муниципальном районе вообще отсутствие согласия одного из родителей является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Поэтому, считаем необходимым положения Регламента по предоставлению услуги выдачи разрешений на вступление в брак разработать на федеральном уровне, исключив нормы, которые не соответствуют положениям СК РФ.
|