Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца состоят в большом количестве нормативно-законное правовых актов, регулирующих данный законное правовой институт.
Верхним уровнем являются нормы международного законного права: Нормы международного законного права имеют приоритет перед национальным законодательством, если они ратифицированы, однако в
настоящее время имеется тенденция к снижению их роли, чего не должно происходить.
К важным международно-законное правовым актам можно отнести следующие.
Во-первых, это Декларация 1948 года, которая провозглашает, что
«каждый человек как член общества имеет законное право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22). В статье 25 Декларации закрепляется законное право человека на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам»10 .
Международный пакт об экономических, социальных и культурных законного права х, связанный с развитием норм Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее - Пакт). Участвующие в Пакте государства признают « законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни»11.
Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»12.
Конвенции Международной организации труда являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами Международной организации труда определенных национальным законодательством процедур, приобретают для них обязательную юридическую силу. Рекомендации Международной организации труда, как следует из самого наименования, не влекут возникновения юридических обязательств в отношении указанных государств. Как правило, они дополняют и конкретизируют принятые конвенции Международной организации труда. Вместе с тем нельзя не признать, что даже те документы Международной организации труда, которые не обладают обязательной юридической силой, оказывают значительное влияние на нормативные законное правовые акты государств - участников Международной организации труда.
В качестве примера назовем Конвенцию от 29 июня 1967 года № 128
«O пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий. Статья 36 Конвенции
№ 102 Международной организации труда «O минимальных нормах социального обеспечения» определяет «виды выплат (пособий) при утрате полностью либо частично трудоспособности потерпевшим, а также в случае потери кормильца. Единовременная страховая выплата и ежемесячная страховая выплата выплачиваются также лицам, имеющим законное право на возмещение в связи со смертью кормильца. Размер единовременной выплаты равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из среднего месячного заработка
застрахованного за вычетом его доли, приходящейся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих законного права на получение страховых выплат. Размеры ежемесячных выплат индексируются с учетом уровня инфляции, коэффициенты индексации и ее периодичность определяются правительством страны».13
«При повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания обеспечение предоставляется всем гражданам без каких-либо ограничений, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Круг членов собственной семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, в него включались все нетрудоспособные иждивенцы. До настоящего времени она не ратифицировалась ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы»14.
Известен своей деятельностью по выработке стандартов в сфере социального обеспечения Совет Европы. Его акты являются важными источниками международного законное правового регулирования социального обеспечения. При разработке этих актов Совета Европы, несомненно, принимались во внимание документы Международной организации труда как организации, действующей во всемирном масштабе.
Конвенции Совета Европы по законное правовой природе схожи с актами Международной организации труда. Они также являются многосторонними договорами, которые имеют обязательную юридическую силу для государств - членов Совета Европы при выполнении ими необходимых для этого процедур. Также Совета Европы издает рекомендации, которые не порождают обязательств, но все же отражают определенную степень согласия между всеми правительствами стран, входящих в Совета Европы, в отношении затрагиваемой проблемы. Отметим следующие акты Совета Европы, регулирующие вопросы социального обеспечения: Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и потере кормильца от 11 декабря 1953 года (ETS
№ 12); Европейский кодекс социального обеспечения от 16 апреля 1964 года (ETS № 48).
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной.
Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «O страховых пенсиях». Статья 10 данного закона называется «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца». В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии. В части первой статьи устанавливается возможность
получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи , которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.2 статьи, а критерий нахождения на иждивении – в части 3 статьи15.
Обратим внимание, что пенсия по потере кормильца может быть также государственной, назначаться в порядке, установленном федеральным законом «O государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Например, статья 7.1. указанного закона называется: «Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей» и гласит, что «Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов- космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, имевших звание «Летчик-космонавт СССР» или «Летчик-космонавт Российской Федерации», а также членам семей граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов- космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, погибших при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, назначается пенсия по случаю потери кормильца». Статья 8 данного закона содержит условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей. Пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «O пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Раздел 4 данного закона называется пенсия по случаю потери кормильца и определяет:
«Условия, определяющие законное право на пенсию по случаю потери кормильца, членов собственной семьи , имеющие законное право на пенсию, законное право на пенсию на льготных условиях, членов собственной семьи умершего, считающиеся иждивенцами, законное право на пенсию усыновителей и усыновленных, законное право на пенсию отчима и мачехи, пасынка и падчерицы, сохранение пенсии при вступлении в новый брак, размеры пенсии, минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца, надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, период, на который назначается пенсия, выделение доли пенсии, прекращение выплаты пенсии при утрате на нее законного права, порядок и сроки установления
инвалидности членам собственной семьи умершего»16.
Также пенсия по утрате кормильца регулируется ведомственными законное правовыми актами, например, Приказ Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374 (в редакции закона от 16.12.2014) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»17 ; Приказ ФТС России от 07.04.2010 № 708 (в редакции закона от 20.11.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов на выплату пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам
их семей»18; Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29.11.2011 № 152 «Об утверждении Временной Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей»19; Приказ МВД Российской Федерации от 27.05.2005 № 418(в редакции закона от 04.04.2011) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»20 ; Приказ ФСКН Российской Федерации от 09.01.2008 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям»21.
Важным в законное правовом регулировании пенсий по утрате кормильца является деятельность Конституционного суда Российской Федерации, например, Постановление от 19 ноября 2012 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации», пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона «O трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой». Предмет рассмотрения: законное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца супруги судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.
«Семья судьи находятся под особой защитой государства, так как в связи с деятельностью судьи по осуществлению законное правосудия они подвергаются рискам причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. В случае смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его собственной семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты. Однако не в полной мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с исполнением своих обязанностей. В таких случаях нетрудоспособным членам его собственной семьи устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Их размер определяется по общим правилам, как и членам семей других лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. То есть в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР. Названные пенсии членам семей судей назначаются в размерах, не соотносимых с заработной платой умершего кормильца за период исполнения им полномочий по должности судьи, на которую не начислялись страховые взносы в ПФР. Изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 174-ФЗ «O внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «O гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Решение об исключении зарплаты судей из базы для начисления страховых взносов в ПФР должно было приниматься законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семей судей, законное правовой статус которых производен от статуса кормильца, замещавшего должность судьи, отнесенную к государственным должностям Российской Федерации. В отличие от членов
семей граждан, которые замещали некоторые иные государственные должности Российской Федерации, им не устанавливаются такие выплаты, как ежемесячное пособие, ежемесячное денежное содержание (как, например, в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы). Вопреки конституционному принципу справедливости, члены семей судей поставлены в худшее положение по сравнению с членами семей лиц, замещавших другие государственные должности Российской Федерации.
В этой связи не соответствуют Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и ряд положений Закона № 173-ФЗ, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.
Федеральному законодателю предписано установить механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, который гарантирует им пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом в виде заработка»22.
Вывод: пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования. законное правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной. приведенный обзор со всей очевидностью подтверждает тезис о важнейшем значении федерального конституционного
законное правосудия для развития пенсионного законодательства и пенсионных прав граждан. Совершенно точно, что без постановлений и определений КС Российской Федерации отечественная пенсионная система выглядела бы, мягко говоря, несколько по-другому, а реализация гражданами пенсионных прав осуществлялась бы на иных условиях, которые сейчас признаны ухудшающими.
|