Проблемы, связанные с пенсией по потере кормильца нельзя оценивать отдельно от результатов пенсионной реформы. Мы оценили новый балловый порядок начисления пенсии, следует заметить, что в целом она имеет довольно много недостатков.
Во-первых, в России еще остается довольно много людей, которые в условиях кризиса и безработицы получают чёрную зарплату. Согласно статистическим данным, в России к ним относятся более половины работающего населения. К сожалению, для данной категории, рассчитывать пенсию будут только с белой зарплаты.
Во-вторых, люди, которые получают маленькие зарплаты должны будут работать не менее двадцати лет, чтобы получать возможность участвовать в новом порядке начисления.
В-третьих, те пенсионеры, которые работают на пенсии, должны будут либо бросить работу, либо не получать пенсию. Очевидно, что упадет их доход, уровень жизни соответственно.
В-четвертых, неработающие пенсионеры, даже если захотят поднять свой доход, работая, вряд ли найдут себе работодателя, которые захотят их трудоустраивать
В-пятых, ужесточились требования для пенсионеров.
В-шестых, стаж был увеличен в три раза. Теперь нужно не пять лет проработать, чтобы уйти на отдых, а все пятнадцать.
В-седьмых, в 2016 году не были разработаны процентные ставки, на которых должны увеличиваться фиксированная выплата и индивидуальный премиальный коэффициент, которые по своей природе предназначаются для граждан, получающим льготы и пособия, а также находящимися на полном государственном обеспечении.
В-восьмых, Методика расчета индивидуального пенсионного коэффициента является очень сложной для понимания простым гражданином. Поэтому неизбежен его поход в Пенсионный фонд.
В-девятых, Военные пенсионеры будут лишены части своих страховых взносов.
В-десятых, пенсии рассчитываются по сложнейшей формуле.
Соответственно, в настоящий момент пенсия по потере кормильца пока может быть и выросла на пять процентов, но в дальнейшем может и уменьшиться.
На практике возникает очень много спорных ситуаций, связанных с пенсией по утрате кормильца.
На практике очень многие граждане Российской Федерации, потерявшие кормильца из числа военнослужащий, погибших (умерших) в районе ведущихся боевых действий либо из числа погибших (умерших) пенсионеров, которые пока были живы считались ветеранами боевых действий, за защитой своих прав вынуждены обращаться в суд, и просить защитить их33 .
Они предъявляют иски к комиссариатам и просят пересчитать им размер пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на пункт «г» статьи 45
Закона. Здесь имеется ввиду период с 1 января 2008 года, когда данная пенсия увеличилась на 32 процента. Однако надо отметить.
Они ссылаются на часть1 статьи 46 Закона. Однако, данные граждане не помнят, что данное повышение пенсии введена в действие законно №319- ФЗ только с 01 января 2008 года.
Если при этом истцам пенсия назначалась раньше этого периода, то у истцов отсутствуют основания для назначения пенсии, и значит нельзя считать что ответчик, в лице которого выступает Пенсионный фонд не выполнил своих обязательств по расчету пенсий, и нарушил тем самым их законного права .
До того, как был введен в действие Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №319-ФЗ, т.е. до 01 января 2008 года у органа министерства обороны Российской Федерации, назначающего пенсию, отсутствовали необходимые законные основания, чтобы они могли законно решить вопрос о праве истцов на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно закону. При таких обстоятельствах у истцов отсутствуют основания для увеличения пенсии.34
С учетом того, что обстоятельством, влекущим повышением пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «Г» части 1 статьи 45 Закона, является отнесение кормильца к ветеранам боевых действий, такое повышение производиться с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии35.
Так как истцы приобрели законное право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения разница между новым и прежним размерами пенсии должна им выплачиваться со дня приобретения законного права на перерасчет размера пенсии не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона).
Согласно данной норме перерасчет данной пенсии носит лишь заявительный характер, то есть возможен только по заявлению граждан, получающих пенсионное обеспечение, и к данному заявлению прилагаются необходимые документы36 . Такое повышение данной пенсии производится с момента обращения лиц получающих данную пенсию в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии, что подтверждает Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, который утвержден Президиумом Верховного суда РФ 20 ноября 2013г. Итак, мы видим, что закон связал появление законного права на повышение размера пенсии как с наличием объективных условий для назначения пенсии, так и с личным заявлением гражданина о назначении и перерасчете пенсии 37.
Так было рассмотрено в судебном заседании дело по жалобе ответчика
- военного комиссариата на решение суда, которым постановлено :
Признать за М. законное право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.12.1993 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служу, службу в органах внутренних дел…»
Взыскать с военного комиссариата Липецкой области в пользу М. его недополученную пенсию за определенный период и обязать военный комиссариат Липецка выплачивать ответчику пенсию по случаю потери кормильца начиная с определенного периода времени с момента назначения данной пенсии с повышением на 32 процента расчетного размера пенсии. Указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12.12.1993
№ 4468-1.
Судебная коллегия рассмотрела все обстоятельства дела, и пришла к следующему выводу.
Истица М. пришла с иском в суда с учетом уточнений о наличии законного права на получение пенсии по случаю потери кормильца, и признании законного права на получение пенсии по случаю потери кормильца, признании ее сына М. ветераном боевых действий, и хочет взыскать с ответчика свою недополученную пенсию за определенный период и с учетом повышения на 32 процента в порядке, предусмотренным пунктом 45 Закона.
Истица свои требования обосновывает следующим образом. Когда-то ее сын был направлен в служебную командировку органами государственной власти Российской Федерации. Он принимал участие в боевых действиях. Истице связи с этим была назначена пенсия Министерством обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца без надбавок и повышений. Истица посчитала, что ответчик должен был произвести ей перерасчет назначенной пенсии, поскольку М. погиб в зоне боевых действий и он выполнял данное ему боевое задание.
Представитель ответчика военного комиссариата Липецкой области отказался признавать исковые требования, и говорит о том , что увеличение пенсии на 32 процента может быть осуществлено только по заявлению. Такое заявление истицей написано не было, и за надбавкой она обратилась намного позже. Суд вынес решение, которое мы привели выше.
В апелляционной жалобе ответчик военный комиссариат Липецкой области просит отменить решение суда, при чем ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального законного права .
Суд выслушал представителя ответчика, который в суде поддержал свою апелляционную жалобу, выслушал истицу, которая в суде возражала против вышеупомянутой жалобы, проверил материалы дела и обсудил доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части.
Статья 327 ГПК РФ гласит, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, которые изложены в жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы и представления.
В том случае, когда в порядке апелляционного производства обжалуется какая-то часть решения, то суд апелляционной инстанции должен проверить его законность и обоснованность именно в этой части.
Статья 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнослужащие, призванные на военные сборы, а также принимавшие участие соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Из материалов дела видится, что сын истицы был призван на военную служу военным комиссариатом Советского района города Липецка. В ходе проведения контртеррористической операции данный сын погиб. Суд принимая во внимание вышесказанное, учитывая данные свидетельства о смерти и приказ командира войсковой части об исключении Б их списков, а также то, что в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» предусмотрен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному , логичному, обоснованному выводу о том, что Б. относится к категории лиц, которые являются ветеранами боевых действий, и указаны в подпункте 1 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах».
Судебная коллегия посчитала, что дело содержит достаточные и бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что сын истицы принимал участие в боевых действиях при исполнении служенных обязанностей, при этом был вооруженный конфликт и его направили органы власти Российской Федерации в периоды, предусмотренные Перечнем.
Судебная коллегия установила, что пенсионное обеспечение лиц, происходит на основании закона.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца, которые назначает закон, в том числе размер которых минимальный, повышаются участникам Великой отечественной войны, ветеранам боевых действий из числа указанных лиц подпункте 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона
«О ветеранах» на 32 процента расчетного размера пенсии.
Таким образом, пункт «Г» части 1 статьи 45 Данного нормативно- правового акта определил круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий, и к числу таких лиц отнесены члены семей и ветеранов, бывших в военных действиях, и получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Однако, в материалах дела имелись сведения, что истице назначена пенсия по утрате кормильца, значит на истицу будут распространяться требования закона.
В то же время особенность данной нормы состоит в том, что она не устанавливает своего регулирования, касающегося определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. На основании вышеизложенного, применить пункт «г» части 1 статьи 3 и иным положениям ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ можно только в системной связи.
Подпункты с первого по четвертый ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27.11.2002 года №158-фз «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах» в подпункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ и в разделе три приложения к указанному нормативно-законное правовому акту были изменения внесены, согласно которым боевыми действиями на территории нашей страны будут признаваться выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чечне и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года , а также выполнение различных контртеррористических операций на территории Северного Кавказа в 1999году.
Соответственно лица, которые принимали участие выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01 января 2004 года, в связи с чем с этой именно даты члены семей ветеранов боевых действий, получающих пенсию по случаю потери кормильца, могут иметь законное право на ее повышение и согласно пункту «г» части 1 статьи 45 Закона.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно признал, что истица, которая является членом собственной семьи ветерана боевых действий, который получает пенсию по случаю потери кормильца, имеет полное законное право на ее повышением согласно пункту «г» части 1 статьи 45 Закона.
Однако, вывод суда о том, что законное право на перерасчет пенсии истица имеет с 01. 01.2004 года, судебная коллегия считает ошибочным в связи с нижеследующим.
Пункт «б» части 1 статьи 55 Данного нормативно-правового акта гласит, что перерасчет размера пенсий по случаю потери кормильца производиться со дня наступления определенных обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В том случае, когда пенсионер приобретает законное право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и старым размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения законного права на перерасчет размера данной пенсии ( части 2 статьи 55 Закона).
Таким образом, согласно приведенному закону перерасчет пенсий носит личностный заявительный характер, другими словами осуществляется на основании заявления пенсионера, к нему прилагаются все необходимые документы, которые будут подтверждать, что военный выполнял задание в условиях военного конфликта в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях в определенные периоды.
Поскольку изменения в пункте «г» статьи 45 Данного нормативно- правового акта предусматривают повышение пенсии на 32 процента вступили в силу с 2008 года, то отсутствуют основания считать, что при назначении пенсии истице ответчик не выполнил своих обязательств и не выполнил свою обязанность по расчету пенсии в соответствии с действующим законодательством, и тем самым нарушил законного права истицы.
Судебная коллегия учитывает, что на 01.01. 2013 года у органа, назначающего пенсию отсутствовали необходимые документы для решения вопроса о праве истицы на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством. Учитывая вышеназванные обстоятельства законное правовых оснований для взыскания в пользу истицы увеличенного размера пенсии с 01.01.2014 года отсутствуют. С учетом того, что законное правоустанавливающим фактом служило заявление в Пенсионные органы с заявлением о перерасчете.
Так как истица приобрела законное право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, между новым и прежним размером, пенсия должна выплачиваться со дня приобретения законного права на перерасчет
размера пенсии но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 50 Закона).
Сторонами не оспаривается, что за перерасчетом пенсии истица обратилась позже данного времени, на основании вышеизложенного пенсия повышенном размере ей должна быть установлена с этого времени, а перерасчет должен быть произведен по соответствующей схеме.
Судебная коллегия меняет решения в части дат, в остальных частях оставляет без изменения.
Также судебная практика содержит спорные вопросы назначения в том числе определения размера пенсий по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) о время прохождения военной службы по призыву военнослужащих.
Судебная коллегия по гражданским делам Томска рассмотрела дело по иску Т. к Пенсионному фону РФ о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной денежной выплаты по апелляционной жалобе Г. на решение Советского районного суда, установила нижеследующее.
Т. просит суд возложить обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной денежной выплаты с 01.02.2005 года по 06.09. 2012 года.
Обосновывая иск Т. указала, что ее сын Т. во время прохождения военной службы 24.06.1991 года был застрелен сослуживцами во время несения боевого дежурства. Однако, пенсия ей была назначена по случаю потери кормильца как родителю военнослужащего, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
Суд признал, что Т. имела законное право на назначение и получение пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, установленным пунктом
3 статьи 8 Федерального данного нормативно-правового акта «О
государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», которая не была ей назначена по вине пенсионного органа, поэтому пенсия по ее мнению должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения каким- либо сроком.
С учетом изложенного требования Т. о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной денежной выплаты с 01.02.2005 по 06.09.2012 подлежали удовлетворению.
Также на практике возникает опрос, не достаточно урегулированный законодательно. Утрачивает ли человека законное право на пенсию по утрате кормильца, когда он поступает учиться заграницу?
Обратимся к практике. Так, Т.Д. обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владикавказе, и обосновывал свой иск тем, что после смерти своего отца являлся получателем пенсии по потере кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
В октябре 2011 года истец была зачислен в Европейский университет города Барселоны (Королевство Испания) на программу бакалавра бизнес администрирования, где продолжает учится по настоящее время.
Когда Т.Д. достиг совершеннолетия выплата по потере кормильца прекратилась. Пенсионный фонд ответил матери истца, что выплата прекращена по той причине, что истец не направлялся для обучения за пределами Российской Федерации, а поступил иностранное образовательное учреждение самостоятельно. Считает, что указанная позиция противоречит нормам Конституции РФ, а также нарушает законное право Т.Д. на пенсионное обеспечение.
Исходя из материалов дела, а также как установлено судом первой инстанции, Т.Д. являлся получателем пенсии по потере кормильца до достижения им 18 лет.
Ссылка на то, что истец не имеет законное право на получение пенсии по случаю потери кормильца не соответствует действительности , поскольку, хоть ему и нет 23 лет, у истца отсутствует направление на учебу в иностранном учебном заведении в соответствии с международным договором РФ, не соответствует конституционным принципам РФ, поэтому отмену решения суда повлечь не может.
В пенсионном обеспечении соблюдение принципа равенства означает также запрет вводить не объективные и не разумные оправдания различия в пенсионных законного права х лиц, которые принадлежат к одной и той же категории, то есть запрещается по-разному обращаться с лицами , находящихся в сходных или одинаковых ситуациях, различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан законного права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, когда они объективно оправданы, обоснованы и преследуют цели , провозглашенные конституцией, а используемые законное правовые средства соразмерны им. Так гласит Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2007 №12-П.
Лица, которым самостоятельно поступили и обучаются в иностранных образовательных учреждениям имеют законное право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более, чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в образовательном учреждении другого государства в соответствии с международным договором РФ.
Иное обозначало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения прав на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 и 39 Конституции РФ.
Таким образом, установив, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа в выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца, суда первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Т.Д.
То, что ответчик в жалобе ссылается на то, что истец не имеет законного права на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения возраста 23 лет, в связи с отсутствием у него направления на учёбу в Европейский университет города Барселоны Испании, не влечет отмену решения суда, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений относительно иностранных образовательных учреждений.
Более того, лишение тех детей, кто поступил самостоятельно в иностранный вуз, и учится в нем на очном отделении, в отличии от других детей, может быть сочтено за дискриминацию38 .
Также студенты часто теряют пенсию по потере кормильца в связи с незнанием того, что нужно каждый год получать справку об учебе. Например, в сентябре 2014 года гражданин обратился в территориальный пенсионный фонд за пенсией, представив справку из общеобразовательного учреждения о зачислении на 1 курс по очной форме обучения.
В справке был указан номер и дата приказа обучения , а также начало данного обучения с 01.09. 2014 года.
В этом случае, пенсия по СПК будет выплачиваться только до 31.08.2015 года- один учебный год.
В том случае, когда позднее по данному пенсионному делу предоставляется справка об учебе, то пенсионный фонд прекращает все выплаты.
Если в течении трех месяцев не поступит справка о продолжении учебы, то пенсионное дело снимается с учета. При восстановлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца выносится решение об отмене распоряжения о восстановлении пенсии с 1 числа месяца, следующим за месяцем, в котором получены заявление и справка о продолжении учебы.
В данной ситуации получатель пенсии по СПК, который не предоставил справку об учебе, теряет в выплате пенсии по СПК. Также тот, кто не предоставил такую справку теряет в выплате за предыдущие месяцы.
Чтобы не терять данную пенсию можно назначить ее заново с учетом всех требований.
Также студенты часто не знают, что пенсия по утрате кормильца сохраняется в период нахождения студента в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, ведь за ним сохраняется статус обучающегося и следовательно учащимся очной формы обучения, находящимся в указанных отпусках, выплата данной пенсии происходит в общем порядке.
Мы считаем, что органам Пенсионного фонда нужно тщательней информировать граждан о их законного права х на пенсию по утрате кормильца.
Вывод: при реализации законного права на пенсию по потере кормильца мы выявили проблемы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий. Таким образом, есть проблемы ,связанные с повышением размерам пенсии по случаю потери кормильца, спорные вопросы назначения, в том числе определения размера пенсий по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) во время призыва. Можно прийти к выводу, что закон связывает возникновение законного права на повышенный размер пенсий по случаю потери кормильца как с наличием объективных причин для назначения пенсии, так и с личным заявлением гражданина о назначении пенсии.
Также на практике возникает вопрос, не достаточно урегулированные законодательно, утрачивает ли человек законное право на пенсию по утрате кормильца, когда он поступает учиться заграницу. Проанализировав данную
ситуацию мы пришли к выводу, что недопустимо отказывать студентам в нарушении их прав.
Также студенты, не предоставившие своевременно справку об учебе, теряют в выплате пенсии за пропущенные месяцы. Нужно больше информировать незащищенные слои населения об их законного права х.
В целом, в настоящий момент, размер пенсии по потере кормильца увеличен, но в будущем из-за недостатков балловой системы, он может быть уменьшен.
|