Нормативными актами, регулирующими специальную дисциплинарную ответственность работников, служат федеральные законы,
59
уставы и положения о дисциплине.
Расширение перечня актов,
регулирующих дисциплинарную ответственность работников отдельных отраслей, связано, прежде всего, со спецификой выполняемой ими трудовой функции. В категорию работников, на которых распространяется специальная дисциплинарная ответственность, попадают работники, чьи дисциплинарные проступки могут повлечь серьезные негативные последствия для широкого круга лиц.
Применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных специальной дисциплинарной ответственностью, для некоторых отраслей возможно не только во время исполнения трудовых обязанностей. Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения о расторжении трудового договора, может служить поведение работника не в рабочее время. Перечень отраслей, в которых действует специальная дисциплинарная ответственность, разнообразен. С.В. Авилин в исследовании предлагает классифицировать отрасли, в которых введена специальная дисциплинарная ответственность, следующим образом: физические (механические), физико-химические (радиоактивные), комбинированные .
Полагаем, что указанная квалификация может быть интересна с научной точки зрения как один из подходов к систематизации нормативных актов, в рамках которых регулируется специальная дисциплинарная ответственность. Мы придерживаемся точки зрения, что классификация должна проводиться по принципу характера деятельности. Предлагаем следующую классификацию:
Государственная гражданская служба.
Таможенная служба.
Судьи.
Транспорт.
Энергетика.
Субъектом специальной дисциплинарной ответственности является работник, на которого распространяют свое действие акты, регулирующие специальную дисциплинарную ответственность. В рамках специальной дисциплинарной ответственности предусмотрены также более широкий перечень оснований для привлечения к специальной дисциплинарной ответственности и расширенный перечень дисциплинарных взысканий.
С точки зрения трудового права вопрос выделения критериев отличия видов дисциплинарной ответственности на общую и специальную является дискуссионным. Например, О.И. Карпенко в своем исследовании отмечает следующие критерии:
круг субъектов ответственности;
более широкое понятие дисциплинарного проступка;
более строгие меры дисциплинарного взыскания.
Критерии дифференциации в своей работе приводит и В.Г. Самойлов:
состав субъектов;
источники правового регулирования;
виды дисциплинарного взыскания;
порядок применения мер дисциплинарной ответственности и снятия взыскания;
порядок обжалования примененных мер дисциплинарного взыскания .
В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева выделяют следующие критерии:
круг лиц, на которых распространяется;
более широкое понятие дисциплинарного (служебного) проступка;
меры взыскания;
определение объема дисциплинарной власти различных должностных лиц;
порядок применения дисциплинарного взыскания .
Детальный анализ критериев дифференциации приводит в исследовании С.В. Авилин. Выделение критериев он проводит, сравнивая типовые правила внутреннего трудового распорядка и нормативные правовые акты, в рамках которых происходит регулирование специальной дисциплинарной ответственности. По результатам проведенного анализа С.В. Авилин предлагает более широкий перечень критериев дифференциации специальной и общей ответственности:
круг лиц, на которых они распространяются;
уточнение специальных обязанностей ведущих групп работников;
более широкое понятие дисциплинарного проступка;
более строгие меры дисциплинарного взыскания, дифференциация их в зависимости от трудовой функции работника;
расширение оснований для продления сроков наложения дисциплинарного взыскания;
определение объема дисциплинарной власти различных должностных лиц;
установление сроков для обжалования дисциплинарных взысканий, рассмотрения жалоб.
В трудовом законодательстве определение понятия специальной дисциплинарной ответственности отсутствует. Выделенные критерии способствуют формированию определения специальной дисциплинарной ответственности в науке. Полагаем, что две основные категории, наосновании одной из которых строятся предлагаемые учеными определения специальной дисциплинарной ответственности, это:
работник отдельной категории;
особые условия работы, при которых необходимо введение специальных норм, регулирующих дисциплинарную ответственность.
Первую категорию использует в своей работе В.Г. Самойлов, который определяет специальную дисциплинарную ответственность как «вид и меру принудительного претерпевания работником отдельной категории лишения нематериальных благ, заключающееся в необходимости понести наказание за виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение свободно принятых им по трудовому договору специальных трудовых обязанностей».
Вторую категорию использует в исследовании М.Ю. Филиппова, определяя специальную дисциплинарную ответственность как «обязанность работников отдельных отраслей хозяйственной деятельности претерпеть дополнительные, по сравнению с установленными Трудовым кодексом, негативные для их личных благ последствия за виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, носящих особый характер».
Полагаем, что определение М.Ю. Филипповой является более обоснованным, ибо характер работ, закрепленных в трудовом договоре и должностных инструкциях, принятых в конкретной организации, накладывает специфику на характер трудовых отношений работника и на вид дисциплинарной ответственности, которая может быть к нему применена. Мы также считаем, что работник, получивший специфическое образование и навыки работы, не может являться по умолчанию субъектом специальной дисциплинарной ответственности, так как отсутствует гарантия, что работник будет работать по специальности. Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующее определение специальной дисциплинарной ответственности - это ответственность работника за совершенный дисциплинарный проступок, связанный со спецификой выполняемой им трудовой функции, предусмотренная федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, специальная дисциплинарная ответственность, регулируется законодательством, уставами и положениями о дисциплине.
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей:
кругом лиц, на которых она распространяется;
более широким понятием дисциплинарного (служебного) проступка;
-определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц;
порядком применения дисциплинарных взысканий.
Наиболее полно урегулированы эти вопросы в уставах о дисциплине работников некоторых отраслей экономики и в положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта. В этих нормативных правовых актах четко определен круг лиц, на которых они распространяются.
Следует отметить, что в законодательстве РФ отсутствует унифицированный акт, в рамках которого определяется специальная дисциплинарная ответственность работников. Регулирование производится в рамках отраслевого законодательства (федеральных законов, уставов и положений о дисциплине). Следовательно, специальная дисциплинарная ответственность работников регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня. В п. 5 ст. 189 ТК РФ закреплено требование о необходимости утверждения этих актов федеральными законами. Однако согласно ст. 423 ТК РФ указанные акты могут действовать на территории Российской Федерации (до приведения их в соответствие с ТК РФ) только в части, не противоречащей указанному кодексу. Введение нормы о специальной дисциплинарной ответственности обусловлено необходимостью реализации ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
По общему правилу, согласно ст. 194 ТК РФ, если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Полагаем, что в случае со специальной дисциплинарной ответственностью работника данный срок должен быть увеличен до двух лет. Наша позиция базируется на том, что увеличение срока действия будет больше дисциплинировать работника, а также предупреждать его от совершения новых дисциплинарных проступков.
Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на работника, закреплен в ст. 192 ТК РФ. Для отраслей, в которых действует специальная дисциплинарная ответственность, перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять к работнику, расширен. Однако их применение может быть затруднено. Например, в п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных для работников железнодорожного транспорта, расширен следующими дисциплинарными взысканиями:
а) «лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, моторовагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения»;
б) «освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства об охране труда, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы по основаниям, предусмотренным пунктом 17 настоящего Положения»;
в) «увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящего Положения».
Перечень дисциплинарных взысканий изложен в Приказе МПС России от 25 декабря 2000 г. № 30Ц, который практически утратил свою значимость в силу того, что пп. «в» п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ признан не соответствующим действующему законодательству. Тем самым значимость дисциплинарных взысканий специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта утрачивается.
Кроме того, необходимо отметить, что включение в нормативные правовые акты о дисциплинарной ответственности пунктов, аналогичных выше изложенным, может вступать в противоречие с ратифицированными в Российской Федерации Конвенцией № 29 Международной организации труда (далее - МОТ) «Относительно принудительного или обязательного труда» и Конвенцией МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» как имеющие признаки принудительного труда.
Работники метрополитена также сегодня подпадают под действие Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Вместе с тем работники метрополитена представляют собой самостоятельную категорию работников, для которых необходимо отдельное Положение о дисциплине. Наше мнение базируется на том, что между работниками метрополитена и железнодорожниками существуют значительные различия в трудовых обязанностях и в системе движения поездов.
Признаны незаконными, ущемляющими права работников и несоответствующими действующему законодательству.
В других отраслях экономики ситуация с нормативно-правовой базой, регулирующей специальную дисциплинарную ответственность, также идет с некоторым отставанием от реальности. Примером может служить Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. По своей структуре указанный акт составлен по структуре, типичной для такого рода нормативных правовых актов. Однако в нем отсутствует конкретный перечень работников, на которых он распространяет свое действие. В связи с этим складывалось впечатление, что его действие распространяется на всех работников предприятий, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. Между тем Перечень должностей (профессий) работников, на которых распространяет свое действие Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии, был принят только в 2013 г. Таким образом, в течение определенного промежутка времени (с 2011 до 2013 года) привлечение работников указанной отрасли к специальной дисциплинарной ответственности было практически невозможно, так как не был определен круг лиц, на которых распространяет свое действие данный Устав. На наш взгляд, ситуация складывалась непростая, потому что какие-либо нарушения эксплуатации объектов данной отрасли могли повлечь катастрофические последствия не только локального, но и мирового масштаба. При этом специальных дисциплинарных взысканий, предусмотренных Уставом, никто из виновных не понес бы.
Специальную дисциплинарную ответственность несут государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственный служащий несет ответственность за должностной проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в т.ч. однократное нарушение дисциплины в системе государственной службы. К последнему относится нарушение федеральных законов, указов президента РФ, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.
Регулирование дисциплинарной ответственности медицинских и фармацевтических работников, как мы полагаем, необходимо также проводить в рамках отраслевого нормативного правового акта. Вопрос о разработке специального нормативного правового акта, регулирующего дисциплину работников данной категории, обсуждался еще во времена СССР. Рассматривались вопросы о разработке дисциплинарного устава медицинских и фармацевтических работников. Одновременно высказывались предположения о преждевременности разработки подобного нормативного правового акта, так как борьба с негативными явлениями, имеющими место в здравоохранении СССР, должна идти по пути использования демократических методов.
Между тем совершенно очевидно, что медицинские работники обязаны работать в условиях строго соблюдения дисциплины труда, ибо от их четких, отлаженных, своевременных действий зависят жизнь и здоровье пациентов.
Таким образом, становление института специальной дисциплинарной ответственности в большинстве случаев обусловлено жизненной необходимостью. Ряд отраслей экономики сегодня в полной мере использует требования к работникам и применяет специальные дисциплинарные взыскания, выработанные еще советским законодательством. Некоторые из них устарели. В ряде отраслей необходимо произвести адаптацию актов, регулирующих специальную дисциплинарную ответственность, в соответствие с современными реалиями. По некоторым отраслям необходимо принятие актов, регулирующих специальную дисциплинарную ответственность работников.
|