Понятие ИПО неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Со временем выявилось, что некоторые виды материальных объектов могут быть опасны для окружающих, если потерять над ними контроль. В результате возможно неосторожное причинение вреда, а также использование ИПО для умышленных преступлений.
Первые шаги введения института ИПО в России были сделаны в XIX веке. В Своде законов гражданских 1832 г. в ст.683 была установлена ответственность собственников железнодорожных и пароходных предприятий за вред, причиненный жизни и здоровью при эксплуатации железных дорог и пароходных сообщений.
В Гражданском кодексе СССР 1922г. появляется понятие «деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих». Ст.404 этого кодекса содержала перечень лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих и ответственных за вред, причиненный ИПО. К ним относились: торговцы горючими металлами, держатели диких животных, лица, занимающиеся строительством и так далее. В последующих кодексах законодатель просто повторял эту норму с некоторыми изменениями.
Понятие «источник повышенной опасности» появилось только в современном ГК РФ, во второй части, принятой в 1996 г. В статье 1079 ГК РФ содержится перечень видов деятельности, создающих повышенную опасность для окружающих. Как и в предыдущих НПА в ГК РФ используется только понятие, но не раскрывается его значение.
В уголовном праве институт ИПО начал зарождаться чуть позже, чем в гражданском законодательстве. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. впервые появляется уголовная ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств. Например, была установлена ответственность за ненадлежащее содержание железнодорожных путей, за нарушение правил управления локомотивами и так далее.
В конце XIX века с развитием науки и техники совершенствуются и уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за вред, причиненный ИПО.
В Уголовном уложении 1903г. значительно расширился перечень ИПО, хотя само это понятие до сих пор не применялось. Так ст. 562 предусматривала уголовную ответственность за повреждение чужого имущества поджогом, взрывом или потоплением. Преступлением считалось хранение яда ненадлежащим лицом. В главе десятой к ИПО отнесены взрывчатые вещества, дикие звери, паровые котлы, транспортные средства, собаки и другие животные. По данному Уложению уголовная ответственность за вред, причиненный ИПО, назначалась только при наличии умысла. За неосторожное причинение вреда, связанное с использованием ИПО, предусматривалась только гражданско-правовая ответственность.
Далее институт ИПО получил свое развитие в советском законодательстве. В начале советского периода нормативно-правовые акты были направлены, прежде всего, на борьбу с контрреволюционными преступлениями, преступлениями против государственной власти, поэтому преступлениям, связанным с эксплуатацией ИПО внимание уделялось только в сфере борьбы с вредительством. Прежде всего, уголовно-правовые нормы были направлены на охрану железнодорожного транспорта. В 1920г. было издано Положение о революционных военных железнодорожных трибуналах, которое устанавливало ответственность за нарушение правил эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе ответственность служителей железнодорожных предприятий за преступное нарушение ими своих служебных обязанностей.
До 1922 г. суды при вынесении решений пользовались декретами, которые в сфере ответственности за нарушение правил эксплуатации ИПО устанавливали ответственность за посягание на безопасную работу разных видов транспорта (Декрет СНК от 17 января 1921 г. «О воздушных передвижениях», Декрет СНК от 5 сентября 1921 г. «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих по Российским флагом» и др.). Как мы видим, большое внимание как ИПО уделялось транспортным средствам.
1 июня 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс. Он предусматривал две группы преступлений, связанных с ИПО: преступления против трудовых прав и транспортные преступления. Например, ст.156 устанавливала уголовную ответственность за заведомое допущение работника к работе при таких условиях, при которых существует опасность причинения вреда его жизни или здоровью. Ст. 217 устанавливала ответственность за несоблюдение или нарушение правил горной промышленности. В данном УК в ст. 147 предусмотрен такой состав преступления как убийство по неосторожности в результате сознательного отступления от правил предосторожности.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. недалеко ушел от своего предшественника, никаких новых норм в сфере ИПО принято не было.
В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 23 января 1931 г. «Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта» получила развитие норма о нарушении правил эксплуатации транспортных средств. Вводилась уголовная ответственность за нарушение работниками транспорта правил движения, недоброкачественный ремонт и др., если это вызвало или могло вызвать повреждение или уничтожение подвижного состава, путей и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми 17 июля 1935 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об ответственности за нарушение производственно-технической дисциплины и условий работы на взрывоопасных производствах». Этим постановлением была установлена уголовная ответственность за нарушение правил, служащих для обеспечения безопасности производства, например, за курение во взрывоопасных цехах. Санкция за подобные деяния увеличивалась для лиц, отвечающих за технико-производственную дисциплину. Таким образом, впервые уголовное законодательство применяет нормы, направленные на предотвращение исключительно опасных последствий в связи с управлением ИПО.
В 1935 г. в связи с развитием гражданской авиации система транспортных преступлений была дополнена новыми составами преступлений. Воздушный кодекс СССР 1935 г. устанавливал ответственность работников гражданской авиации за нарушение служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, несчастные случаи с людьми.
В 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства СССР, а в 1960 г. — Уголовный кодекс РСФСР, что повлекло изменения в уголовном законодательстве в области уголовно-правовой регламентации применения ИПО.
УК 1960 г. многие составы преступления были декриминализованы. Например, законодатель исключил нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил труда работниками транспорта и авиации. Зато была введена ст.85, которая устанавливала ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если это привело к тяжким последствиям или повлекло угрозу таких последствий. Но эта статья, как и в предыдущем кодексе в качестве субъекта выделяла работников железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а ст.211 устанавливала ответственность за аналогичное преступление, совершенное лицом, управляющим транспортным средством. Без изменений остались статьи предыдущего кодекса, предусматривающие ответственность за нарушение правил безопасности горных, строительных работ, на взрывоопасных предприятиях и так далее. В УК РСФСР 1960 г. впервые используется термин «источник повышенной опасности». Ст.150 предусматривала ответственность за неосторожное повреждение или уничтожение чужого имущества, повлекшее тяжкие последствия в результате неосторожного обращения с огнем и иными источниками повышенной опасности.
Анализируя УК РСФСР 1960г., можно сказать, что, как и в предыдущих уголовно-правовых нормах, большое внимание законодатель уделяет правилам безопасности на транспорте. Но появляются нормы, регулирующие оборот взрывчатых веществ и оружия. Самого института источника повышенной опасности не было, но исходя из смысла статей, к таковым также можно отнести яды и радиоактивные материалы.
Таким образом, зарождение института ИПО в России приходится на середину XIX века и постепенно с развитием теории уголовного права и прогрессом науки и техники происходит эволюция данного института, которая продолжается и в настоящее время, так как наука продолжает развиваться и появляются все новые и новые ИПО.
Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных стран в области использования источников повышенной опасности.
Проблемой ИПО занимаются не только в РФ, но и в других странах и даже на международном уровне.
В зарубежных странах, данным вопросом, как и в РФ, занимаются, в основном, цивилисты. Мы попробуем проанализировать уголовное законодательство разных стран для сравнения норм, устанавливающих ответственность за вред, причиненный ИПО.
Термин «источник повышенной опасности» не является универсальным для разных стран мира. В уголовном праве и судебной практике других стран можно встретить такие понятия как «опасная деятельность», «особая опасность», «характерный риск» и так далее. Многие страны вообще не употребляют специальные термины для обозначения деятельности или объекта, представляющего повышенную опасность. В Китае, например, используется термин «опасные действия», а в Аргентине «предметы, представляющие повышенную опасность». В скандинавских странах опасные объекты или деятельность никак специально не обозначаются.
В отличие от УК РФ, в уголовном законодательстве некоторых стран предусмотрены нормы, устанавливающие ответственность за умышленное применение ИПО в преступных целях. Например, ст.115 УК Китая устанавливает ответственность за поджог, затопление, взрыв, применение отравляющих веществ или совершение иных опасных действий, повлекшие за собой человеческие жертвы, тяжелые увечья или смерть, либо причинивших серьезный ущерб государственному или частному имуществу. То есть, в Китае умышленные преступления, совершенные посредством ИПО выделены в отдельный состав преступления. На наш взгляд, это правильная позиция законодателя, так как умышленное использование ИПО в преступных целях может привести к более серьезным последствиям, чем рассчитывает преступник и это требует более жесткого наказания.
На наш взгляд структура УК Китая в плане преступлений, связанных с использованием ИПО, представлена наиболее удачно, так как все преступления в этой сфере расположены в одной главе «Преступления против общественной безопасности».
Еще одной особенностью китайского уголовного законодательства является то, что в УК Китая не предусмотрена уголовная ответственность за неосторожные преступления с использованием ИПО.
В УК Франции в особый состав преступления выделено отравление. Так, в статье 221-5 установлена ответственность за посягательство на жизнь другого человека посредством применения или предписания веществ, способных повлечь смерть человека, и образует отравление. Помимо умышленных преступлений с использованием ИПО против личности, во Франции установлена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества в результате взрыва или пожара, вызванного неисполнением обязанности по обеспечению безопасности или по соблюдению предосторожности, возложенной законом или регламентом. Анализируя УК Франции, можно все преступления, совершаемые с использованием ИПО, отнести к группе преступлений, связанных с умышленным или неосторожным нарушением правил безопасности. Несмотря на то, что изначально состав преступления, связанный с ИПО, предусматривает неосторожную форму вины, во французском уголовном законодательстве, в каждой статье есть оговорка, которая устанавливает более строгое наказание за те же деяния, совершенные умышленно.
В США более сложная структура уголовного законодательства. Помимо федерального законодательства, в каждом штате есть свой Уголовный кодекс.
В американском законодательстве деятельность либо объекты, представляющие повышенную опасность, никак не определяются и учитываются как способы совершения преступления.
В отношении ИПО в разных штатах имеются существенные отличия. Так, УК штата Калифорния делит убийство на две степени. Согласно ст.189 тяжкое убийство первой степени образуют убийства, совершенные с помощью разрушающего устройства или взрывчатого вещества, боеприпасов, отравления, пытки, захвата поезда и так далее. В УК Нью-Йорка и УК Техаса убийство, совершенное вышеупомянутыми способами, в отдельный состав не выделяется и относится к тяжкому убийству второй степени.
В большинстве стран Восточной Европы и странах СНГ вопрос, связанный с использованием ИПО как орудия преступления регулируется так же, как в России, то есть уголовная ответственность предусмотрена только за неосторожное причинение вреда.
В зарубежных странах большое внимание уделяется защите права трудящихся на безопасные условия труда. Так, в УК Испании, УК Польши есть специальные разделы, включающие преступления против трудовых прав. В этих же разделах предусматривается ответственность за нарушение правил безопасности на специальных объектах (горные, строительные работы, объекты атомной энергетики и так далее). В других странах данные составы преступлений содержатся в разделе «Преступления против общественной безопасности» (РФ, Болгария, Узбекистан). Уголовное законодательство ряда зарубежных стран вообще не устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности при осуществлении опасных работ. Это такие страны как Япония, Швеция, Нидерланды.
В отношении опасных веществ уголовное законодательство большинства стран имеет много общего. Почти во всех уголовных кодексах преступления, связанные с нарушением правил обращения с опасными веществами расположены в разделе преступлений против общественной безопасности. Перечень таких преступлений довольно обширен.
В уголовном праве ряда зарубежных стран перечень преступлений в данной сфере гораздо шире, чем в РФ. Например, в УК ФРГ предусмотрена уголовная ответственность за создание опасности взрыва при использовании ядерной энергии (§307); злоупотребление ионизирующими лучами (§309); высвобождение ионизирующих лучей (§311); изготовление ядерно-технической установки с допущением ошибки (§312) и другие.
Анализируя уголовное законодательство зарубежных стран в области нарушений правил обращения с опасными веществами, можно сделать вывод, что большая часть составов преступлений связана с ядерными и радиоактивными материалами. Это связано с особой опасностью данных веществ и вредом, которые они могут причинить. Яркими примерами могут служить аварии на Чернобыльской АЭС 1986, последствия которой до сих пор полностью не устранены или авария на Фукусиме в Японии 2011 г.
В некоторых странах в уголовных кодексах содержатся специальные разделы или главы, которые устанавливают уголовную ответственность за нарушение правил обращения с атомной энергией. Так, в УК Болгарии выделен раздел «Преступления, совершенные при использовании атомной энергии в мирных целях», а в УК Испании есть отдел «О преступлениях, связанных с ядерной энергией и ионизирующей радиацией».
На наш взгляд, особое внимание следует обратить на преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, так как это наиболее часто совершаемые преступные деяния в области использования ИПО. По данным «Глобального доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г.» Всемирной организации здравоохранения, несмотря на улучшения в области безопасности дорожного движения, в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает около 1,25 млн. человек.
Зарубежные страны по-разному регулируют общественные отношения в области безопасности движения и эксплуатации транспорта. Так, по УК Дании и некоторых других стран транспортные преступления включены в разделы, касающиеся общественной безопасности. Во Франции и Великобритании действует специальный закон — Дорожный Кодекс.
Во многих странах, включая Россию, в Уголовном кодексе выделена специальная глава или раздел, посвященный транспортным преступлениям. В УК РФ данным преступлениям посвящена глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». В УК Швейцарии раздел 9 «Преступления и проступки против общественного транспорта», в УК Японии глава 11 «Преступления, состоящие в нарушении движения транспорта» и другие.
Исследование уголовного законодательства зарубежных стран в области транспортных преступлений показало, что многие зарубежные законодатели делят транспортные преступления на группы в зависимости от вида транспорта. Поэтому данные преступления подразделяются на деяния, нарушающие правила железнодорожного, воздушного, водного и сухопутного транспорта.
В некоторых странах применяются универсальные нормы об ответственности за нарушение правил безопасности на всех видах транспорта. Так, ст. 116 УК Китая устанавливает уголовную ответственность за «повреждение поезда, автомобиля, трамвая, корабля, воздушного транспортного средства, способное привести к крушению…». Подобные универсальные нормы используются в УК Польши.
Таким образом, анализируя уголовное законодательство зарубежных стран в области использования ИПО как средства совершения преступлений, мы пришли к выводу, что многие страны в этой сфере имеют много общего. Но есть и существенные различия. Например, в отличие от РФ, некоторые зарубежные законодатели устанавливают уголовную ответственность за умышленные преступления, совершенные с помощью ИПО, что является, по нашему мнению, положительной практикой. На наш взгляд, законодатели зарубежных стран более детально подошли к регулированию общественных отношений в сфере применения ИПО. Есть составы преступлений, за которые в РФ ответственность не установлена. Так же как и в России в зарубежных странах особое внимание уделяется регулированию общественных отношений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта. Но в связи с развитием ядерных технологий многие зарубежные государства расширяют уголовное законодательство в этой области. Например, в УК ФРГ выделено гораздо больше составов преступлений в области использования радиоактивных веществ, чем в УК РФ. Мы считаем, что российскому законодателю необходимо использовать зарубежный опыт в области преступлений, связанных с использованием ИПО в плане систематизации данных преступлений.
|