В сегодняшнее время в науке не сложилось однозначного и единого понимания природы исполнительного производства. Все точки зрения по этой теме можно разделить на три группы. Первая определяет исполнительное производство как конечную стадию гражданского процесса. Вторая точка зрения определяет что исполнительное производство – это часть административного правоведения. Третья группа единомышленников, чьи мнения сошлись на том, что исполнительное производство – отдельная отрасль права.
Исполнительное производство можно определить как процесс принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, которым при осуществлении полномочий предоставлено право возлагать на лиц имущественного оборота обязанности по передаче другим лицам (организациям, гражданам) имущества, денежных средств или совершения в их пользу определенных действий.
В ходе исполнительного производства совершается правоприменение, специальные субъекты уполномоченные законом могут в принудительном порядке реализовать те предписания, которые указаны в судебных и иных актах, налагающие на участников правоотношений имущественные обязательства. Этот вид правоприменительной деятельности осуществляется специальным уполномоченным субъектом. Отличие от судопроизводства заключается в том, что исполнительное производство не разрешает спор по существу, поэтому это производство является исполнительным. Исполнительное производство тесно связанно с судебным процессом, является продолжением судопроизводства.
Цель исполнительного производства заключается в том, чтобы исполнить решение вынесенное судом или другим органом, принудительно его исполнить, имея специальные законные инструменты. Объектом исполнения могут быть судебные акты, а также акты органов, но только тех которым дано право возлагать на граждан обязанности на совершение тех или иных действий или воздержание от их совершения.
Исходя из определения можно сформулировать основные признаки исполнительного производства:
принудительный характер, т.е. использование мер принуждения, независимо от поведения и воли участников. Такие меры принуждения как: обращение взыскания на имущество должника; обращение взыскания на заработную плату пенсию, стипендию; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов.
осуществление специальными уполномоченными субъектами: судебными приставамиисполнителями, а также иными органами государственной власти.
имущественные предписания, а точнее акты, предписывающие субъектам совершить или не совершать определенные действия.
-формальный характер, т.е. осуществляется в установленных законом формах.
Также необходимо рассмотреть вопрос о предмете исполнительного производства, какие предписания необходимо выполнить для осуществления исполнительного производства.3 В ходе исполнительного производства предписания имущественного характера реализуются, и они выражены в специальных правоприменительных актах:
Судебные акты. К ним необходимо отнести правоприменительные акты, которые вынесены судами общей юрисдикции, кроме приговоров выносимых по уголовным делам. Такие предписания как определения, решения и постановления, которые выносятся при рассмотрении не уголовных дел. Аналогичные акты арбитражных судов тоже могут выступать в качестве предписаний. Также основанием для исполнительного производства может служить судебный приказ – это особый правоприменительный акт без рассмотрения спора, когда суд налагает на субъекта обязанности правомерность которых никто не оспаривает. Также можно отнести и решения международных органов по правам человека.
Обязывающие акты. Это те акты, которые устанавливают обязанности имущественного характера на участников правоотношений. К ним можно отнести правоприменительные акты, вынесенные органами исполнительной власти: постановления об имущественных взысканиях органов или должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении .
Частные акты. Это акты, которые выносят частные лица, которые не являются представителями государственной власти. К этой группе можно отнести соглашение об уплате алиментов. Следует вывод, что такие акты являются делегированного правоприменения, т.к. их лица реализуют полномочия по наложению обязанностей на других лиц правоотношений. Легитимность может следовать из нотариального удостоверения, которое подтверждает законность договора.
Акты, которые могут принудительно исполняться и стать основанием для возбуждения исполнительного производства указаны в перечне актов в ст. 7 ФЗ № 229 "Об исполнительном производстве". Необходимо выделить критерии, которым должны отвечать основания для возбуждения исполнительного производства:
Имущественный характер предписаний. Предписания предполагают имущественные обязанности. Они могут содержать предписания о передаче имущества или выплате денежных средств в количестве и размерах указанных в исполнительном листе. Эти предписания могут обязать совершить определенные действия, которые повлекут имущественные последствия. Такие последствия могут повлечь для одних лиц доходы, для других – расходы. В качестве примера можно выделить такие процедуры как восстановление на работе, выселение из жилого помещения, вселение в жилое помещение.
Преюдициальное подтверждение правомерности требований в актах подлежащих принудительное исполнение. Предписания, которые выступают основанием для возбуждения исполнительного производства, могут быть основаны только на праве и являются формой правореализации. Судебный акт устанавливает презумпцию правомерности в этом акте предписаний, которые являются обязательными пока такой судебный акт не будет отменен. Хочу отметить, что на данный момент детальность правового регулирования принудительной реализации судебных актов говорит о том, что судебные предписания являются более распространенные в перечне оснований, чем иные предписания. Необходимо принимать во внимание и учитывать юридическую практику. Полномочия по подтверждению легитимности имущественных прав возлагается на государственные органы наделенные компетенцией осуществления имущественных взысканий. Но полномочия таких государственных органов строго ограничена их компетенцией и сферой деятельности.
Указанные выше критерии могут использоваться для установления принудительной реализации актов, которые перечислены в ФЗ № 229 "Об исполнительном производстве".
Также необходимо выделить основные стадии исполнительного производства и определить их понятие. Понятие «стадия» в рамках исполнительного производства достаточно часто используется в практике и в научной литературе.
Вопросы о стадиях в исполнительном производстве в настоящее время остается одним из наименее изученных и разработанных в теоретическом плане. Единого мнения пока не выработалось, так как на основе законодательства можно определить такие стадии только условно. Научная разработка этой проблемы требует определение сущности самой стадии исполнительного производства, критериев выделения, классификацию стадий, определение целей для каждой стадии.
В исполнительном производстве можно выделить четыре основных стадии:
1). Возбуждение исполнительного производства. Задачей этой первой стадии является создание формальных оснований исполнительного производства. На данной стадии происходит выдача исполнительного документа, который направляется в службу судебных приставов, после чего судебный пристав- исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
2). Подготовка к проведению исполнительных действий. Задачей второй стадии является создание условий для правомерного осуществления мер принудительного исполнения. Данные действия можно разделить на три группы:
направленные на добровольное исполнение должником предписаний судебных и иных актов; указание сроков на добровольное исполнение; предъявление должнику требований.
установление местонахождения должника и его имущества.
- иные действия, обеспечивающие осуществление мер принудительного исполнения.
3). Осуществление исполнительных действий. Задачей третей стадии исполнительного производства является применение предусмотренных законом мер принудительного исполнения имущественного и неимущественного характера. К ним можно отнести такие меры: обращение взыскания на имущество должника; обращение взыскания на доходы должника; выполнение предписаний судебных и иных актов; иные меры принудительного взыскания. В процессе совершения исполнительного действия возможен перерыв и приостановка исполнительного производства.
Это самая важная стадия исполнительного производства т.к. в ходе ее проявляется сущность всего процесса производства. Это можно объяснить тем, что данная стадия получила более детальную регламентацию, чем остальные.
4). Окончание исполнительного производства. Это четвертая стадия и заключительная в исполнительном производстве. Задачей этой стадии является достижение результата совершения исполнительных действий, их закрепление либо обеспечение правомерного окончания без фактического исполнения исполнительного листа.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что исполнительное производство представляет собой особый процесс применения норм права, имеющий четко выраженные цели, внутреннюю структуру, характеризуется единой логической связью и единством целей его компонентов.
Андреева Т. К. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве (постатейный) / Т. К. Андреева, Е. А. Борисова, Е. В. Кудрявцева. - Москва: Городец, 2012. С. 48-49.
Винниченко Н. А. Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве / Н.
Исполнительное производство – это самостоятельная система правоотношений, которая отличается от иных общественных отношений, регулируемых нормами права. Поэтому из-за наличия таких характерных признаков нельзя отнести исполнительное производство к гражданско-процессуальным отношениям.9 Исполнительное производство не похоже по своим чертам и не соответствует этим системам. Суд не является необходимым субъектом исполнительных правоотношений, который в свою очередь является главной фигурой в гражданском и арбитражном процессе. В исполнительном производстве имеет место обширный круг субъектов главным из которых является – государственный орган исполнительной власти служба судебных приставов.
Можно сделать вывод, что исполнительное производство можно определить как самостоятельный предмет правового регулирования. Это особый формальный процесс, имеющий особую форму правоприменения. В пользу того, что исполнительное производство не является частью гражданского или арбитражного процесса, можно привести следующие доводы:
определенная специфика предмета и метода правового регулирования;
наличие специального законодательства об исполнительном производстве;
субъекты, т.е. участники правоотношений, отличаются от субъектов гражданского и арбитражного процесса;
предмет деятельности судебного приставаисполнителя – это принудительная реализация прав субъекта, которые являются объективно бесспорными; сторонами являются должник и взыскатель;
в исполнительном производстве могут быть исполнены судебные акты, акты иных органов и должностных лиц.
Как отрасль юридической науки, исполнительное производство имеет общий объект изучения – закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, методы изучения. Под предметом нужно понимать закономерности возникновения, развития и функционирования органа исполнительной власти – служба судебных приставов, взаимодействие с другими государственными и негосударственными органами. Нужно понимать, что закономерности возникновения, развития и функционирования органов исполнительного производства могут быть предметом для изучения других отраслевых наук.
Результаты науки исполнительное производство закрепляются в первую очередь в монографиях, научных публикациях которые в свою очередь в отличие от учебников и другой литературы отражают систему и структуру этой науки, а не учебную программу. Особое место среди результатов научной деятельности занимают научные концепции и доктрины, получившие официальное признание.
|