Израиль обладает следующими чертами клерикального государства:
участие раввината в политической жизни страны, в том числе, посредством представительства в публичных органах (например, в местных религиозных советах);
наделение раввината правом отправления функций публичных служб (например, в Израиле признаётся исключительная компетенция религиозных судов при решении бракоразводных дел);
религиозные организации (раввинат) вправе требовать соблюдения государственными органами и организациями некоторых религиозных предписаний (например, выдача раввинатом сертификатов Кашрута);
наличие общинных религиозных судов, с ограниченным в своей компетенции кругом субъектов и полномочий, связанных с определением личного статуса (еврейских, мусульманских, бедуинских, друзских, черкесских и др.);
На первый взгляд, данные черты позволяют охарактеризовать Израиль как моноконфессиональное клерикальное государство. Однако главная особенность его состоит в том, что при несомненно большом влиянии иудейских религиозных организаций и норм в стране действуют и иные религиозные нормы, распространяющиеся на лиц соответствующей конфессиональной принадлежности. Например, в качестве законного брака рассматривается как брак, заключённый в соответствии с иудейскими религиозными нормами, так и брак, заключённый в мусульманской или христианской общине. Исходя из этого представляется целесообразным относить Израиль к поликонфессиональному типу клерикальных государств с неравным правовым статусом иудейской, мусульманской и христианской церквей.
Анализ взаимоотношений религии и государства в Сирийской Арабской Республике позволяет признать данное государство клерикальным и поликонфессиональным. Следует при этом отметить, что сирийская модель клерикального государства не является абсолютно уникальной. В целом она аналогична модели, сложившейся в Израиле, и характеризуется, в частности, следующими чертами:
в судебной системе действуют суды религиозных общин, которые руководствуются при разрешении споров религиозными нормами;
сферой компетенции данных судов являются вопросы личного статуса;
религиозные нормы являются источником права, и это закреплено на конституционном уровне.
В то же время есть и существенные отличия от израильской модели:
религиозные организации не наделены в Сирии такими широкими полномочиями, как аналогичные религиозные организации в Израиле (Верховный раввинат); в то же время религиозные суды в Сирии обладают компетенцией аналогичной той, которой обладают религиозные суды в Израиле, включающей, например, разрешение вопросов, связанных с личным статусом;
Конституция требует, чтобы Президент страны был мусульманином;
высшая государственная власть фактически принадлежит (с некоторыми оговорками) одному из религиозных меньшинств страны – алавитам (одной из шиитских сект): они занимают ключевые посты в армии, правительстве и правящей партии Баас.
Как видно, в некоторых аспектах конституционного устройства Сирии по сравнению с Израилем имеется крен к секуляризму, а в некоторых – в сторону клерикализма. Следует отдельно отметить, что общественное мнение в Сирии относительно вопроса правового и политического статуса религиозных организаций остается разделенным.
Соотношение религии и государства в Ливанской Республике характеризуется наличием:
квотирования в Парламент и другие государственные органы по этно-религиозному признаку;
наличием общинных религиозных судов с ограниченным в своей компетенции кругом субъектов и полномочий, связанных с определением личного статуса;
наличием квази-государственных этно-религиозных общинных организаций.
В конституционном праве этого государства присутствуют нормы и принципы поликонфессионализма. Их отмена декларируется в конституционных поправках 1990 года, то есть стремление к их полному упразднению заявлено лишь как генеральный вектор. При этом наряду с желанием многих сил к принятию реальных мер по деконфессионализации политического режима, созданию светских структур национального государства и, соответственно, секуляризации конституционного законодательства Ливанской Республики, некоторые политические партии стремятся к построению клерикального исламского государства (в частности, Хезболла). В условиях дестабилизации многих стран Ближнего Востока и состоявшегося прихода к власти в некоторых из них исламистских сил возможны и коренные изменения внутриполитической обстановки и в Ливане, способные повлечь укрепление клерикального государства, причем с креном к моноконфессионализму.
Из всех проанализированных в настоящем диссертационном исследовании государств наибольшей степенью клерикализма обладает Иордания. К элементам клерикализма в данном государстве относятся следующие:
трон Королевства может занимать только мусульманин, рождённый законной женой от мужа мусульманина;
в судебной системе Иордании функционируют религиозные суды (аль-махаким ад-динийя); религиозные суды подразделяются на суды шариата и советы иных (немусульманских) религиозных общин; судьи в шариатские суды назначаются из числа улемов – мусульманских богословов; решения шариатских судов первой инстанции могут быть обжалованы в шариатских апелляционных судах, а решения последних – в Высшем суде Иордании;
суды шариата рассматривают дела, связанные с разрешением следующих вопросов:
вопросы личного статуса мусульман;
вопросы выкупа за кровь (ад-дийя) в случаях, когда обе стороны являются мусульманами либо когда лишь одна из сторон является мусульманином, но обе стороны согласны на рассмотрение дела шариатским судом;
вопросы, относящиеся к мусульманским вакфам (аль-авкааф аль-исламийя), под которыми понимается движимое и недвижимое имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные, благотворительные, общественные цели.
сфера исключительной компетенции советов религиозных немусульманских общин, выступающих в качестве судебной инстанции для своих членов, аналогична указанной выше сфере компетенции судов шариата; однако для того, чтобы совет обладал судебными полномочиями, он должен быть учреждён законом, а община должна быть признана правительством (ч. 1 ст. 109 Конституции); религиозные советы есть, например, у греческой православной, римской католической общин и др.; специальный закон устанавливает процессуальные нормы, которыми должны руководствоваться при рассмотрении дел советы.
Египет можно охарактеризовать как моноконфессиональное клерикальное государство со средней степенью клерикализма. Согласно Конституции 2012 года (ст. 2) принципы исламского шариата являются основным источником законодательства в Египте; принципы исламского шариата включают традиционные и юридические нормы, источники, одобренные школами суннитов и обществом (ст. 219). Конституция закрепляет за исламом статус государственной религии. Несмотря на приостановления действия данной Конституции в настоящее время, ее упомянутые нормы сохраняют актуальность. Основное отличие египетской модели клерикализма от моделей других стран региона заключается в следующем: в Египте отсутствует система мусульманских судов, хотя обычные суды могут применять нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом.
|