Прежде всего, стоит сказать, что в исламе не разделяется духовная сторона жизни и материальная. Материальная жизнь – воплощение религиозных идеалов на практике. Как сказал один из востоковедов, «…ислам нельзя считать просто религией…Это тотальная система, объемлющая в единстве все стороны, все уровни жизни человека и общества». Поэтому в данной религии сложилось очень много представлений об экономическом устройстве общества. Более того, по мнению одного из исследователей, Фазлуррахмана, Коран много внимания уделяет экономике потому, что «человек – думающая машина, чьим физическим топливом является экономический фактор». Человеку необходимо удовлетворение базовых потребностей, чтобы он смог себя реализовать в творческом, научном, интеллектуальном, художественном и моральном планах.
Ислам – религия, достаточно огромное внимание уделяющая своему основателю, пророку Мухаммеду. Следовательно, в исламе наряду с Кораном очень авторитетным источником в плане обустройства общественной жизни являются хадисы пророка.
В сборнике хадисов Булуг аль-Марам существует целая книга, посвященная торговле. Один из хадисов гласит следующее: «Передают, что Рифа‘а ибн Рафи‘, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки». Поэтому особое значение в исламской этике имеет торговля. Пророк говорил: «Те, которые торговали законно, в Судный день будут вместе с пророками». Также в Коране отмечается при этом справедливость обмена: «О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию. Не губите себя неповиновением Аллаху и не вредите друг другу – ведь вы как одна душа! Поистине, Аллах вечно к вам милосерден!» (Коран, 4:29).
Заслуживает внимания тот факт, что в исламе не запрещена частная собственность. Более того, она защищается и охраняется. Отношение к частной собственности созвучно с взглядами русских философов, материальные приобретения не должны затмевать духовную жизнь: «Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам (сокровищницам) золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это — пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище!» (Коран, 3: 14). «Что вам ни даровано, — это достояние здешней жизни и ее украшение; а то, что у Аллаха, — лучше и длительнее. Разве вы не образумитесь?» (Коран, 28: 60).
Еще одно важное положение исламской экономики, которое было упомянуто в первой главе, запрет ссудного процента: «О, те, которые уверовали, не кушайте риба (имущество от процентов)…» (сура «Алю Имран», аят 130). «Риба» неправая прибыль, существующая только в ростовщических сделках. Кара за ее получение весьма велика.
Тем не менее, при наличии запрета на процент беспроцентный кредит поощряется в исламской этике: «На борьбу за прямой путь Аллаха нужны средства. Жертвуйте же свои деньги на это. Давайте Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил его во много раз. Он удерживает и подаёт, кому хочет, в ваших интересах. Вы к Нему будете возвращены, и Он наградит вас за то, что вы делали. Хотя удел – благо от Аллаха, Он назвал того, кто даёт деньги на борьбу на пути Аллаха заимодавцем, чтобы призвать людей жертвовать средства на эту борьбу и получить двойную награду за это в настоящей жизни и в будущей жизни» (Коран, 2:248).
В исламской хозяйственной этике также существуют и налоги. Самый главный из них – закят, один из пяти столпов ислама. Пророк предостерегает в хадисах от неуплаты закята: «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я − твоё богатство, я − твоё сокровище”», а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) прочитал (следующий айат): «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите».
Закят – разновидность милостыни, которая передается от богатых к бедным. Коран уподобляет ее ссуде, выдающейся Богу, который воздаст мусульманину по его делам. Закят выплачивают свободные мусульмане с того имущества, которое превышает определенный минимум. Закят выплачивается с:
золота, серебра и бумажных денег;
зерновых культур и плодов;
товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов;
молочного, племенного и пастбищного скота.
Таким образом, закят – распределительный механизм в мусульманских обществах, позволяющий сгладить социальное неравенство. Также для достижения справедливости особенно в Коране поощряется добровольная милостыня – садака.
Другие налоги связаны с людьми других верований. Особенно выделяются «люди Писания» христиане, иудеи и зороастрийцы. Для таких захваченных людей предлагается либо перейти в ислам, либо платить особые налоги. Первый из них – джизья. Это подобие дани для покровительства. Джизья – прогрессивный налог, в зависимости от состоятельности человека. Второй – харадж, налог на недвижимость. За неуплату обоих налогов сажали в тюрьму.
Еще один пункт, который необходимо изучить, это отношение к рабству. В исламе рабство допускается, но не поощряется. Рабы – это люди, к которым необходимо относиться гуманно, хотя они и находятся в собственности.
Подводя итог, следует отметить, что исламская хозяйственная этика Корана и хадисов более приближена к реальной экономике, к реальной хозяйственной деятельности, более материализована, чем христианская новозаветная этика. Как отмечает А. Д. Насиров, «…исламская экономика – это не только божественная и нравственная экономика, но также человеческая (гуманистическая), мировая, реалистичная, а также экономика социальная, которая изыскивает для людей блага, если они не противоречат нормам шариата». В итоге мы имеем следующее:
Законная торговля – благое дело.
Необходимость справедливости в обмене.
Допустимость и правильность частной собственности при условии, что мусульманин понимает, что реально эта собственность принадлежит Аллаху.
Строгий запрет ссудного процента.
Поощрение беспроцентных кредитов для выполнения воли Аллаха.
Уплата закята обязательна, так как это один из столпов ислама.
Садака как добровольная милостыня поощряется.
Налоговая система по отношению к людям другой веры: джизья и харадж.
Допущение существования рабства.
|