Понедельник, 25.11.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовое регулирование индивидуальных трудовых споров

В некоторых ситуациях работникам, не согласным, по каким - то вопросам применения норм трудового законодательства. Например, в части оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, порядка увольнения, приходится обращаться за восстановлением своих нарушенных прав, в различные государственные органы.

Однако каждый из этих органов рассматривает трудовой спор в соответствии со своей компетенцией, в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, трудовые споры бывают индивидуальными и коллективными.

Как мы уже ранее рассмотрению и разрешение индивидуальных споров трудового характера в законе посвящена гл. 60 ТК РФ.

Кроме того, спор работника ранее состоявшего в трудовых отношениях с работодателем тоже признается индивидуальным трудовым спором. А также с лицом, который хотел заключить договор с работодателем, но ему было отказано в заключение трудовой договора.

Отметим, что муниципальные служащие при возникновении разногласия (спора) между работником и работодателем руководствуются положения ТК РФ, а вот государственным гражданским служащим необходимо обращаться к Федеральному закону «О государственной гражданской службе в РФ»22 (далее - Закон № 79-ФЗ). Так в частности, в силу его ст. 69 данного закона для них индивидуальным служебным спором понимаются неурегулированные трудовые споры, возникающие при конфликте интересов гражданского служащего и его нанимателя, и, лицом, поступающим на такую службу или ранее состоявшему на ней, по вопросам применения нормативного регулирования гражданской службы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индивидуальный трудовой спор обладает следующими особенностями:

Есть разногласия, неурегулированные с помощью переговоров с руководителем или профсоюзом;

о споре заявлено в орган по их рассмотрению;

предмет спора - разногласия по применению законов, нормативных актов, дискриминация в установлении заработной платы, гарантий и компенсаций и пр.

Органами по рассмотрению таких споров являются комиссия по трудовым спорам и суд. Причем работник не обязан обращаться сначала в комиссию по трудовым спорам, а лишь потом в суд, поэтому не исключено, что работник обратится сразу в суд.

Индивидуальные трудовые споры государственных гражданских служащих рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом.

Так, например, сотрудник полиции в случае возникновения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику). А при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд. Иногда работники обращаются в государственную инспекцию труда с жалобой на действия работодателя, например при увольнении, требуя восстановить на работе или отменить решение (приказ) о расторжении трудового договора. И инспектор имеет право прийти к работодателю с проверкой законности увольнения. Иногда такая проверка может закончится выдачей работодателю предписания об устранении нарушения трудового законодательства, а именно о восстановлении работника в прежней должности. Работодатель как правило не торопиться с исполнением подобного предписания. К полномочиям государственной инспекции труда относится борьба с нарушениями в сфере трудового законодательства, но не рассмотрение трудовых споров. Об этом говорит судебная практика. Так, например, Саратовский областной суд, отменяя предписание государственной инспекции труда, которым ООО дало обязательство отмены приказа (решения) по привлечению к дисциплинарной ответственности, указал, что вынесенное предписание является постановлением с превышением полномочий, поскольку с учетом несогласия работника с фактом применения дисциплинарного наказания имел место индивидуальный трудовой спор, подлежащий разбирательству КТС или судом (Определение апелляционного суда по делу № 33-809 от 13.02.2014 г.).

То есть государственная инспекция труда может выдавать обязательные для исполнения предписания только в случае выявления нарушения норм трудового законодательства.

Чтобы рассмотреть индивидуальный трудовой спор с помощью данного органа, его нужно создать.

Стоит отметить, что в ст. 384 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что комиссии по трудовым спорам могут образовываться по собственной инициативе работника (представительного органа работников) или же работодателя из равного числа представителей.

Представители со стороны работодателя назначаются руководителем организации для работы в комиссии по трудовым спорам, а со стороны работников избираются общим собранием.

Отметим, что данную комиссию по спорам можно создать и в отдельно взятом структурном подразделении для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в пределах полномочий этого подразделения. Однако такая комиссия по трудовым спорам не будет структурным подразделением КТС организации и не подчиняется ей.

Комиссия по трудовым спорам должна иметь свою печать. Все что касается организационного обеспечения деятельности комиссии по трудовым спорам, то оно осуществляется работодателем. Это значит, что работодатель должен обеспечить комиссию по трудовым спорам всем необходимым: помещением, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и пр.

Законодателем статье 386 Трудового кодекса РФ предусмотрен срок на обжалование решения работодателя, нарушающего права работника. Срок может быть восстановлен комиссией по трудовым спорам, в случае если его пропуск имеет уважительную причину.

Итак, если все же комиссия по трудовым спорам создана и от работника поступило заявление о рассмотрении спора. То комиссия по трудовым спорам обязана по закону рассмотреть его в течение десяти календарных дней.

При поступлении заявление работника в комиссию по трудовым спорам оно подлежит обязательной регистрации по правилам делопроизводства. При рассмотрении спора работник лично присутствует на рассмотрении. Если работник (его представитель) отсутствует, то рассмотрение спора также возможно, но только при условии, что работник письменно разрешил рассмотреть спор в его отсутствие.

Если такое заявление не поступало, а работник (его представитель) не явился на рассмотрение комиссии по трудовым спорам, то заседание комиссии откладывается. В случае, если работник во второй раз не является на комиссию по трудовым спорам, то данная комиссия имеет права его не рассматривать. Но данный факт не лишает работника права обратиться повторно, но в пределах срока.

Для правильного разрешения спора КТС вправе приглашать на заседание свидетелей, других специалистов. При необходимости комиссия вправе затребовать необходимые документы от работодателя. При разбирательстве спора, комиссия по трудовым спорам должна в ходе заседания вести протокол, который впоследствии подписывается руководителем комиссии и заверяется печатью комиссии.

Решение по спорному вопросу принимается путем тайного голосования большинством голосов, которые присутствуют на рассмотрении комиссии. Если голоса членов комиссии по трудовым спорам разделились поровну, то решение считается непринятым. В таком случае работник всегда вправе обратиться в суд за разрешением трудового спора. Решение оформляется письменно: перечень обязательных сведений, подлежащих включению в этот документ приведен в ст. 388 Трудового кодекса РФ.

Законодатель не наделяет комиссию по трудовым спорам права пересматривать принятое решение при возникновении новых обстоятельств спора и не создает оснований для повторного рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам, то в этом случае работнику остается один выход это обращение в суд.

После принятия решения в течение 3 дней комиссия по трудовым спорам вручает работнику и работодателю копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные руководителем комиссии или лицом его замещающим и удостоверяется печатью и направляется работнику (представителю работника) и работодателю (представителю работодателя).

Таким образом, регламент рассмотрения комиссией по трудовым спорам состоит из следующих этапов:

принятие от работника заявления с обязательной регистрацией;

подготовка материалов к рассмотрению (устанавливаются свидетели, уточняются обстоятельства спора и пр.);

рассмотрение спора (на это у комиссии есть десять дней);

вынесение решения (в письменном виде).

Работник или работодатель, не согласные с решением комиссией по трудовым спорам, могут обжаловать его в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения. Если срок на обжалование будет пропущен например по болезни, в случае уважительной причины, то суд вправе срок восстановить и рассмотреть данный трудовой спор.

Уважительными причинами пропуска срока на обжалование являются обстоятельства, которые создавали непреодолимые препятствия истцу обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового разногласия:

в случае болезни;

нахождения в командировке;

отсутствие возможности обратиться в суд по причине непреодолимой силы, например осуществление ухода за тяжелобольными членами семьи.

Данные обстоятельства приведены в постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»

А вот для работодателя даже примерного перечня таких причин нет, поэтому в каждом конкретном случае суд будет оценивать причины самостоятельно и принимать решение на свое усмотрение.

Законодателем в Трудовом кодексе предусмотрено положение о том, что суды не вправе отказывать заявителям в приеме исковых заявлений, если отсутствуют уважительные причины пропуска срока обжалования акта комиссии по трудовым спорам. Если же на заявление работника в комиссию по трудовым спором было вынесено отрицательное решение работник вправе обратиться в суд с заявление по тому же предмету на тех же основаниях.

Как только истек срок на обжалование, у работодателя есть три дня, чтобы исполнить решение комиссии по трудовым спорам. Если этого не сделать, КТС выдаст работнику удостоверение, являющееся обязательным для исполнения документом для работодателя. А это значит, что работник сможет обратиться в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения комиссии по трудовым спорам. Необходимо отметить, что сделать это работник может в течение трех месяцев со дня получения такого удостоверения.

В срок 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства данные требования, содержащиеся в удостоверении, выданном комиссией по трудовым спорам, должны быть выполнены судебным приставом- исполнителем.

Отметим, что работник вправе прийти в комиссию по трудовым спорам за получением такого удостоверения в течение месяца со дня принятия комиссией решения. Однако в случае обращения любой спорящей стороны в суд, то указанный документ выдаче не подлежит.

Законодателем в статье 91 Трудового кодекса РФ предусмотрено положение о том, что суд разрешает индивидуальные трудовые разногласия по обращениям работника, работодателя или профсоюза, представляющего интересы работника. Если же указанные лица не согласны с вынесенным актом комиссии, или же указанное лицо обращается в суд, не обращаясь в комиссию, и, кроме того, при непосредственном обращении прокуратуры, в случае когда акт комиссии не соответствует трудовому праву и иному законодательству содержащему нормы труда.

У работника есть два основания для обращения в суд за защитой своих прав при трудовом споре:

если комиссия по трудовым спорам не разрешила его в десятидневный срок, работник вправе перенести рассмотрение спора в суд;

работник не стал обращаться в комиссию по трудовым спорам или она в организации не была создана.

Суд разрешает разногласия по трудовым разногласиям по заявлениям лица:

о требовании восстановлении на работе работника независимо от оснований прекращения договора;

в заявление содержится требования об изменении формулировки увольнения работника, а также даты;

в заявлении по вопросу перевода работника на иную должность;

в заявлении указано требования работника компенсировать вынужденный прогул или компенсировать разницу в оплате труда при выполнении работы с меньшей заработной платой;

в заявлении содержится требования об устранении нарушений, в результате неправомерных действий работодателя при осуществлении работы с персональными данными.

Суд разрешает индивидуальные трудовые разногласия по заявлениям работодателя о компенсации ущерба, в результате действий работника.

Кроме того, суд разрешает индивидуальные споры об отказе в приеме на работу или на службу, а также лиц, считающих, что они подверглись дискриминации, со стороны работодателя.

Законодателем установлен годовой срок на обращение в суд работодателя по вопросу компенсации работником причиненного ущерба работодателю. Данный срок подлежит восстановлению судом, если причины пропуска указанного срока являются уважительными.

Рассмотрение разногласий по труду между сторонами: работником и работодателем осуществляется, в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Следует также отметить, что лица, обратившиеся в суд по указанным выше трудовым вопросам, не оплачивают государственную пошлину, а также судебные расходы.

Сотрудник, которого уволили с работы без оснований или с нарушением законодательства, подлежит обязательному восстановлению на старой должности с последующей компенсацией по решению комиссии среднемесячного размера заработной платы за все время вынужденного отсутствия на рабочем месте, либо разницу в заработке при работе работника на должности, размер заработной платы которой ниже.

При заявлении работника в орган, который разрешает трудовой спор, может вынести следующее решение:

ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсации (за вынужденный прогул);

в случае признания увольнения незаконным принять решение об изменении формулировки в трудовой книжке.

Если в ходе рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам или суд установит, что формулировка основания и (или) причины увольнения неправильная или не соответствует закону, она должна быть изменена органом, рассматривающим спор, и указана в решении в точном соответствии с трудовым законодательством.

Может получиться так, что указанная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке могла быть препятствием для поступления на другую работу.

При незаконном (неправомерном) увольнении работника суд может по заявлению работника взыскать с работодателя денежную компенсацию в пользу работника за моральный вред.

Возможна также ситуация, когда сотрудник восстановлен на работе, ему выплачены денежные средства (компенсация морального вреда, задержки выдачи трудовой книжки, оплата вынужденного прогула и пр.). Но работодатель оспорил вынесенное решение, и оказалось, что сотрудник был уволен законно. То тогда средства, выплаченные ему по первому решению органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор работодателю не возвращаются. Обратно работодатель имеет право взыскать с работника суммы, которые ему были выплачены.

Таким образом, трудовой индивидуальный спор разрешается комиссией по трудовым спорам или судом – государственная инспекция ГИТ не вправе его разрешать, в ее компетенции лишь выявление нарушений трудового законодательства. Для обращения за рассмотрением разногласия в комиссию по трудовым спорам или в суд предусмотрен трехмесячный срок на обжалование решений работодателя. По спорам (разногласиям) увольнения работника, то законодателем предусмотрен месячный срок с момента получения работником акта (приказа) об увольнении или с момента получения работником на руки трудовой книжки.

Решение органа, рассматривающего трудовой спор, может быть обжаловано и лишь, потом исполнено. Но если это решение о восстановлении работника в прежней должности, оно должно быть исполнено немедленно.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.08.2017)
Просмотров: 185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%