Понедельник, 25.11.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) – это предусмотренные в главе 27 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения или эксплуатации любого вида механического транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека, причинение вреда здоровью людей, либо ущерба имущественного характера.

В научной литературе преобладает следующее понятие преступлений, предусмотренных в гл. 27 УК РФ, – это общественно опасные деяния, предусмотренные главой 27 УК РФ, посягающие на безопасность движения или эксплуатации любого вида механического транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека, причинение вреда здоровью людей, либо ущерба имущественного характера.

Современное уголовное законодательство определяет ответственность за нарушение правил, которые должны обеспечивать безопасность в работе транспорта. Эта позиция регламентируется статьей 268 УК РФ, относящихся к нормам, которые охраняют безопасность движения и эксплуатации транспорта. Определяя объект преступления, законодатель устанавливает объективные признаки состава. Родовой объект преступления, который предусмотрен статьей 268 Уголовного кодекса РФ включает в себя общественные отношения, которые обеспечивают безопасность. Понятие объекта преступления следует рассматривать через категорию общественной безопасности, под которой в уголовно-правовой науке подразумевают состояние защищенности безопасных условий жизни людей, функционирования общества и государства. Безопасность же движения и эксплуатации транспорта является составляющей безопасности общества.

Детализируя данное понятие, можно предложить понимать под социальной безопасностью состояние защищенности общественных отношений, которые возникают в области работы транспортных средств, и смежных им отношений, обеспечивающих с помощью средств уголовного права безопасность этого процесса от преступных покушений. По традиции законодательством под основным непосредственным объектом данного преступления понимается безопасная деятельность транспортных средств, а дополнительно - жизнь или здоровье людей. Считаем справедливым утверждение С.В. Проценко, что «основным объектом данного правонарушения необходимо признавать жизнь и здоровье людей, поскольку в современном уголовном праве проблема охраны безопасности транспорта решается законодателем опосредованно, и связывает уголовно наказуемые нарушения правил безопасности движения лишь с причинением вреда здоровью и жизни граждан».

Но, по нашему мнению, основной непосредственный объект преступления следует обозначить в виде совокупности общественных отношений, обеспечивающих безопасное функционирование (движение и эксплуатацию) воздушного, водного, автомототранспорта, железнодорожного и городского электротранспорта. Стоит отметить, что составляющее основного непосредственного объекта данного состава преступления зависит от того, применительно к какому транспорту нарушены правила безопасности работы. По традиции для данного вида преступлений характерно наличие непосредственного объекта преступления, как дополнительного.

Специфичность бланкетной диспозиции ст. 268 УК РФ предполагает, что для установления формы и содержания общественно опасного действия или бездействия необходимо обращаться к нормам других отраслей права, определяющих правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, нарушение и (или) несоблюдение которых предполагается. Решая вопрос об уголовной ответственности законодательством предусмотрено необходимое условие для правильной квалификации данного преступления, а именно, правильное определение нарушенного запрета, которое направлено на обеспечение безопасного функционирования транспорта, и отграничение его от правил, которые не имеют непосредственного отношения к обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта.

С учетом бланкетной диспозиции нормы, предусмотренной ст. 268 УК РФ, под правилами, обеспечивающими безопасную работу транспорта, следует предложить рассматривать совокупность предписаний, установленную соответствующими федеральными законами, подзаконными актами, приказами, распоряжениями и ведомственными инструкциями, нарушение которых может повлечь юридическую ответственность, включая уголовную. Эти правила являются обязательными для всех участников транспортного движения и призваны обеспечить безаварийное движение транспорта и его безопасную эксплуатацию.

Объективной стороной данного состава правонарушения являются действия или бездействия, происходящие в ходе нарушения в действиях и правил по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил безопасности заключается в том, что участники движения пренебрегают соблюдением требований, которые предъявляются к ним, призванных обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. К таки нарушениям, например, можно отнести переход пешеходом дороги в неположенном месте, проезд на запрещающий сигнал светофора, посещение запрещенных мест на транспорте.

Законодатель поставил между данными признаками разделительный союз «или». Нелогичность данного конструирования показывают теория и, в первую очередь, практика, поскольку вред может быть причинен как в процессе движения, так и в процессе эксплуатации, а равно одновременного нарушения обоих типов правил. Поэтому будет правильным изменить существо признаков объективной стороны данного состава преступления путем указания как на разделительный, так и на соединительный союзы одновременно – и (или). Законодателю известны подобные подходы, в частности, при определении признаков присвоения или растраты, понятия «хищение», налоговых преступлений, где говорится об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с юридического и физического лица, и во многих других нормах УК РФ. В перспективе развития и совершенствования уголовного законодательства будет разумно изменить признаки иных составов транспортных преступлений, если судебная и правоприменительная практика покажут полезность данного решения.

Очевидна, по нашему мнению, необходимость изменения признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ. Законодатель допустил разницу в названии уголовно-правовой нормы и ее содержании при формулировании диспозицию нормы. В этой связи более логичной в системе посягательств на безопасность движения или эксплуатации транспорта выглядела ст.213 действовавшего ранее Уголовного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)4 (далее – УК РСФСР). Однако и она не в полном объеме показывала весь алгоритм признаков объективной стороны состава нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. В этой связи необходимо включить в состав признаков объективной стороны «аварийную ситуацию» или «аварийную обстановку».

Вред безопасности функционирования транспорта при его движении и (или) эксплуатации причиняется именно через создание помех безопасному движению или эксплуатации транспорта. Так, не скутером сбивают пешехода, а в результате создания на дороге аварийной обстановки этим механизмом для транспортных средств, обладающих в приведенном примере признаками предмета преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ, причиняется вред интересам безопасности движения и (или) эксплуатации транспорта. Например, автомобиль с грузом в результате неосторожных действий пешехода становится неуправляемым, и в процессе его неконтролируемого передвижения причиняется вред жизни или здоровью людей.

По нашему мнению, необходимо провести редактирование части 1 статьи 268 Уголовного кодекса РФ, определяющего основу состава нарушения правил, которые обеспечивают безопасность в работе транспорта. Предлагаем следующую редакцию данного положения:

«Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения и (или) эксплуатации транспортных средств, создавшее аварийную ситуацию безопасности функционирования транспорта, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается…»

Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, имеет место только при наступлении общественно опасных последствий, установленных диспозицией ст. 268 УК РФ. Исчерпывающими являются вид и размер преступных последствий и не подлежат расширенному толкованию. Кроме того, в качестве критериев формирования основного и квалифицированных составов преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, выступают именно эти показатели последствий. Несоответствие в сторону уменьшения тяжести общественно опасных последствий совершенного нарушения с тяжестью последствий, установленных в ст. 268 УК РФ, превращает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в административный деликт.

В качестве связующего звена между преступлением и его последствиями выступает причинная связь в объективной стороне состава преступления, которое предусмотрено статьей 268 Уголовного кодекса РФ. Точность при установлении причинной связи в составе преступления, которое предусмотрено статье 268 Уголовного кодекса РФ, обусловливается законностью и обоснованностью квалификации, а также являясь предпосылкой обеспечения объективности при принятии решения по уголовному делу. Пренебрежение этим правилом повергло к тому, что в правоприменительной деятельности сложилась отрицательная тенденция, которая заключается в несправедливости наделения повышенное ответственностью одних участников движения, а именно водителей, относительно других участников движения, пешеходов, это следует из некоторых положений административного кодекса, а так же из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Следует сказать, что квалификация преступления по ст.268 не может основываться только лишь на установлении объекта. Отметим, что «механизм» совершения преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ, в достаточной мере не установлен. Проблема нарушений прав человека, которые охраняются уголовным законом, остается не решенной.

Признание преступления в качестве воздействия на части объекта ДТП помогает решить вопрос с выяснением механизма причинения вреда объекту, устанавливает связь объективной стороны преступления и его объекта, определяет взаимосвязь обеих сторон объективного проявления преступного поведения. Здесь очевидно проявление социальной сути преступного действия или бездействия. По мнению Боровикова Н.С. «это помогает понять, в чем заключается содержание и признаки иных элементов состава, например, место и значение транспортного средства как обязательного признака объективной стороны преступления».

Законодательством сознательно указывается на транспортные средства в содержании статьи 268 Уголовного кодекса РФ, но ограничивается обобщенным понятием «транспортные средства», поэтому они делаются непременными признаками состава преступления и напрямую воздействуют на квалификацию преступления. Различные виды транспорта являются составной частью объективной стороны преступного деяния и находятся в неразрывной связи с ней. Это означает, что причинение вреда объекту уголовно-правовой охраны может быть осуществлено не любыми, а только определенными орудиями, характер которых определяется специфическими свойствами транспортного средства как «источника повышенной опасности».

В диспозиции ст.268 УК РФ обозначено орудие преступления, которое по своим конструктивным особенностям различно, выполняет технические функции, свойственные только ему. Этому же орудию присущи и общие признаки, что объединяет его с другими составами в одной главе УК РФ. По мнению Проценко С.В.: все транспортные средства, являющиеся орудием преступления, должны быть пригодны к эксплуатации, их правовой статус определен действующими на транспорте законами.

Глава 27 Уголовного кодекса РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» разрабатывалась и принималась законодателем с целью обеспечить безопасность движения и (или) использования транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Хотелось бы отметить, что, анализируя содержание статьи 268 Уголовного кодекса РФ, позволило заметить, что на сегодняшний день безопасность в работе транспорта и транспортных коммуникаций опосредованно ведется в российском законодательстве.

Таким образом, рассмотрен вопрос об объекте и объективной стороне предусмотренного ст.268 УК РФ состава. По итогам изучения можно сделать следующие выводы: родовым объектом состава выступают общественные отношения, которые обеспечивают социальную безопасность, а так же для представления объекта преступления используется категория общественной безопасности.

Предложено понимание общественной безопасности, которая представляет собой защищенное состояние общественных отношений, возникающих при функционировании транспортных средств, и связанных с ними отношений, и позволяет обеспечить безопасность этого процесса от преступных посягательств средствами уголовного закона.

Видовой объект состава ст.268 УК РФ следует определять как общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) всех видов транспорта.

Основной непосредственный объект состава – безопасность функционирования транспорта, а дополнительный – жизнь или здоровье человека.

Внесено предложение, заключающееся в понимании основного непосредственного объекта преступления как группу социальных отношений, которые обеспечивают безопасную деятельность разного вида транспорта.

Внесено предложение признаки основного состава нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, установленного ч.1 ст.268 УК РФ, изложить в следующей редакции:

«Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения и (или) эксплуатации транспортных средств, создавшее аварийную ситуацию безопасности функционирования транспорта, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается…»

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.08.2017)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%