Понедельник, 25.11.2024, 09:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Субъект преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ

На современно этапе вопрос об обеспечении безопасности дорожного движения давно уже является одним из главных в политике уголовного права РФ. По мнению Игонина С.А. «анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших». Преступления, совершенные в результате нарушения ПДД, повлекшие за собой причинение вреда здоровью и жизни людей, представляют особенную опасность.

Непременным условием, обеспечивающим безопасную работу транспорта, выражается в соблюдении всеми участниками движения необходимых правил. Ведь находясь в транспортом потоке и являясь

участником дорожного движения, каждый из участников взаимосвязан друг с другом и думает, что другие участники будут действовать в рамках установленных правил, что позволит координировать свои действия. Поэтому если кто-то из участников дорожного движения в какой-то момент нарушает установленные правила, складывается ситуация, которая приводит к причинению вреда жизни и здоровью людей.

В связи с этим законодателем относятся к разряду преступлений, совершенных против безопасности движения и эксплуатации транспорта, все нарушения установленных правил дорожного движения всеми участниками движения, а не только лицами. Которые упарвляют траноспортными средствами. В главе 27 Уголовного кодекса РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» выделена отдельная статья 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» для указанных субъектов.

Исходя из того, другой участник движения – это лицо, принимающее прямое участие в процессе движения транспортных средств, выполняя при этом конкретную роль в этом движении, в качестве такого субъекта, по мнению Зворыгиной С.А., признаются такие лица:

«– лицо, которое эксплуатирует воздушный, морской или внутренний водный транспорт в личных (бытовых) целях, не связанных с выполнением им работы по гражданско-правовому договору или какой-либо профессиональной деятельностью по занимаемой должности, и нарушившее правила безопасности движения или эксплуатации соответствующих транспортных средств с тяжкими последствиями (судоводители гидроциклов, гребных и моторных лодок, яхт, катамаранов и других маломерных судов, пилоты аэростатов, аэропланов и т.п.);

водитель мопеда, велосипеда с подвесным двигателем, мотоцикла и другого наземного транспортного средства, приводимого в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющего максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, нарушивший правила дорожного движения или эксплуатации указанных транспортных средств с тяжкими последствиями;

водитель велосипеда, нарушивший правила дорожного движения или эксплуатации данного транспортного средства с тяжкими последствиями;

водитель гужевой повозки (саней), нарушивший правила дорожного движения с тяжкими последствиями;

погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, нарушивший правила дорожного движения с тяжкими последствиями;

регулировщик дорожного движения;

рабочие и их руководители, осуществляющие ремонтные или уборочные работы на транспортных магистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения, которые в таком случае обязаны обеспечить безопасность движения транспортных средств»18.

Не могут считаться участниками движения лица, не участвующие в процессе перевозки, но нарушая закон Не являются участниками движения лица, которые не участвуют в перевозочном процессе, однако незаконно пытаются вмешаться в ход эксплуатации транспортных средств и в само движение. Своими действия такие лица создают помехи, мешающие транспорту безопасно выполнять свои функции. Такие действия приводят к наступлению опасных ситуаций, влекущих за собой угрозу жизни и здоровью других участников движения. Ярким примером таких действий является применение лазерной указки, которая мешает управлению самолетом. При наличии оснований статьей 267 Уголовного кодекса РФ и другими статьями

Особенной части уголовного права РФ квалифицируются вышеуказанные действия.

Особенность субъекта преступления, которое предусмотрено в статье 268 Уголовного кодекса РФ, заключается в том, что «им может быть только специальное лицо – участник транспортного движения в качестве пассажира, пешехода или ином подобном качестве»19. Однако, полный список лиц, участвующих в дорожном движении законодательно и в нормах уголовного права не установлен. Методом исключения, который устанавливает, что субъект данного преступления - это не лицо, которое управляет каким-либо транспортным средством и не лицо, которое обязано в соответствии с выполняемыми функциями или занимаемой должности, соблюдая правила, обеспечить безопасность работы транспорта, устанавливается критерий, который ограничивает участников дорожного движения. Следует отметить, что не зависимо от того, на каком транспорте участники, которые определены частью 1 статьи 268 Уголовного кодекса РФ, были в момент нарушения правил, привлекаются к уголовной ответственности. Вышеуказанная норма одинаково применяется относительно преступных действий на транспорте разного вида, а также в области дорожного движения.

Понятие «пассажир» и понятие «пешеход» являются достаточно разработанными в действующем административном законодательстве. Однако это не разрешает вероятные трудности в процессе определения выполняемых участниками движения на транспорте, функций, а также квалифицируя их действий в качестве потенциальных нарушителей. В то же время следует сказать, что понятие «другие участники движения» является неразработанным и толкуется крайне неясно.

Самым распространенным из субъектов рассматриваемого нами преступления, которые определены содержанием статьи 268 Уголовного кодекса РФ, является пешеход.

По мнению Кузьменко Д.О. «пешеходы являются наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения». А Белозеров Р.В. отмечает, что «о данным исследования, сегодня каждое пятое-шестое дорожно-транспортное происшествие в России происходит с участием пешеходов».

На практике же пешеходы привлекаются к уголовной ответственности по статье 268 Уголовного кодекса РФ очень в редких случаях. В соответствии с п.1.2 ПДД, «пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. К пешеходам также относят водителя, вышедшего из своего автомобиля, людей, катающихся на лыжах, коньках, самокатах, детей, катающихся на трехколесных велосипедах и других аналогичных средствах».

Содержание части 1 статьи 268 УК РФ имеет бланкетный характер. Она раскрывает нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, позволяющие узнать специальные правила поведения, к которым отправляет законодатель. Пункт 4 ПДД достаточно полно регламентирует обязанности пешеходов, нарушая любое из этих требований, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или жизни людей, привлекается согласно части 1 статьи 268 Уголовного кодекса РФ к уголовной ответственности. Следует отметить, что в результате действий пешеходов совершается большая часть нарушений в области дорожного движения. доминирующий

Такое нарушение ПДД пешеходами, как переход проезжей части в неустановленном месте и не по пешеходному переходу, которое влечет тяжелейшие последствия, являются среди пешеходов преобладающим, составляя 50 % от всех совершаемых такого рода нарушений.

Гвоздева Е.В., Ларичев В.Д., Ситковский А.Л. указывают, что «другими распространенными нарушениями Правил дорожного движения являются: переход проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортным средством, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, нетрезвое состояние пешехода, ходьба вдоль края проезжей части при наличии тротуара и т.д.».

Еще одним распространенным нарушением ПДД среди пешеходов являются нарушения ПДД, совершенные в результате бездействия, но такие нарушения носят высоко латентный характер. К примерам такого бездействия можно отнести следующие ситуации, которые приводят к опасности движения транспортных средств: стоящие и разговаривающие на проезжей части пешеходы, или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения пешеходы, которые упали и лежат на проезжей части, тем самым создавая опасную ситуацию. По нашему мнении, такое поведение граждан представляет особую опасность для участников дорожного движения и должно квалифицироваться также как действия лиц, которые активно нарушают ПДД.

Довольно разнообразны конкретные проявления преступления, которые предусмотрены статьей 268 Уголовного кодекса РФ. Полный их перечень предоставить невозможно, однако суть совершаемого нарушения должна быть искусственно создана пешеходами, пассажирами или другими участниками, которая влечет последствия, которые уголовно наказуемы. Однако не следует ограничиваться только общей констатацией факта нарушения. Следует подтверждать в обвинительном заключении и приговоре, нарушаемое правило, а также указывать нормативный акт, его закрепляющий.

Таким образом, субъектный состав преступления, который предусмотрен статьей 268 Уголовного кодекса РФ, таков: пешеход, пассажир, иной участник движения. Все эти лица объединяются общим термином «участник дорожного движения». Под ним понимается «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Пассажиром соответственно признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски». То есть, из сказанного следует законодательная разработанность и регламентированность понимания данных участников движения. Отмечено отсутствие регламентации категории «иные участники движения», в связи с чем к таким участникам следует относить лиц, движущихся с какими-либо предметами, как то с тележкой, коляской, управляющий гужевым транспортом и т.п.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.08.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%