В современном мире интеллектуальная, творческая деятельность приобретает все большее значение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. От того, насколько значительным является интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит успех решения поставленных перед ним задач. Наука, культура и техника могут динамически развиваться лишь при наличии соответствующих условий, к которым относится и правовое закрепление определенных правил использования результатов интеллектуальной деятельности, — произведений литературы, искусства и науки, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности.
В настоящее время наметились два основных подхода определению рассматриваемого понятия. Одни ученые приветствуют закрепление в законе этого понятия и не видят в использовании законодателем термина «интеллектуальная собственность» никаких элементов ненаучного подхода. По мнению других, этот термин является в сущности неточным и ненаучным, в связи с чем и не должен применяться в правовых нормах, имеющих практическую направленность[1].
Происхождение выражения «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века и, в частности, с теорией естественного права, которая приобрела свое наиболее последовательное развитие в трудах французских философов - просветителей (Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо). Согласно этой теории право творца любого творческого результата, пусть то будет литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым естественным правом, возникает из самой природы творческой деятельности «и существуют независимо от признания» этого права государственной властью[2]. Во вступительной части к французскому патентному закону от 7 января в 1791 г. отмечалось, что «любая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»[3].
Под «собственностью», в обычном значении этого слова, понимают общественные отношения, которые исторически сложились, относительно присвоения или распределения вещей, материальных предметов, которые и являются объектами собственности.
Важнейшей характеристикой собственности является то, что ее владелец может использовать свою собственность так, как он желает, и никто другой не может законным образом использовать его собственность без его разрешения. Законодательное урегулирование таких экономических отношений создает «право собственности», которое гарантируется авторитетом государства.
Понимание собственности как имущественных отношений, которые дают ответ на вопрос «Чья это вещь?», характерно для большинства стран континентальной Европы. Однако существуют принципиальные отличия между материальными и нематериальными продуктами интеллектуальной деятельности как объектами присвоения.
Материальную вещь можно физически захватить и удерживать, то есть установить над ней физическое господство, что и называется владением. Владение вещью — необходимая предпосылка пользования этой вещью, и распоряжаться вещью может только тот, кто ею владеет.
Интеллект вещи не производит, и потому результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами отношений собственности в классическом понимании.
Невозможно установить физическое господство над идеей, произведением науки литературы, искусства, изобретением и другими результатами интеллектуального труда; ими нельзя владеть, однако их можно использовать одновременно в разных местах и разными лицами, чего нельзя делать с материальной вещью. Не будучи в чьем-то владении, результат интеллектуальной деятельности экономически будто и не принадлежат никому, не имеет «естественного» владельца.
В общеупотребительном понимании «интеллектуальная собственность» — это право на результаты умственной деятельности человека в научной, художественной, производственной и другой сфере, которое является объектом гражданско-правовых отношений в части права каждого владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, будучи благом невещественным, сохраняются за его творцами и могут использоваться другими лицами лишь по согласованию с ними, кроме случаев, отмеченных в законе[4]. При этом процесс интеллектуальной деятельности как таковой (за исключением организационных и иных предпосылок творческого труда) право не регулирует. Лишь после завершения процесса творчества созданием новых результатов в сфере науки, техники, литературы и искусства, вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание соответствующего объекта, устанавливающие его правовой режим, а также охрану прав и законных интересов его творца. Сами же объекты интеллектуальной собственности не являются объектами имущественных прав. Любое изобретение (полезная модель, промышленный образец и тому подобное) — это решение задачи, раскрытие сути нового объекта техники, которое становится товаром лишь тогда, когда оно имеет потребительскую стоимость.
Интеллектуальная собственность имеет двойную природу. Право, возникающее у создателя на достигнутый результат интеллектуальной, творческой деятельности, подобно праву собственности, которое оказывается у лица, трудом которого создана материальная вещь. Право на результат творческой деятельности обеспечивает его хозяину исключительную возможность распоряжаться этим результатом по своему усмотрению с устранением третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правовладения, может передаваться другим лицам (или предоставлять разрешение на его использование) и по целому ряду признаков принадлежат к имущественным правам и в самом деле подобно праву собственности.
Параллельно с экономическим присвоением результатов интеллектуального труда существуют отношения духовного присвоения, которое получают юридическое выражение в праве авторства. Автор владеет совокупностью личных неимущественных (моральных) прав, которые не могут отчуждаться от их владельца в результате самой их природы. И если в отношениях экономического присвоения определяется «Кому дозволено использовать данное произведение промышленным или коммерческим образом? », то в отношениях духовного присвоения содержится ответ на вопрос «Кто творец этого произведения?»[5].
Имущественные и личные права тесно переплетены, то есть образуют неразрывное единство. Эта связь проявляется в том, что в результате использования объектов интеллектуальной собственности появляются материальные объекты, то есть имущество и право собственности на его.
В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, основавшая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой к интеллектуальной собственности относятся права на:
- литературные, художественные и научные произведения;
- исполнительскую деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;
- изобретения во всех сферах человеческой деятельности;
- научные открытия;
- промышленные образцы;
- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;
- защиту от недобросовестной конкуренции;
- а также все другие права, которые принадлежат к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной сфере.
Средства индивидуализации юридических лиц (знаки для товаров и услуги, фирменные наименования и тому подобное) не является результатами творческого труда. Поскольку правообладателям отмеченных объектов гарантируется исключительное право на их использование, то правовой режим таких объектов по ряду моментов приравнивается к режиму результатам интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие «интеллектуальная собственность»[6].
Другими словами, выражение «интеллектуальная собственность» по своей сути не более, чем выражение «логическая абстракция», используемое в ряде международных конвенций, в законодательстве, в научной литературе и в практике многих стран для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и, прежде всего, творческой деятельности, а также на приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации юридических лиц.
Интеллектуальная собственность представлена тремя видами - самостоятельными институтами, которые образуют соответственно авторское право и смежные права, право на объекты промышленной собственности и право на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.
Авторским правом и смежными правами регулируются отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием литературных, музыкальных и художественных произведений, творений кинематографии, а также научных трудов, среди которых необходимо выделить программу для ЭВМ и базы данных. Английским языком авторское право отражается термином «копирайт» (copyright) . Значение этого понятия заключается в том, что только автор произведения или его правопреемник имеет право дать разрешение на изготовление копии произведения, например, книжки или кинофильма[7].
Авторское право и смежные права должны способствовать созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивать правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепления за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и тому подобное.
Смежными правами (правами, смежными с копирайтом) называют права на такие объекты как: исполнительская деятельность артистов, фонограммы, постановки, передачи организации, эфирного и кабельного вещания и тому подобное. Объединение в одном институте двух отмеченных групп правовых норм объясняется тесной взаимозависимостью возникновения и осуществления смежных прав и прав авторов созданных произведений, а также регулированием соответствующих отношений единым законодательством.
Промышленная собственность является частью интеллектуальной собственности и непосредственно касается произведений человека в любой сфере его деятельности. Объектами промышленной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуги, фирменные наименования, географические указания происхождения товаров и тому подобное.
Выражение «промышленная собственность» достаточно условно, поскольку непосредственно в промышленности применяют в основном изобретения, полезные модели и промышленные образцы, которые в отличие от сферы материального производства (товары, промышленная продукция) будут объективироваться в описаниях, расчетах, чертежах, которые могут быть тиражированы и переданы в промышленное производство. Знаки для товаров и услуги, фирменные наименования, географические указания происхождения товаров, которые относятся к объектам промышленной собственности, представляют интерес прежде всего для коммерческих целей. Термин «промышленная собственность» используется потому, то изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д., оцениваются прежде всего с позиции промышленной значимости, экономической эффективности, получения прибыли во время их использования в производственной деятельности[8].
Право на объекты промышленной собственности регулирует имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием этих объектов. Однако, если в произведениях науки, литературы и искусства, основная ценность и предмет правовой охраны — их художественная форма и язык, которые отображают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность составляет само содержание тех решений, которые найдены их создателями. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение как продукт, способ или внешний вид изделия, может быть разработано независимо от его первого творца и другими лицами.
Названные составляющие - авторское право и смежные права, а также промышленная собственность не исчерпывают собой всего содержания понятия «интеллектуальная собственность». Кроме традиционных объектов, которые охраняются авторским правом и смежными правами, а также правом промышленной собственности, правовой охране подлежат немало результатов интеллектуальной деятельности, как, например, сорта растений, топографии интегральной микросхемы, коммерческая тайна (секреты производства, в частности ноу-хау) и тому подобное. Их относят к нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности, поскольку они являются, как правило, результатами творческой деятельности человека.
Любая собственность нуждается в охране. Интеллектуальная не является исключением. Однако способы охраны права на объекты интеллектуальной собственности специфичны. Если материальный объект собственности достаточно поместить под "замок" или приставить к нему сторожа, то для охраны объектов интеллектуальной собственности такие средства непригодны. Основным способом охраны в этом случае является выдача автору или другому субъекту права объекта интеллектуальной собственности охранительного документа: патента или свидетельства.
Суть охраны прав на объекты интеллектуальной собственности заключается в том, что автор (создатель) объекта интеллектуальной собственности или другое признанное законом лицо получает от государства исключительные права на созданный объект интеллектуальной собственности на определенный период времени. Эти права регламентируются специальным охранительным документом.
Автор, который получил охранительный документ, например патент, чувствует себя уверенно, поскольку его права охраняются законом. Теперь он может раскрыть данное изобретение для широкого круга лиц на предмет «использования ими этого объекта на законных основаниях». Если бы автор не имел охранительного документа, то он, скорее всего, не раскрыл бы данное изобретение, никто бы не смог воспользоваться им и предмет изобретения остался бы неизвестным. Кроме того, закрепление охранительным документом присвоения личных (неимущественных), а также имущественных прав способствует использованию объекта интеллектуальной собственности, и это, по-видимому единственный способ получения выгоды автором в результате использования объекта интеллектуальной собственности самостоятельно с получением преимуществ над конкурентами или путем разрешения третьим лицам использовать объект интеллектуальной собственности за лицензионные платежи.
Часто охрану интеллектуальной собственности отождествляют с ее защитой и пользуются термином «защита прав интеллектуальной собственности»[9]. По нашему мнению, необходимо различать эти два понятия на том основании, что, во-первых, охрана и защита интеллектуальной собственности имеют разные цели, а во-вторых, осуществляются разными организационными структурами. Охраной (оформлением прав с выдачей охранительного документа) занимаются патентные органы, а защитой (в случае нарушения этих прав) - административные и судебные органы.
[1] Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Ред. А. Д. Корчагин и др. — М.: ИНФРА-М, 1983. - с. 178
[2] Кузнецов М. Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. — М., 1978. – С. 86.
[3] Патентное законодательство зарубежных стран: В 2 т./ Ред. А. Куликов. — М.: Прогресс, 1997. – С. 123.
[4] Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Ред. А. Д. Корчагин и др. — М.: ИНФРА-М, 1983. – С. 125.
[5] Авторское право и смежные права // Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. — Новосибирск, 1993. — Ч. 2. – с. 37.
[6] Самчин Ю. С. Зарубежное патентование. Продажа лицензий на изобретение. “Ноу-хау” и оказание услуг типа “инжини-ринг”. — М., 1995. – С. 12.
[7] Авторское право и смежные права // Законы, конвенции, договоры и соглашения: Сб. матер./ Под ред. С. А. Сударикова. — Минск, 1998. – с. 55.
[8] Ионова О. В. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности. — М., 1994. – с. 68.
[9] Бадица И. А. Авторское, изобретательское право, право на открытия и международная защита авторских прав. — К.: ИЗМН, 1997. – с. 34.
|