Понедельник, 25.11.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Формы охраны интеллектуальной собственности в международных отношениях

Осознание необходимости международной охраны прав на использование объектов интеллектуальной собственности как, с одной стороны, источника научно-технического, культурного прогресса человечества, а с другой - ценного продукта человеческой мысли, формировалось в течение столетий. Однако обеспечить охрану прав на объекты интеллектуальной собственности одновременно в разных странах не представлялось возможным, поскольку в этих странах действовали разные законы в этой сфере.

Охрана прав интеллектуальной собственности осуществляется в предусмотренном соответствующими правовыми нормами порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты и охраны. В юридической литературе под формой охраны понимается «комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов»[1].

Произведения литературы и искусства благодаря международному культурному сотрудничеству становятся культурным достоянием всех стран; лучшие произведения каждой нации обогащают мировую культуру в целом. При этом, по справедливому замечанию М.М. Богуславского, «фактические пределы использования произведений, в отличие от юридических, ничем не ограничены»[2]. Данное противоречие осложняется такой особенностью международного авторского права, как его территориальный характер -проблема, уже упоминавшаяся выше. Авторы и иные субъекты авторских и смежных прав заинтересованы в преодолении территориального характера данной подотрасли права, т.е. в распространении своих субъективных прав на защиту за пределы отдельно взятого государства.

В условиях суверенного равенства государств преодолеть территориальный характер авторского права возможно, лишь соблюдая право каждого государства определять в соответствии со своей культурной и экономической политикой условия признания авторских прав на произведения иностранных граждан.

В международной практике существует три способа, с помощью которых права интеллектуальной собственности, первоначально возникшие в одном государстве, получают затем признание в другом:

признание авторских прав, первоначально возникших в другой стране, на основе взаимности.

заключение двусторонних соглашений между государствами.

заключение многосторонних соглашений.

Исторически раньше других сложилась практика предоставления охраны прав иностранных граждан на основе взаимности, причём требование взаимности прямо фиксировалось во внутреннем законодательстве государств; в отдельных странах (например, во Франции по закону 1852 г.) права иностранцев охранялись и без требования взаимности. Действующее законодательство ряда государств и в настоящее время допускает возможность признания авторских прав, возникших за пределами соответствующего государства, на основе взаимности.

Позднее начали заключаться двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав: в XIX в., а в ряде случаев и в XX в., двусторонние обязательства в области авторского права выражались в форме отдельных статей или приложений к торговым договорам; затем возникла необходимость в заключении самостоятельных двусторонних соглашений, специально посвященных регулированию всех или отдельных вопросов авторского права в отношениях между государствами. В качестве примера участия РФ в таких соглашениях можно сослаться на ныне действующие Соглашение между Правительством Королевства Швеция и Правительством СССР о взаимной охране авторских прав от 15 апреля 1986 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР в области охраны прав интеллектуальной собственности, подписанное в Пекине 25 апреля 1996 г., и др.

В конце XIX в. появилось первое многостороннее соглашение в области авторского права - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.; государства, подписавшие эту конвенцию, образовали так называемый Бернский союз. В середине XX в. было заключено второе основное многостороннее соглашение в этой области -Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Оба этих соглашения охватывают большое количество государств, численность которых продолжает расти: если первоначальный состав Бернского союза (1886 г.) ограничивался десятью государствами, то в Женевской межправительственной конференции 1952 г., на которой и была принята Всемирная конвенция, принимали участие представители пятидесяти различных стран; в 1972 г. число участников конвенций превысило 60; в 1997 г. в Бернской конвенции участвовало уже 91 государство, а во Всемирной конвенции - 81, причём участниками Всемирной конвенции является ряд государств, не участвующих в Бернской конвенции (в частности, страны американского континента). РФ в настоящее время является участником и Бернской (с ноября 1993 г.), и Всемирной (в качестве правопреемника СССР, присоединившегося к ней 27 мая 1973 г.) конвенций.

Кроме многосторонних конвенций общего характера, таких как Бернская и Всемирная, в области авторского права и смежных прав заключён также ряд других международных соглашений:

а) специального характера:

• Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, заключённая в 1961 г.;

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве в 1971 г.;

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе в 1974 г.;

б) региональных соглашений (это многочисленные панамериканские конвенции, ряд европейских соглашений, а также Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное в Москве в 1993 г. государствами - участниками СНГ).

Заключение многосторонних международных соглашений уменьшило значение двусторонних, но они, как отмечал А. Троллер, «не отодвинули их полностью в сторону»[3]: большое значение, например, имели до присоединения США к Всемирной конвенции соглашения и заявления о взаимности, которые были заключены или которыми обменялись США со странами - членами Бернского союза. Двусторонние соглашения могут заключаться как государствами, не участвующими в многосторонних соглашениях, так и участвующими в них; они также могут быть заключены, с одной стороны, государством - участником многостороннего соглашения, а с другой -государством, в этом соглашении не участвующим, - никаких ограничений на сей счёт не предусмотрено.

Итак, наиболее важная роль в наши дни принадлежит многосторонним соглашениям общего характера, но это не означает, что в современном мире не применяются другие формы охраны авторских и смежных прав -предоставление охраны на началах взаимности и заключение двусторонних соглашений: очевидно, каждое государство выбирает тот или иной вид международной охраны авторского права в зависимости от культурной политики, экономических, исторических, юридических и иных условий и особенностей данной конкретной страны.

Российская Федерация уже участвует в ряде основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с ноября 1993 года); во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года - с 27 мая 1973 года, в редакции 1971 года-с 13 марта 1995 года); в Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 года), а также в Конвенции 1974 года о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 13 марта 1995 года).

С 26 мая 2003 г. Российская Федерация также участвует в Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (Римской конвенции 1961 г.), с некоторым запозданием реализовав своё обязательство перед Европейским Союзом присоединиться к конвенции до конца 2002 г., нашедшее отражение и в Соглашении 1997 г. о партнёрстве и сотрудничестве, устанавливающем партнёрство между Европейскими сообществами и учреждающими их государствами с одной стороны и Российской Федерацией, с другой стороны. Поскольку положения данной конвенции с определёнными изменениями вошли в Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), присоединение к ней должно стать необходимым шагом для вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).

На сегодняшний день Российская Федерация не участвует в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г., который развивает положения Бернской конвенции и отдельно упоминает о таких объектах авторского права, как компьютерные программы (статья 4) и компиляции данных или другой информации («базы данных»), представляющие собой результат интеллектуального труда (статья 5); Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) 1996 г. (текст договора составлен с учётом таких реалий современности, как возможность интерактивных сообщений по запросу через систему Интернет или Web-TV) и Договоре о международной регистрации аудиовизуальных произведений (FRT) 1989 г. (он учреждает международный регистр аудиовизуальных произведений для регистрации заявлений в отношении аудиовизуальных произведений и прав на них).

Скорейшее присоединение Российской Федерации к этим международным соглашениям стало бы важным шагом на пути совершенствования охраны интеллектуальной собственности на территории России.

Международная система охраны промышленной собственности направлена на обеспечение правовой охраны таких объектов этой формы собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, сорта растений, географические указания (указания источников и наименование мест происхождения товаров и услуг), фирменные наименования, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Такие объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг имеют общий признак, заключающийся в том, что их охрана осуществляется в виде предоставления исключительных прав на использование. Недопущение недобросовестной конкуренции прямо не касается исключительных прав, однако оно направлено против таких методов конкуренции, которые противоречат честной практике в промышленных и торговых делах.

Международная система охраны авторского и смежных прав в свою очередь способствует развитию литературы, науки и искусства путем обеспечения правомерного использования и распространения литературных, музыкальных, художественных, фотографических, аудиовизуальных и иных произведений, компьютерных программ, программ вещания.

 

[1] Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав / Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. - С. 10.

[2] Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав / Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. С. 10. 2 Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973. - С. 18.

[3] Troller Alois. Die mehrscitigcn vSlkerrcchtlichen Vertrage im Intemationalen Gcwerblichen Rechtsschutz und Urhebcrrecht. Basel, 1965.- S. 7

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.03.2017)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%