Как уже отмечалось выше, исторически первыми международными соглашениями в сфере авторского права были двусторонние соглашения. Так, в период с 1827 по 1829 гг. между Пруссией и другими германскими государствами было заключено 32 соглашения о взаимной охране авторских прав, которые во многом носили формальный характер, т.к. очень сильны были тенденции к интеграции, и уже в 1832 г. в пределах всей Германии был введён единый закон об авторском праве. В 1840 г. Сардиния (Италия) заключила соглашение (конвенцию) с Австрией, а в 1843 г. - с Францией. В дальнейшем Франция заключила ряд таких соглашений, важнейшими из которых были соглашение с Великобританией (1851 г.) и с Бельгией (1852 г.). Всего с 1852 по 1862 г. Франция заключила 23 двусторонних соглашения об авторском праве, в которых давался перечень объектов авторского права, на которые распространялась охрана по договору, содержались правила о национальном режиме, о сроке действия охраны авторских прав. Исследователи отмечают, что основное правило двусторонних конвенций обычно сводилось к тому, что на территории одной страны признавались только те авторские права, которые первоначально возникли на территории другой страны.
В настоящее время вопросы взаимной охраны авторских прав решаются в международных отношениях исходя из общепризнанного в международной практике территориального характера авторского права и из положений внутреннего законодательства государств об авторских правах иностранных граждан. Дальнейшему развитию такой охраны способствует международное культурное сотрудничество, основные принципы которого рассматривались во введении в данную работу. Заключение конвенций о взаимной охране авторских прав играет важную роль: оно «способствует углублению и совершенствованию организационных форм сотрудничества..., призвано повышать моральную и материальную заинтересованность творцов произведений науки, литературы и искусства в развитии этого сотрудничества»[1]. В то же время, сотрудничество в области авторского права неразрывно связано с общей системой международного культурного и научно-технического сотрудничества.
В прошлые годы соглашения СССР о культурном сотрудничестве с другими социалистическими странами иногда дополнялись двусторонними соглашениями по вопросам взаимной охраны авторских прав. Таковы были соглашения с Венгрией (1967 и 1978 гг.), Болгарией (1971 и 1975 гг.), Польшей (1974 г.), ГДР (1975 г.), Чехословакией (1975 г.) и Кубой (1985 г.); из стран, не принадлежавших к социалистическому лагерю, заключали двусторонние соглашения с СССР Австрия (1981 г.) и Швеция (1986 г.). Все перечисленные
соглашения (кроме соглашения с ныне не существующей ГДР) действуют в отношении РФ как правопреемника СССР и в настоящее время.
После известных событий 1991 г. РФ самостоятельно выступает на международной арене и заключает международные соглашения; важнейшим из подписанных ею за этот период двусторонних международных договоров в области авторского права представляется Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР в области охраны прав интеллектуальной собственности (Пекин, 1996 г.).
Давая общую оценку международным соглашениям о взаимной охране авторских прав, следует обратить внимание на то, что они позволяют сторонам на основе издательских планов полнее информировать друг друга о новых произведениях, готовящихся к печати, а в случае необходимости и влиять на отбор произведений, предназначенных для издания и исполнения в другой стране; устанавливая обязанность согласовывать условия использования произведений авторов одной страны в другой, такие соглашения открывают широкие возможности для изучения и анализа читательского и зрительского спроса на произведения авторов другой страны.
Останавливаясь на наиболее типичных для данного вида международных соглашений положениях, заметим, что, как правило, каждая из сторон, исходя из условий договора, поощряет издание произведений литературы и искусства, созданных гражданами другой страны, включение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и хореографических произведений, созданных гражданами другой страны, в репертуары театров, оркестров, музыкальных коллективов и солистов своей страны и т.п.
Поскольку двусторонние международные договоры в области авторского права заключаются в рамках общего культурного сотрудничества между странами - участницами соглашения и являются составной частью их научного и культурного сотрудничества, заключение межправительственных соглашений в целях обеспечения практического решения вопросов
осуществления в новых условиях взаимной охраны прав авторов может быть дополнено так называемым рабочим соглашением, которое подписывается между специализированными авторско-правовыми организациями (обществами) договаривающихся государств. М.М. Богуславский называет конкретные формы такого сотрудничества: по его мнению, оно «может прежде всего состоять в том, что... эти организации примут на себя обязательство обеспечивать в соответствии с действующим законодательством на территории их деятельности взаимный сбор, распределение и перечисление авторского вознаграждения, причитающегося авторам другой страны, во всех случаях управления правами авторов на коллективной основе: публичное исполнение произведений, тиражирование грампластинок, использование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также получение дополнительного вознаграждения за кино- и телефильмы, издание произведений (сбор вознаграждения для наследников авторов)»[2]. В России такой специализированной организацией является Российское авторское общество (РАО), пришедшее на смену ВААП, действовавшей в СССР и фигурировавшей в ряде его международных соглашений.
[1] Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М, 1973. - С. 244.
[2] Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М, 1973. - С. 244.
|