Одной из основных особенностей международного частного права является то, что эта отрасль не имеет единой системы права и чёткой иерархии законодательства и его источники часто входят в противоречие между собой. Не до конца разрешён в этой связи научный спор между сторонниками дуалистической и монистической теорий: первые из них полагают, что международное и внутреннее право - это не только различные отрасли права, но и разные правопорядки; вторые же признают, что и международное, и национальное право - единая сфера, но в свою очередь дискутируют на предмет того, какой из систем - международному или национальному праву -должен отдаваться приоритет.
Территориальный характер авторского права предопределяет особую важность унификации законодательства и детального разрешения коллизионных вопросов: в противном случае права авторов перестают охраняться вовсе.
В российском законодательстве данная проблема решена следующим образом: ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает примат международных соглашений РФ над её внутренним законодательством. Это означает, с одной стороны, что присоединение РФ к многосторонним международным соглашениям влечёт за собой внесение изменений и дополнений во внутреннее законодательство, если это необходимо для устранения существующих противоречий, а с другой стороны - что двусторонние соглашения РФ подготавливаются и заключаются с тем расчётом, чтобы по возможности сохранить действующее законодательство в неизменном виде.
В РФ и странах СНГ, в отличие от Австрии, Венгрии, Китая, Польши, Румынии, Турции, Швейцарии и ряда других государств, не принималось специальных законов по вопросам международного частного права: вместо них
существуют отдельные нормы международного частного права, законодательно закреплённые в законодательных актах различных отраслей (прежде всего - гражданско-правовых), причём число таких норм возрастает по мере развития международного сотрудничества страны.
Важнейшим источником внутреннего российского законодательства в этой связи представляется Конституция РФ, содержащая ряд общих положений, касающихся международного права и международных договоров, а также авторско-правовые нормы: ч. 1 ст. 44 Конституции впервые на уровне Основного Закона вводит понятие интеллектуальной собственности, устанавливая, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».
Следующий важнейший источник авторского права РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, конкретизирующий понятия авторского права.
К источникам авторского права РФ относятся и некоторые нормативные акты исполнительной власти, в том числе Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. №218.
Внутреннее законодательство зарубежных стран также обладает своей спецификой: кроме уже перечисленных государств, принявших специальные законы по международному частному праву, необходимо выделить страны англосаксонской системы права (прежде всего - Великобританию и США), в которых определённое значение имеют частные кодификации, составленные на основе обобщения судебных прецедентов. Следует отметить выраженную тенденцию усиления роли законодательства по сравнению с недалёким прошлым, когда в области международного частного права безраздельно господствовала судебная практика (т.н. прецедентное право); эту тенденцию наглядно иллюстрируют Закон о международном частном праве, принятый в штате Луизиана в 1991 г., и ряд других законов как США, так и Великобритании.
Имеет свои особенности и законодательство ряда развивающихся стран: так, в Алжире, Египте, Ираке, Перу, Сирии непосредственно в гражданских кодексах содержатся коллизионные нормы, а также так называемые правила о правовом положении иностранных компаний, направленные на освобождение экономики этих стран от влияния иностранного капитала.
Создание в России современной международно признанной системы охраны интеллектуальной собственности, ее совершенствование и развитие не возможны без гармонизации национального законодательства с нормами международного права в этой сфере, без учета практики деятельности и опыта национальных патентных ведомств промышленно развитых стран и специализированной международной организации.
Определены и основные цели и направления участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны интеллектуальной собственности:
• создание, последующее развитие и совершенствование, международной признанной государственной системы охраны интеллектуальной собственности, которая обеспечила бы наиболее благоприятные условия для защиты интересов отечественных и иностранных авторов и пользователей объектов этой формы собственности как на территории России, так и за ее пределами, в частности путем создания гармонизированной с международными правовыми нормами законодательной нормативной базы;
• изучение и использование мирового опыта создания национальных систем охраны интеллектуальной собственности;
• создание атмосферы доверия со стороны российских и иностранных предпринимателей с целью привлечения инвестиции в отечественные инновационные проекты, в частности в виде современных прогрессивных технологий, в индустрию авторского права;
• получение помощи в развитии национальной системы охраны интеллектуальной собственности со стороны международных и региональных организаций в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества;
• утверждение Российской Федерации как полноправного члена международного общества, повышения авторитета государства, в международных организациях по вопросам интеллектуальной собственности.
Международное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности существенно влияет на развитие предпринимательства, внешней торговли, на инновационную и инвестиционную политику государства. Благодаря сотрудничеству осуществляется постоянный международный обмен научно-технической информацией и документацией, без чего невозможное развитие научно-технического потенциала России.
Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в этой сфере реализуется следующим образом:
• активное сотрудничество с ВОИС и конкретное участие в работе ее руководящих органов, постоянных комитетов, комитетов экспертов и рабочей группы;
• участие в союзах, договорах и соглашениях, административную функцию которых выполняет ВОИС;
• сотрудничество с региональными международными организациями по охране интеллектуальной собственности (Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности страны СНГ, Европейская патентная организация);
• двустороннее межправительственное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности, а также сотрудничество на уровне патентных ведомств;
• участие в организации и проведении международных семинаров, конференций, симпозиумов по вопросам правовой охраны и использования интеллектуальной собственности.
|