Понедельник, 25.11.2024, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Независимость судей, как гарантия реализации принципа законности

Реализация принципа законности обеспечивается рядом процессуальных гарантий, к числу которых относятся, прежде всего, гарантии, составляющие содержание других принципов гражданского процесса: независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и закону, состязательности и процессуального равноправия сторон, гласности.

Независимость судей, как принцип является темой самостоятельного изучения. Однако проблемы установления законности и обеспечения независимости судей настолько взаимосвязаны, что обойти их соотношение в настоящем исследовании нельзя.

В юридической литературе высказываются противоречивые точки зрения о соотношении принципов законности и независимости судей и подчинения их только закону.

Первая из них заключается в том, что принцип законности, пронизывающий все отрасли права, в гражданском судопроизводстве находит специфическое выражение в виде принципа независимости судей и подчинения их только закону. Вторая: принцип независимости судей и подчинения их только закону базируется на принципе законности. Последняя позиция позволяет рассматривать принцип независимости судей и подчинения их только закону как более надежный гарант деятельности суда в точном соответствии с законом, нежели принцип законности.

Принципы законности и независимости судей и подчинения их только закону, являясь элементами системы принципов гражданского процесса, взаимосвязаны и взаимообусловлены по закону систем. Конечно, принцип законности проявляется в гражданском процессе своеобразно в связи с тем, что деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел имеет свою специфику. Вместе с тем принцип законности не может быть поглощен принципом независимости судей и подчинения их только закону, поскольку последний имеет более узкую сферу применения по сравнению с принципом законности.

Если принцип законности является основой жизнедеятельности всего общества и каждого органа, должностного лица, а в гражданском процессе распространяется не только на суд, но и на ряд других субъектов гражданского процессуального права (прокурора, органов государственного управления и других лиц, участвующих в деле), то принцип независимости судей и подчинения их только закону — «специфически судебный принцип, обусловленный выполнением функции правосудия».

Принцип независимости судей вторичен по отношению к принципу законности, поскольку только на основе последнего можно установить действительную независимость судей в объеме, необходимом для полноценного осуществления правосудия по гражданским делам. При этом достижение законности возможно при таком построении процесса, когда подчиненные только закону судьи и народные заседатели независимы от кого- либо и чего-либо (общественного мнения, вмешательства местных властей, председателя суда в судебную деятельность).

Гарантиями установления законности являются гарантии, составляющие содержание других принципов гражданского процессуального права, в том числе, независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону: наличие гражданской процессуальной формы; запрет какого-либо вмешательства в судебную деятельность; возможность отвода судьи и народного заседателя; неприкосновенность судьи; несменяемость судьи; принцип сочетания единоличного и коллегиального начала; беспристрастность.

Важнейшим признаком правосудия является наличие развитой процессуальной формы как гарантии законности, прав участников процесса. Именно процессуальная форма делает суд независимым.

Независимость суда не может быть абсолютной и должна трактоваться в единстве с принципом законности. Не случайно положения о независимости суда и подчинении его Конституции Российской Федерации и федеральному закону сформулированы в одном предложении ч. 1. ст. 120 Конституции Российской Федерации, что дает основания для их неразрывного восприятия.

Отражение в процессуальном законодательстве положения о подчинении судей Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия служит обеспечению реализации принципа прямого действия Конституции Российской Федерации в рассмотрении и разрешении гражданских дел и установлению соответствия норм ГПК положениям Конституции Российской Федерации.

Судьи и народные заседатели должны выполнять обязанности по осуществлению правосудия в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на их судебную деятельность. Не следует расценивать самостоятельность судей как полную свободу и независимость от чего-либо, что, впрочем, недопустимо в системе общественных связей демократического общества. Судьи независимы, но не от законов.

Не следует судейскую свободу расценивать как свободу от задач государства, поставленных перед правосудием, в частности в гражданском судопроизводстве. При всей значительности судебной власти, она, как и любая власть, не безгранична. В отношении суда предел должен быть задан законом. Выход за него, либо отклонение или применение полномочия вопреки его назначению расценивается как нарушение закона, каким бы оно ни было незначительным.

В гражданском процессе суд связан двумя видами ограничений его независимости: процессуальными – регламентирующими действия суда с момента возникновения судопроизводства и до момента постановления решения; материальными – отграничивающими вывод суда в споре о праве. Суд при вынесении решения применяет модель общественного отношения, которая заранее ему предписана законодателем.

Независимость гарантируется не только при осуществлении правосудия, но и вне него в частности положениям о самостоятельности судебной власти и неприкосновенности судей.

При обеспечении независимости правосудия главной остается проблема гарантий независимости собственно судьи уже в процессе осуществления им своих полномочий. Наиболее актуальной остается задача обеспечения таких составляющих принципа независимости судей, как судейский иммунитет и несменяемость.

Суд по своей правовой природе находится в центре конфликтной ситуации, и каждая из сторон процесса надеется на то, что суд примет за истину именно ее точку зрения; часто стороны полагают возможным повлиять на судью. Именно поэтому государство стремится создать дополнительные правовые механизмы обеспечения независимости и беспристрастности судов и судей.

Законодательное закрепление судейского иммунитета (с учетом положений п. «г», ст. 71 Конституции Российской Федерации) обусловлено стремлением оградить судью от внепроцессуального вмешательства представителей правоохранительных органов, участников процесса в деятельность по отправлению правосудия с целью оказания давления на судью. Однако следует констатировать, что законодательные и организационные мероприятия судебной реформы не обеспечили «ограждения судов от вмешательства федеральных и местных органов власти в их деятельность».

В то же время может и должен быть поставлен вопрос об освобождении от должности судьи, нарушающего требования закона и этические нормы. Нарушение судей уголовного закона, допущение им волокиты, грубости, любого проступка, есть свидетельство недостаточности существующих механизмов отбора кандидатов на должности судей.

В контексте настоящего исследования выделяется такая составляющая содержания принципа независимости судей и подчинения их только закону, как возможность отвода судьи и народного заседателя с целью достижения их полноценной независимости.

Личная, прямая или косвенная заинтересованность предполагает желание или возможность получить от результатов рассмотрения дела ту или иную выгоду для себя, удовлетворить свои интересы за счет общественных или в ущерб им. Проявление судьей личной заинтересованности в деле нарушает принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Руководствуясь принципом законности, судья (судьи) или народные заседатели при наличии оснований для отвода обязаны подчиниться требованиям гражданского процессуального законодательства и устраниться от участия в деле.

Интересам оперативности и ускорения процесса рассмотрения гражданских дел может служить предложение о необходимости разъяснения лицам, участвующим в деле, права на отвод, решение вопроса об отводе субъектов процессуальных правоотношений, в том числе судьи или народного заседателя, в стадии подготовки дела.

Гарантией реализации принципа законности является принцип сочетания единоличного и коллегиального начала. Право судьи на единоличное рассмотрение дела является правом альтернативным: закон не предписывает, а разрешает судье рассмотреть единолично определенную категорию дел. От мнения лиц, участвующих в деле, по данному вопросу зависит, в каком порядке будет рассмотрено дело.

В гражданском процессуальном праве прослеживается неоднозначное отношение некоторых исследователей к рассмотрению гражданских дел коллегиальным составом суда первой инстанции. Некоторые из них приходят к выводу о реальной возможности исключения принципа участия народных заседателей в суде, поскольку этот принцип на данном этапе исторического развития потерял свою политическую основу. С этим нельзя согласиться, поскольку предложение об исключении «ненужного» института может ограничить диспозитивное право сторон влиять на порядок рассмотрения их дела единолично или коллегиальным составом суда.

Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции следует сохранить в виде исключения либо по определению самого судьи, либо на основании мотивированного ходатайства лиц участвующих в деле, по особо сложным делам, по новым категориям дел, где отсутствует судебная практика, при неясности закона или противоречивости законодательства, т.е. тогда, когда требуется «консилиум» специалистов в рассматриваемой и смежных отраслях права. Во всех остальных случаях коллегиальное рассмотрение дела ведет к нерациональному использованию немногочисленного судейского корпуса, что является одной из причин чрезмерной нагрузки судей.

Своевременным представляется обсуждение вопроса о необходимости введения института помощников судей, где с возложением на них обязанностей по проведению подготовки дела к судебному разбирательству, что будет отвечать современным потребностям судебной практики в необходимости снижения нагрузки судей и способствовать реализации принципа беспристрастности судей в рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Беспристрастность означает реализацию конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации)57. В беспристрастности – обязанность судей гарантировать обеим сторонам объем равных прав, без привилегий или отступлений от прав одной стороны за счет другой, обязанность вести исследование дела объективно.

С.А. Барашков предлагает рассматривать беспристрастность как составляющее содержание принципа независимости судей. На наш взгляд, беспристрастность суда в обеспечении равных прав участников процесса является гарантией независимости судей, так, как призвана, исключить воздействие посторонних мнений на суждения судьи, и направлена на строгое соблюдение принципа законности.

Большинство процессуалистов придерживаются позиции о том, что участие судьи в вынесении каких-либо решений непосредственно до начала судебного разбирательства не может свидетельствовать об угрозе беспристрастности судьи к существу дела. Между тем такое участие на стадии подготовки ведет к тому, что еще до начала собственно правосудия у судьи может сложиться предвзятое впечатление в отношении той или иной стороны, и уже в дальнейшем само судебное разбирательство может пойти именно в этом русле. Даже если такое участие судьи, которое, несомненно, таит в себе угрозу прийти к предвзятому мнению, в дальнейшем не сыграет существенной роли непосредственно при отправлении правосудия, следует считать, что имела место функциональная недостаточность принципа беспристрастности.

Реализации беспристрастности, а значит и большей гарантированности принципов законности и равноправия сторон, отвечает раздельное ведение подготовительной стадии к судебному разбирательству (судьей или помощником судьи) и непосредственно самой стадии судебного разбирательства (другим судьей).

Выявленные соотношения принципов законности и независимости судей и подчинения их только закону в гражданском процессе позволяют прийти к следующим выводам.

Принципы законности и независимости судей и подчинения их только закону как элементы системы принципов гражданского процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены по закону систем и не могут, исключить значения друг друга.

Гарантиями принципа законности в гражданском процессе являются слагаемые содержания принципа независимости судей и подчинения их только закону: наличие гражданской процессуальной формы; запрет какого-либо вмешательства в судебную деятельность; возможность отвода судьи и народного заседателя; неприкосновенность судьи; несменяемость судьи; принцип сочетания единоличного и коллегиального начала; беспристрастность. Соотношение принципов законности и независимости судей, проявляется в подчинении последних «только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Достижению законности отвечает раздельное ведение подготовительной стадии к судебному разбирательству (судьей или помощником судьи) и непосредственно самой стадии судебного разбирательства (другим судьей).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%