Конституция РФ в ст.ст. 7,8 закрепляет охрану труда в качестве основы конституционного строя.
Согласно ст. 37 Конституции РФ важнейшими правами и свободами человека и гражданина являются право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на защиту от безработицы.
Эти основы конституционного строя конкретизируются в нормативно – правовых актах о трудовых отношениях.
Основные нормы юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства, регламентирует Трудовой кодекс РФ, но в конкретных ситуациях он содержит бланкетные и отсылочные нормы к другим нормам права.
Согласно ст. 362 Трудового кодекса РФ, лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства, привлекаются к ответственности в случаях и порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В Трудовой кодекс также включены и другие статьи об ответственности за нарушение требований законодательства о труде: об ответственности сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением и другие действия (ст. 54, 55), а также за уклонение представителей работодателя от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 416).
Эти нормы являются отсылочными или бланкетными, то не конкретизируют вину и ответственность, а содержат отсылки к другим нормативным актам.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях действует соответствующая система норм об ответственности за нарушения трудового законодательства. Основная ст. 5.27 КоАП РФ в самой общей форме дает определение административного правонарушения в трудовой сфере.
Получается, что статья предусматривает административную ответственность за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Глава 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», и это не удивительно включает специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства, потому что право на труд – это право конституционное.
Имущественную ответственность за нарушение трудового законодательства регламентируют правовые нормы Трудового кодекса РФ, а также Гражданского кодекса РФ.
Мы, таким образом, рассмотрели основные источники регулирования отношений в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства.
Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. С момента возникновения юридическая ответственность была основана на санкциях правовых норм государственного принуждения, применяемого против правонарушителя.
С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"». Для отдельных положений указанных Законов предусмотрены другие сроки вступления в силу.
Федеральный закон № 421-ФЗ внес новые положения как в Коап РФ, так и в УК РФ. Из этих положений можно сделать вывод о том, что в этих нормативных актах санкции за нарушения требований по охране труда стали строже. И ответственность стала более разделенной в зависимости от тяжести правонарушения.
Новые нормы, внесенные в КоАП РФ об ответственности за административные правонарушения трудового законодательства требований охраны труда, регулируемые Федеральным законом № 421-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2015 г. Но переходный период не все руководители использовали для того, чтобы исправить организацию трудового процесса.
В КоАП РФ внесена норма, которая увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с двух месяцев до года (ст. 4.5). Благодаря этим новым нормам контролирующие органы, представители Роструда смогут привлекать к административной ответственности большее количество работодателей и их должностных лиц.
Ужесточена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: ст. 5.27 КоАП РФ представлена в новой редакции.
Изменения в КоАП РФ предполагают выделение наиболее опасных для жизни и здоровья работников нарушений законодательства об охране труда в отдельную ст. 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», предусматривающую такие составы правонарушений в области охраны труда, как нарушение установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и др. Административная ответственность за указанные правонарушения дифференцирована.
Новой частью дополнена ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ.
В заключение выделим наиболее важные моменты, связанные с изменениями в порядке привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда: изменения в КоАП РФ вступают в силу с 2015 г.;
- срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства увеличен с двух месяцев до года;
- административная ответственность, предусмотренная ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, будет дифференцирована в зависимости от вида нарушения. Максимальная сумма штрафа может достигать 200 000 руб.;
- наиболее опасные для жизни и здоровья работников нарушения законодательства об охране труда отнесены в отдельную ст. 5.27.1 КоАП РФ, административная ответственность за которые дифференцирована. Например, нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 руб., а повторное аналогичное нарушение - штрафом до 200 000 руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- за невыполнение предписаний представителей Роструда на юридических лиц может быть наложен штраф в размере до 200 000 руб.;
- дифференцирована и усилена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.
2015 г. начался со значительного ужесточения административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Трудинспекции и прокуратура активизировали контрольные мероприятия, особенно по выявлению нарушения требований по охране труда, и тенденция эта, безусловно, сохранится. 2016 г. также обещает быть щедрым на потрясения для работодателей.
Большинство из нововведений в сфере регулирования и охраны труда, в области миграционного законодательства направлены на ужесточение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и требований охраны труда, усиление контроля над обработкой персональных данных работников, а также в целом на обеспечение соблюдения трудовых прав работников.
Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство - это сбережет его "кошелек" и обеспечит работников нормальными условиями труда.
|