В современной науке избирательного права и процесса, довольно таки спорной группой считается «избирательный процесс». До сегодняшнего дня нормативного определения данного важного понятия не было закреплено в федеральном законодательстве. Отдельные регионы, например, Свердловская область до этого уже пробовали возместить данный пробел, однако потом определения данного понятия были удалены из текста избирательных законов. Данный недочет федерального законодателя привел к выходу в свет огромного количества различных точек зрения.
В современном праве можно отметить 4 основных подхода к осмысливанию рассматриваемой группы. При этом в рамках любого из всех подходов существуют варианты за и против, которые отстаивают отдельные ученые.
Почти все эксперты под избирательным процессом понимают урегулированную законодательством и иными нормативными актами строгую очередную деятельность по подготовке и проведению выборов. Схожее определение, к примеру, раньше было в п. 20 ст. 2 Избирательного кодекса (закона) Свердловской области от 5 декабря 1997 г. N 72-ОЗ (этот Закон отменен): «Избирательный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов»[1]. Фактически все ученые, придерживающиеся данной точки зрения, сосредотачивают вниманием на том, что избирательный процесс считается разновидностью юридического процесса[2]. Поэтому избирательный процесс позволительно рассматривать как очередность сменяющих друг друга стадий по подготовке и проведению выборов. При этом отдельные авторы (к примеру, Ю.А. Веденеев) отождествляли эту группу с категорией "избирательная кампания", которая была определена федеральным законодателем[3]. В пт. 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится данная дефиниция: «Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов»[4].
Отдельные ученые, например Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян категорично были против данного отождествления по фактору различия сроков проведения избирательной кампании от сроков организации избирательного процесса[5]. С их точки зрения, избирательная кампания считается только отдельной частью избирательного процесса. В общем, отмеченные расхождения в суждениях экспертов, придерживающихся 1 точки зрения, никак не затрагивают немаловажных признаков понятия избирательного процесса. Этот подход именуется процессуальным.
2-ую точку зрения предложил С.А. Авакьян, которая «базируется на признании избирательного процесса системой правоотношений, связанных с организацией и проведением выборов»[6]. Однако при этом ученые подтверждают, что отдельные правоотношения соединяются в стадии, однако очередность данных стадий никак не может быть строгой. Более того, возможно выполнение избирательных действий из разных стадий в один и тот же момент времени. Именно поэтому, качество стадийности для избирательного процесса, по суждению отдельных ученых, нехарактерно.[7] В данном значении селективный процесс фактически никак не отличим от понятия "избирательная система" в ее широком осмысливании. По этому данный подход обычно принято именовать системным.
3-я точка зрения основывается на постулате о том, что селективный процесс представляет собой систему процедурных общепризнанных норм, регламентирующих распорядок подготовки и проведения выборов в органы гос власти и местного самоуправления (С.А. Белов)[8]. В данном случае ученые улавливают селективный процесс как часть избирательной системы (а если точнее, то ее нормативную составляющую), полностью правосудно выделяя тот прецедент, что большая часть общепризнанных норм избирательного законодательства носит процедурный, а не материально-правовой нрав. В современной науке данный подход именуется нормативным.
4-ая точка зрения базируется на признании комплексной природы избирательного процесса. И так, С.В. Серков, В.А. Серков считают то, что «избирательный процесс представляет собой устройство правовой регулировки формирования госвласти и местного самоуправления путем проведения выборов»[9]. При этом сам процесс, на взгляд отмеченных ученых, включает в себя нормотворческую и правоприменительную деятельность в сфере проведения выборов, избирательные права и взгляды, общепризнанных норм избирательного права и проч. ,а не только сами стадии
А.В. Зиновьев и И.С. Полякова выделяют в избирательном процессе 2 элемента: «процессуальный (стадии) и нормативный (институт избирательного права)»[10].
С.Д. Князев еще указывает на полный характер и выделяет в избирательном процессе 3 составляющие: субъектный, научно-технический (избирательная документация, сроки) и институциональный (стадии процесса, которые, по его суждению, состоят из избирательных правоотношений)[11]. Представленные точки зрения разрешено неустрашимо именовать смешанными.
Признаки избирательного процесса
В данных выше точках зрения к определению понятия избирательного процесса учеными выделяются разные значительные признаки. Как уже было сказано выше, по различным мнениям приверженцев процессуальной концепции, селективный процесс считается разновидностью юридического процесса и состоит из упорядоченных стадий. Стадии же, состоят из избирательных действий. Однако справедливо ли это предложение?
Как оказалось, качество стадийности не совсем типично для основной массы стадий избирательного процесса. И так, после опубликования акта о назначении выборов граждане по закону могут выдвигать собственные кандидатуры, создавать избирательные фонды, определять собственных представителей в избирательные комиссии, исполнять предвыборную агитацию. Данные избирательные деяния вправе исполняться одновременно.
Хронологический аспект никак не используется и в отношении почти всех предварительных стадий избирательного процесса. И так, избирательные округа создаются до назначения выборов, регистрация и учет избирателей постоянно исполняется раз в год, в том как и в межвыборный период. Отдельные ученые попробовали постановить данную дилемму, при этом отрекшись отделять эти стадии, что, незаконно и противоречит нормам права[12].
Подчеркну и иную особенность избирательного процесса. В нем принимает участие очень много субъектов, у которых есть право вовлекаться в процесс и уйти из него в любой момент. И так, для всех новоиспеченных кандидатов, выдвигающих собственную кандидатуру, стадия выдвижения и проведения агитации наступает позднее, нежели у предшественников. Из этого следует то, что селективный процесс никак не единичен. Это совокупность разных действий, которые существуют для любого кандидата и партии.
Любители процессуальной доктрины пробовали справиться с этим возражением, говоря то, что в законе закреплено 2 различных мнения: избирательная кампания по подготовке выборов и избирательная кампания кандидата, избирательных объединений. И так, К.В. Краснов заявлял то, что избирательная кампания по проведению выборов включает все черты юридического процесса, а кампания кандидата и партии - недостает[13]. Согласно его суждению, селективный процесс дает необходимую сумму этих составляющих, потому он включает специальные черты. Данное предложение, вполне опровергается точкой зрения Ю.А. Дмитриева о том, что избирательная кампания для проведения выборов и процесс - нетождественные группы. Почти все избирательные деяния совершаются до начала кампании. Также, сама избирательная кампания, проводимая избирательной комиссией, лишена черты процесса, этак как закон позволяет ей исполнять деяния из разных стадий процесса, о чем говорится выше.
Есть и другие доводы противоречащие процессуальной и нормативной точкам зрения. До сих времен ни в одной стране нашего мира не были приняты самостоятельные избирательные процессуальные кодексы[14]. Ни в одном субъекте РФ пока что не присутствуют отдельные избирательные процессуальные кодексы. Имеющиеся избирательные законы имеют реально-процессуальный нрав. И так, в Избирательном кодексе Свердловской области выделяется единая и особая части. Общая часть охватывает общепризнанные нормы-взгляды, общепризнанные нормы-дефиниции (эти расположения или дублируют надлежащие расположения федерального законодательства, или отсылают к ним)[15]. Особенная часть Кодекса хоть и имеет название "Избирательный процесс", однако охватывает не только процессуальные, но и материальные общепризнанные нормы (так, ст. 90 устанавливает методологию распределения депутатских мандатов по пропорциональной системе). Очевидно, областной законодатель в данном случае только повторил положения федерального закона, отклоняющего мысль выделения автономного избирательного процессуального права.
Начиная с 1999 г. в избирательном законодательстве возникла группа "избирательные права людей". В пт 28 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ излагается такое определение: «Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации[16], настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации»[17]. Поэтому, не считая активного и пассивного избирательного права гражданин владеет цельным комплексом особых избирательных прав, большую часть из которых составляют процессуальные отношения (права наблюдающего, к примеру). Но посреди данных прав имеется и реально-правовые (преимущество принять участие в притворении в жизнь предвыборной агитации либо совершать пожертвования в избирательные фонды). Единый селективный процесс, разрешено понимать, как систему материальных и процессуальных избирательных правоотношений.
Данная точка зрения, заслуживает собственного признания, потому что те либо другие избирательные деяния уполномоченных органов страны, избирательных комиссий, претендентов, избирателей, состовляющие селективный процесс, в собственную очередность, считаются практическим вхождением правоотношений, в каких реализуются избирательные права. И так, на стадии выдвижения претендентов реализуется преимущество принять участие в выдвижении претендентов (списков претендентов), на стадии воплощения предвыборной агитации - преимущество принять участие в ее притворении в жизнь.
Можно сделать вывод о том, что процессуальная исмешанная точки зрения, никак не готовы отобразить значительные признаки избирательного процесса. Но нормативный подход, охватывает разумное влияние в том значении, что он базируется на классическом восприятии процесса в 4 смыслах: как совокупы стадий, как системы общепризнанных норм, как науки и как учебной дисциплины. На мой взгляд, 1-ое предложение невозможно применить к избирательному процессу. Но остальные 3 полностью применимы, но с маленькими изменениями. Избирательное законодательство охватывает трудную систему материальных и процессуальных общепризнанных норм, которые пребывают в неразрывном согласии. В силу этого, на мой взгляд, верно сказать конкретно о избирательном праве и процессе как под отрасли конституционного права, содержащей общепризнанные нормы, регулирующие публичные отношения по поводу подготовки и проведения выборов в органы гос. власти и местного самоуправления.
[1] Избирательный кодекс Свердловской области (с изменениями на 21 декабря 2015 года)
[2] Сунцова Е.А. Подсчет и учет голосов как стадия избирательного процесса/Е.А. Сунцова, В.П. Бетин // Административное и муниципальное право – 2014. – № 6. – С. 11.
[3] Веденеев Ю.А. Избирательное право: Учебник. / Ю.А. Веденеев, Д.Б.Катков, Е.В. Корчиго. – Москва: Юриспруденция, 2015. – С.117.
[4] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ред. от 05.04.2016 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253; Собрание законодательства РФ. – 2016. – №17. – Ст. 2340.
[5] Дмитриев Ю.А. Избирательное право: Учебник. / В.Б. Исраелян, Ю.А. Дмитриев. - Москва: Юстицинформ, 2014. – С.151.
[6] Авакьян С.А. Конституционное право: Методическое руководство к семинарам./ С.А. Авакьян – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – С. 176.
[7] Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис. ... канд. юрид. наук./ В.А. Ахлюстин. Москва, 2013. С. 113.
[8] Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. / С.А. Белов. – Санкт-Петербург: Изд. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2015. – С. 51
[9] Серков С.В. К вопросу о понятии голосования и его роли в избирательном процессе Российской Федерации. / С.В. Серков, В.А. Серков // Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе. – Тюмень: Вектор Бук, - 2014. – С. 182.
[10] Зиновьев А.В. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. / А.В. Зиновьев, И.С. Полякова. – Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2013. – С. 221.
[11] Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. / С.Д. Князев. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2013. – С. 127.
[12] Шапиев С.М. Участники избирательного процесса: статус, полномочия, ответственность./ С.М Шапиев, Р.Ф. Биктагиров, А.С. Шапиев. – Грозный: ФГУП "Изд.-полигр. комплекс "Грозненский рабочий", 2014. – С. 241.
[13] Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / К.В. Краснов. Москва, 2014. С. 14.
[14] Худолей К.М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии: Учеб. Пособие. / К.М. Худолей Перм. гос. ун-т. Пермь, 2014. С. 125.
[15] Избирательный кодекс Свердловской области (с изменениями на 21 декабря 2015 года)
[16] Конституция Российской Федерации. – Москва: Юрайт, 2014.
[17] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ред. от 05.04.2016 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253; Собрание законодательства РФ. – 2016. – №17. – Ст. 2340.
|