В настоящее время недостаточно четко решены проблемы установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка. При анализе норм законодательства, выявилось, что в подходах к понятию разрешенного использования земельных участков отсутствует ясность и последовательность, а также не определено его место в системе земельных правоотношений.
Основные положения в сфере разрешенного использования земельных участков содержатся в пункте 2 статьи 7 ЗК РФ. В статье прописано, что правовой режим земель следует определять с учетом их причастности к конкретной категории и разрешенного использования.
В 2016 году согласно действующей законодательной системе все земельные участки и объекты недвижимости обязательно должны быть поставлены на кадастровый учет. Для того чтобы оформить участок необходимо провести его оценку, составить территориальный план, определить вид разрешенного использования и многое другое.
Согласно Земельному кодексу РФ территории могут использоваться только на основании вида разрешенного использования. Вид разрешенного использования (ВРИ) является одним из самых главных показателей при определении правового статуса земли.
ВРИ необходим с этого года не только для определения кадастровой стоимости участка, но и для установления минимальных и максимальных размеров участка, а также и для возможности перехода права собственности на землю. Все эти сведения должны быть внесены в Единый государственный кадастр недвижимости.
Министерство экономики РФ в сентябре 2014 года подписало постановление о вводе единой системы классификации видов разрешенного использования земельными участками. В которой выделило двенадцать групп (ведение с/х деятельности, размещение объектов жилой недвижимости, изучение природных ресурсов и так далее), каждая из которой делится на подгруппы.
Изменение вида разрешенного использования участка необходимо, если собственник собирается вести свою деятельность не в соответствии с ВРИ.51 Например, объект недвижимости на участке предназначен для жилья, а владелец собственности собирается заняться предпринимательской деятельностью. Для того чтобы воплотить свои планы в жизнь собственнику необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка. Для этого он самостоятельно выбирает новый вид разрешенного использования и обращается в органы кадастрового учета.
В настоящее время в законодательстве РФ предусмотрены для использования земельных участков общего пользования неких ограничений, но довольно плохо урегулированы вопросы, касающиеся непосредственно процесса установления таких ограничений. Отсутствует единая практика решений многочисленных практических вопросов, поэтому собственникам, нелегко приходится при защите своих прав на землю в суде.
Цель правовой охраны земли – это сохранение, восстановление и улучшение качественного состояния земель.
Использование земельных участков должно осуществляться с позиции заботы о будущем поколении. Так в статье 9 пункта 1 в Конституции РФ, говорится о том, что «земли, как и прочие естественные объекты, применяются и охраняются в Российской Федерацией, как основа жизнедеятельности народонаселения, осуществляющего деятельность и проживающего на данной территории».
Тем не менее, в пункте 1 статьи 8 Конституции РФ гарантируется «свобода экономической деятельности», в пункте 1 статьи 34 «свободное использование земли для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности», а в пункте 2 статьи 36 «свободное владение, пользование и распоряжение землей…».
Собственники земельных участков, согласно ст. 284 ГК РФ, нарушающие требования рационального использования земли, а также использование земли не по целевому назначению и не использование земельных участков с/х назначения или строительства в течение трех лет, несут ответственность в форме изъятия этих участков либо наложением на них административных взысканий виде штрафа.
Проблема правовой охраны земли сама по себе не возникает. Поэтому причиной для осуществления мер по охране земель является объективной необходимостью для устранения негативных последствий, которые возникают в результате использования земельных ресурсов.
Правовая охрана земель в РФ установлена законами, правовыми актами в сфере применения способов и нормативов рационального использования земель, возложение на собственников земельных участков природоохранительных обязанностей, а также земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, и ответственность нарушителей земельного порядка.
Земельный кодекс РСФСР 1991 года предусматривал только государственный контроль над использованием и охраной земель. В настоящее же время в главу 12 ЗК РФ введено понятие «земельный контроль», разделив его по видам на государственный, муниципальный, общественный и производственный.
За государственный земельный контроль отвечают специально уполномоченные органы, которые контролируют соблюдение земельного законодательства, требований охраны и положенного использования земель всеми организациями и гражданами. За осуществление государственного земельного контроля отвечает, прежде всего, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Некоторые функции по контролю над рациональным использованием и охраной земли, осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Контроль над осуществлением санитарно-гигиенических, санитарно-профилактических мероприятий при выборе земельных участков под застройку населенных пунктов осуществляет Министерство здравоохранения РФ и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Контроль над рациональным использованием и охраной земель в городах и сельских поселениях, возложен на Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Муниципальный земельный контроль в области использования земель на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
Общественным земельным контролем занимаются органы территориального самоуправления и общественные организации.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке собственником, землепользователем, арендатором, применяется производственный контроль.
Основанием ответственности в области охраны и использования земель подпадает земельное правонарушение, которое посягает на общественные земельные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения.
В юриспруденции применяются различные виды ответственности, в зависимости от общественной значимости и опасности. Основными видами ответственности в науке юридического права выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.
В настоящее время в условиях рыночной экономики в области охраны земельных отношений принадлежит уголовному праву. Преступления в сфере земельных отношений имеют повышенную общественную опасность. Согласимся с мнением В.Н. Кудрявцева, который в своих научных трудах отмечал, «большая часть преступных действий нарушает не только уголовно-правовую норму, но одновременно и нормы иных отраслей права».
Отсюда следует, что классификация противоправного деяния и привлечение к уголовной ответственности связано с обращением к нормам других отраслей законодательства.
Административное законодательство также служит общей цели охраны правопорядка. Ответственность, согласно нормам КоАП РФ широко применяется в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В юридической литературе идут дискуссии о том, чтобы термин «производство по делам об административных правонарушениях», заменить на термин «производство по привлечению лиц к административной ответственности». С позицией П.И. Кононова о том, что предлагаемое название точнее определяет содержание указанного производства, мы полностью согласны. Так как в рамках этого производства разрешаются дела не только норм административного права, но и затрагивают нормы конституционного, земельного, финансового, экологического, налогового и других отраслей права.
В ходе осуществления человеческой деятельности возникают правоотношения по природопользованию, которые характеризуются воздействием на природные ресурсы и которые охраняются дисциплинарными санкциями. Дисциплинарная ответственность за правонарушение связанное с землей применяется к работнику как неисполнение земельно-правовых требований, которое относится к его трудовой функции.
Учеными цивилистической науки при характеристике гражданского правонарушения представляется, что противоправные гражданские деяния нарушают норму объективного права, а также субъективного права граждан и юридических лиц.
Наличие в Российском законодательстве специальной санкции - принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования, позволили некоторым ученым утверждать о существовании земельно-правовой ответственности. В юридической литературе имеются две противоположные позиции по вопросу существования земельно-правовой ответственности. Одни авторы (А.П. Анисимов, Ю.Г. Жариков и др.) считают, что это самостоятельный вид, а другие (С.А. Боголюбов, Д.В. Якунин и др.) отрицают его самостоятельный характер.
Объективной предпосылкой появления земельно-правовой ответственности, является специфика земельных общественных отношений и земельных правовых нарушений.
Считаем, что без норм о земельно-правовой ответственности применение мер административной и уголовной ответственности недостаточно, т.к. в результате неэффективности применения мер, устраняется лишь половина выявленных нарушений земельного законодательства.
Законодатель, при предоставлении прав на землю и природные ресурсы, должен предусматривать и соответствующие меры ответственности, обеспечивать защиту земли, исходя из ее публично-правового статуса и важности для будущих поколений.
Итак, на основании изложенного выше, можем сделать вывод, что вопросы, связанные с установлением и изменением вида разрешенного использования земельного участка решены недостаточно четко, в нем отсутствует ясность и последовательность в подходах к понятию разрешенного использования земельных участков, а также нет определенного места в системе земельных правоотношений.
До сих пор проблемой остаются многочисленные вопросы, связанные с процессом установления ограничений использования земель общего пользования, отсутствует единая практика решений многих практических вопросов.
Охрана правового режима представляет собой систему экономических, организационных и правовых мероприятий. Целью правовой охраны земли является сохранение, восстановление и улучшение качественного состояния земель. Причиной для осуществления мер по охране земель является объективной необходимостью для устранения негативных последствий, которые возникают в результате использования земельных ресурсов.
В настоящее время существуют государственный, муниципальный, общественный и производственный виды земельного контроля, каждый из которых выполняет определенные функции.
Различные формы ответственности за нарушение правового режима использования земель, являются важными элементами в системе охраны земельных участков.
В зависимости от общественной значимости и опасности применяются различные виды ответственности: уголовная, административная, гражданско- правовая, земельно-правовая.
Для создания эффективного механизма обеспечения охраны земель и рационального их использования необходимо устранить пробелы в законодательстве об ответственности за земельные правонарушения и недостатков в его применении.
|